Анализ уровня безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать состояние рынка труда и безработицы в России на современном этапе его развития, раскрыть основные теоретические и практические аспекты безработицы, выявить специфические особенности безработицы и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед государством в регулировании безработицы.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно выделить основные задачи:
− раскрыть сущность безработицы и ее основные виды;
− рассмотреть основные теории занятости и безработицы;
− проанализировать показатели уровня безработицы;
− рассмотреть социально-экономические последствия безработицы;
− проанализировать структуру и уровень безработицы в России;
− выявить основные причины безработицы;
− проанализировать структуру безработицы в Оренбургской области;
− рассмотреть методы государственного регулирования занятости в РФ.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты безработицы 5
1.1 Сущность безработицы и ее виды 5
1.2 Основные теории занятости и безработицы 8
1.3 Показатели уровня безработицы 10
1.4 Социально-экономические последствия безработицы 19
2 Анализ уровня безработицы в России 22
2.1 Структура и уровень безработицы в России 22
2.2 Основные причины безработицы в России 26
2.3 Масштабы и структура безработицы в Оренбургской области 27
2.4 Государственное регулирование занятости в России 29
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение А 39
Приложение Б 41

Файлы: 1 файл

kursovaya_makro_1.docx

— 907.43 Кб (Скачать файл)

Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних  заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Данные виды политики государства  тесно взаимосвязаны между собой  и в совокупности определяют влияние  на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам минимизации  безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации [12].

Макроэкономическая политика:

 Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.  Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • льготное налогообложение,
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • льготное кредитование  (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п. [13].

Социальная политика:

  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости  населения:

  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен [16].
  • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
  • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
  • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
  • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных) [22].

Рассмотрим подробнее  возможность минимизации безработицы  с помощью биржи труда. В настоящее  время функции биржи труда  выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые государственные  службы занятости населения, подчиненные  министерствам труда. В задачу государственных  служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при  трудоустройстве безработных и  лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей  силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные  биржи труда ведут учет безработных  и производят выплату пособий  по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный  лишается такого пособия.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие [21].

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1. Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

7.Организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание  помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения;

8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

11.  В законе определен  статус безработного, которым является  вынуждено незанятый человек,  по отношению к которому государство  не смогло выполнить своих  обязательств, то есть не предоставило  работы. Однако не всякий незанятый  человек, желающий работать, получает  статус безработного и может  рассчитывать на социальную помощь  или поддержку государства. Для  этого требуется соблюдать два  условия. Во-первых, гражданин должен  быть трудоспособного возраста  и обладать способностью к  систематической работе по какой-либо  профессии. Если профессии нет,  то он обязан принять предложение  службы занятости о предварительной  профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться,  то есть желание и обязанность  принять предложение о подходящей  работе.

12.Оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан,  трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии; 

13.Выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

14.Подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

15.Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства населения [18].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В ходе написания данной работы я изучила понятие, сущность безработицы, рассмотрела виды безработицы, основные теории занятости и безработицы, показатели уровня безработицы.

Также проанализировала состояние  безработицы в России, причины  и последствия безработицы, а  также метода борьбы с ней.

Безработица представляет собой  сложное социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не занята в  общественном производстве товаров  и услуг и не может реализовать  свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие  различных видов безработицы  требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной  безработицы для поддержания  полной занятости населения и  достижения высокого уровня экономического развития.

 Наличие безработицы  является неизбежным, и, более  того, необходимым для эффективного  развития экономики государства.  Безработица влечет за собой  ряд положительных и негативных  последствий, выступая и как  фактор повышения эффективности  труда, и, как фактор снижения  уровня жизни населения. Показатель  безработицы является одним из  ключевых показателей для определения  общего состояния экономики, уровня  жизни населения, а также для  оценки эффективности экономической  деятельности государства. При  неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы экономическая  система работает, не достигая  границ своих производственных  возможностей.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия  потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными.  Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров  привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии  в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Официальное признание безработицы  в России произошло в 1991 г., с этого  времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в  России, начиная с 1991 года по настоящий  момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько  лет, что достигается благодаря  государственной политике в области  социального регулирования, в сфере  занятости, макроэкономической политике.

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ, численность безработных в России в октябре 2012г., согласно предварительным данным, составила 4 млн. человек, или 5,3% от численности экономически активного населения.

По сравнению с сентябрем 2012г. число безработных выросло  на 1%, а по сравнению с октябрем 2011г. снизилось на 16,3%.

Количество экономически активного населения в октябре 2012г. составила 75,5 млн человек, или  около 53% от общей численности населения страны.

При этом официально зарегистрированных безработных в октябре 2012г. стало  меньше по сравнению с сентябрем  с.г. на 3,4% - 987 тыс. человек. По сравнению  с октябрем 2011г. этот показатель снизился на 18,8%.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы  сегодня существенно превышает  ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И  причина этому - ускорение темпов роста численности циклической  и структурной безработицы.

 Преодоление этих тенденций  предполагает прежде всего расширение  информационной базы о безработице.  Сегодня мы располагаем достаточной  информацией о численности безработных,  ее структурах, продолжительности  и, что особо надо отметить, информацией о распределении  безработных по занятиям, по отраслям  экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно,  сегодня хорошо известны очаги  безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.

Информация о работе Анализ уровня безработицы в России