Антиинфляционная политика государства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является рассмотрение инфляционного процесса и меры по борьбе с ней - антиинфляционной политики в РФ.
Задачами работы являются:
- определить, что подразумевается под словом «инфляция»;
- рассмотреть некоторые виды инфляции;
- рассмотреть последствия инфляции;
- просмотреть расчеты инфляции;
- рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 4
1.1 Понятие и виды инфляции 4
1.2 Причины инфляции 8
1.3 Инфляция спроса и издержек 9
1.4 Последствия инфляции 12
2 Антиинфляционная политика государства Российской Федерации 15
2.1 Этапы антиинфляционного процесса в РФ 15
2.2 Антиинфляционная модель для России 20
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика в России 25
2.4 Особенности антиинфляционного процесса в российской экономике 30
Заключение 33
Список используемых источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯисправл.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

 

    2.2 Антиинфляционная модель для России

 

Цель  антиинфляционной модели – управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если  это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.  Общеэкономические меры, предлагаемые для антиинфляционной модели в России:

1. Первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса  инвестиций путем оживления инвестиционного  процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и  страхованию инвестиционного риска.

2. Необходима смена  целевой ориентации экономической политики – подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства  невозможно реальное оздоровление финансовой денежной, банковской системы. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления  переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

«Правительственная комплексная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Но жесткого контроля за ее выполнением нет.  Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и  малый  бизнес, который на Западе создает 50 – 55% ВВП, а в России – лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как  государственные, так и частные инвестиции.

Главная задача, найти  выход из «ловушки ликвидности», в  которой оказалась Россия. Это  проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.

 Что касается предложения  ввести «второй» рубль для  безналичных расчетов, то  это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии.

Регулирование денежных факторов инфляции:

1) в условиях товарного  производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства.  В  этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать  роль  денежных  факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная политика  предусматривает  регулирование  эмиссии  денег  и скорости их обращения; 2) не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 – 40% против 5 – 10% в развитых  западных  странах).  Снижению потребности оборота  в  наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек;  совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках;

3) в антиинфляционных мерах  особое  место  принадлежит  регулированию скорости обращения одноименной денежной  единицы,  так  как  увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях;

4) чтобы взять инфляцию  под контроль, необходима реальная  статистика и  внедрение  экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков. 

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок цепных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка.

Выход российских правительственных  облигаций на мировой финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не было обеспечено эффективное использование этих  валютных  заимствований. Отсутствие реальных источников их погашения усугубили кризис фондового рынка.

В 2007 г. отмечен очередной всплеск инфляции, который продолжается в 2008 - 2009 гг. Сегодня антиинфляционная политика смещена в плоскость ее ограничения путем усиления государственного контроля за ростом цен, денежно-кредитного регулирования и ограничительной бюджетной политики.

При углублении интеграции России в  мировой валютный рынок наиболее остро стоит проблема экспансии иностранных производителей на российском рынке. Уже сейчас импортные товары составляют значительную часть российского потребительского рынка. Доля импорта в потреблении продовольствия в России к 2004 г. достигла 31%. Зачастую продвижение продукции иностранных производителей осуществляется при помощи агрессивных методов рыночной экспансии, прежде всего демпинговых цен.

Накануне инфляции российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств, в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования.

В комплексе мер по возрождению  фондового рынка важное место  занимает слияние инвестиционных и  банковских структур. Перспективным  инструментом привлечения российских  инвесторов становятся корпоративные ценные бумаги.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы внешних  факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры мировых рынков.

Снижение курса рубля к доллару  стало активным фактором инфляционного  роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в  России.  Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на  доллары и другие инвалюты. С введением частичной конвертируемости рубля и  расширением валютных прав юридические лица и граждане активно покупают доллары на рубли. Это означает, что Россия «кредитует» США, которые регулярно экспортируют  доллары для наших банков.

Выбор курсовой политики также оказывается  весьма непростой задачей. В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы.

С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6%.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв запретить хождение доллара утопичен  и чреват появлением «черного» валютного рынка. Но целесообразно и возможно ограничить функции доллара.

Для сдерживания «импортируемой»  инфляции Центральный банк РФ ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евро Союзов. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному изменению) валютному   коридору, совершенствование порядка котировки официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем. 

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля  к доллару, но и внешнее «бегство»  российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для стран, переживающих  экономические и политические трудности. Тем самым Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания  инфляции. Необходима государственная программа сдерживания «бегства». Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике. В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых  в  основном  для  финансирования бюджетного дефицита,   не обеспечивает оздоровления экономики.

Отсутствие действенных законов,  регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов  рынка – одна из причин дестабилизации экономики и  инфляции  в  России.  Принятые  законы обеспечивают  лишь  половину  потребности  рыночной  экономики  в  них.  Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм  реализации законов,  контроль за  их   исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать    доверие у предпринимателей и населения.

Для успеха антиинфляционной программы  важно также заручиться поддержкой средств массовой информации. Важно признание необходимости  государственного  регулирования  экономики  в дополнение к рыночным регуляторам. 

 

    2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика в Российской экономике

 

В структуру антиинфляционной политики государства включены стратегия (вбирающая  в себя радикальные меры) и тактика (способная быстро стабилизировать динамику цен).

Меры антиинфляционной стратегии:

- следует завершить  начатые реформы (компаний, бюджетной,  налоговой, банковской систем и т.д.), в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;

- нужна смена целевой  ориентации экономической политики  – с угнетения инфляции хоть, какой ценой на рост ВВП. Без подъема государственного производства нереально реальное оздоровление денежной банковской систем. Основой данной программы обязана быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы её стабилизацию, потом подъем производства продуктов и услуг, которые служат обеспечением рубля;

- первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса инвестиций методом оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о способности наибольшего привлечения капиталов частного сектора благодаря настоящим гарантиям и страхованию инвестиционного риска. «Правительственная комплексная программа стимулирования российских и иностранных инвестиций в экономику России» предугадывала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5% ВВП. Но твердый контроль за её выполнением отсутствует. Не работает практически ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В таковой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 – 55% ВВП, а в России – только около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

Важную роль в регулировании  инвестиции признаны сыграть принятые Нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Обязана активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%);

- принципиально отыскать выход из «ловушки ликвидности», в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит создать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, методом налогового регулирования.

возможным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за предел по нелегальным  и легальным каналам. Для этого необходимы решительные меры;

- обычно делается ставка  на привлечение иностранных инвестиций  для экономического развития. Но  Россия не может рассчитывать  на их большой приток. Во-первых, в мире не достаточно реально  свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни утрат в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для России больший энтузиазм представляют прямые инвестиции в создание, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции (78% иностранный инвестиций в первом полугодии 2006 г.) В государственные и ценные корпоративные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во время кризиса в России в августе 1998г. Принятые после кризиса меры могут провоцировать в перспективе привлечения прямых иностранных инвестиций. Общий размер скопленных прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл.  в 2006 г.    Большинство отраслей реальной экономики испытывают ставший хроническим дефицит инвестиций, не в состоянии наращивать объемы производства при том, что доля сбережений в ВВП составляла в 2007 г. 30,7%, а уровень валовых инвестиций в основной капитал всего 17, 9%.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Их главная цель является снижение темпа инфляционного процесса. Это требует сокращения разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением:

1. Расширяется совокупное предложение при относительно неизменном совокупном спросе.

2. При постоянстве совокупного предложения жесткими дефляционными мерами сжимается совокупный спрос.

В реальной действительности при осуществлении  антиинфляционной тактики, государство  может одновременно воздействовать и на спрос, и на предложение. Рассмотрим это на примере такого мощного тактического регулятора, каким является приватизация государственной собственности. Ее тактический антиинфляционный эффект реализуется по следующим направлениям:

Информация о работе Антиинфляционная политика государства Российской Федерации