Анализ теории и практики развития современных денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ теории и практики развития современных денег.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить деньги как центральное звено экономической теории;
- описать различные трактовки сущности денег;
- рассмотреть зарубежный опыт денежного регулирования, охарактеризовать особенности денежной системы Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ДЕНЬГИ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕНЕГ
1.2 ФУНКЦИИ И РОЛЬ ДЕНЕГ
Глава 2 РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ СУЩНОСТИ ДЕНЕГ
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДЕНЕГ
2.2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕНЕГ
Глава 3 ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1Современные деньги. Критический анализ теории и практики - курсовая (2009).doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)


Глава 3. ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ

 

3.1 Зарубежный опыт реализации денежного регулирования

 

Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики. Монетаристская политика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие. Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Важнейшая цель денежной политики - обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.

Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности (M0), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке. Деньги высокой эффективности только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты M1, M2, M3.

Рассмотрим особенности политики Европейского центрального банка в области денежного регулирования.

Первый элемент стратегии ЕЦБ в области денежного регулирования касается количественного определения ценовой стабильности. Кроме того, эта стратегия также предусматривает определенный порядок, согласно которому Совет управляющих обязан провести оценку всей необходимой информации и аналитических отчетов для принятия решений о перспективах денежно-кредитной политики и, таким образом, обеспечить поддержание ценовой стабильности. С этой целью стратегия также предусматривает определенный порядок разъяснения принимаемых решений общественности в простой и доступной форме [6. C. 49].

Краткосрочные ставки денежного рынка играют важную роль в обеспечении функционирования передаточного механизма денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика оказывает значительное влияние на краткосрочные номинальные процентные ставки на денежном рынке. Фиксируя процентные ставки, денежно-кредитная политика различными путями влияет на экономику и, в конечном счете, на уровень цен.

Для выполнения своей основной задачи Евросистема имеет в своем распоряжении ряд инструментов и процедур денежно-кредитной политики. Они образуют операционные механизмы, применяемые для реализации денежно-кредитной политики.

Центральный банк управляет краткосрочными ставками на денежном рынке, посылая ему сигналы о том, какую позицию банк занимает в рамках денежно-кредитной политики, и регулируя уровень ликвидности на денежном рынке. Являясь единственным эмитентом банкнот и банковских резервов, центральный банк полностью контролирует валютную базу. Валютная база Еврозоны включает в себя валюту (банкноты и монеты) в обращении, резервы контрагентов Евросистемы, а также средства, привлекаемые через депозитный механизм. В балансе Евросистемы эти статьи проходят как обязательства. Резервы далее подразделяются на требуемые (минимальные) и избыточные. В рамках системы минимальных резервов контрагенты обязаны держать свои резервные средства на счетах в национальных центральных банках. Дополнительно к таким требуемым резервам кредитные учреждения обязаны держать в рамках Евросистемы избыточные резервы, которые обычно составляют небольшие суммы [6. С. 51].

В силу своего монопольного положения центральный банк способен управлять уровнем ликвидности на денежном рынке и влиять на уровень действующих на нем процентных ставок.

Помимо управления процентными ставками за счет регулирования уровня ликвидности, центральный банк может также обозначать на денежном рынке свою позицию в рамках денежно-кредитной политики. Это обычно делается путем изменения условий, на которых центральный банк готов заключать сделки с кредитными учреждениями.

Центральный банк также ставит перед собой задачу обеспечивать стабильное функционирование денежного рынка и содействовать удовлетворению потребностей кредитных учреждений в ликвидных средствах. Это достигается путем регулярного предоставления кредитным учреждениям возможностей рефинансирования и кредитов, которые позволяют им регулировать сальдо на конец дня и сглаживать временные колебания объемов ликвидности.

Операционные механизмы Евросистемы основаны на принципах, закрепленных в Договоре об учреждении Европейского союза. Статья 105 Договора гласит, что при решении своих задач Евросистема «действует в соответствии с принципами открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя при этом рациональному распределению ресурсов».

Таблица 3.1. Операции на открытом рынке и постоянно действующие механизмы Евросистемы

Операции в рамках денежно-кредитной политики

Типы сделок

Сроки

Периодичность

Выделение ликвидности

Поглощение ликвидности

Операции на открытом рынке

Основные операции по рефинансированию

Обратные сделки

-

Одна неделя

Еженедельно

Долгосрочные операции по рефинансированию

Обратные сделки

-

Три месяца

Ежемесячно

Корректировочные операции

Обратные сделки

Валютные свопы

Не стандартизированы

Нерегулярно

Валютные свопы

Привлечение срочных депозитов

Обычные сделки покупки

Обратные сделки

 

Обычные сделки продажи

Структурные операции

Обратные сделки

Выпуск долговых сертификатов

Не стандартизированы

Нерегулярно

 

В Таблице 3.1 перечислены основные характеристики двух видов операций, которые предусмотрены в Евросистеме для осуществления денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке и постоянно действующие механизмы. Наиболее важными являются операции на открытом рынке. Это название применяется к операциям, которые осуществляются по инициативе центрального банка, обычно на денежном рынке. Операции на открытом рынке играют важную роль в управлении процентными ставками, обозначая позицию ЕЦБ в рамках денежно-кредитной политики и регулируя уровень ликвидности на денежном рынке.

Основные операции по рефинансированию (ООР) являются главными операциями на открытом рынке и представляют собой важнейший инструмент денежного регулирования Евросистемы. Посредством основных операций по рефинансированию Евросистема предоставляет заемные средства своим контрагентам. Займы всегда предоставляются под залог, чтобы защитить Евросистему от финансовых рисков [6. С. 54].

Кредитование посредством операций на открытом рынке обычно осуществляется в форме обратных сделок. При совершении сделок такого рода центральный банк приобретает активы по соглашению о выкупе активов или выделяет заем под активы, предоставленные в качестве залога. Таким образом, обратные сделки — это операции, которые предполагают лишь временное отчуждение активов и проводятся на открытом рынке с целью предоставления ликвидных средств на заранее определенный и ограниченный срок.

Для того, чтобы управлять краткосрочными процентными ставками на денежном рынке и, в частности, ограничивать их колебания, Евросистема создала для своих контрагентов два постоянно действующих механизма: резервный механизм ломбардного («овернайт») кредитования и депозитный механизм. Оба механизма действуют в течение строго ограниченного периода времени — до начала следующего рабочего дня, а доступ к ним предоставляется контрагентам по их желанию. Процентная ставка, установленная для резервного механизма ломбардного кредитования, как правило, значительно выше соответствующей рыночной ставки, а для депозитного механизма — значительно ниже рыночной ставки. В результате кредитные учреждения обычно прибегают к постоянно действующим механизмам только в самом крайнем случае. Поскольку ограничения на доступ к этим механизмам отсутствуют (за исключением требования залога в случае использования механизма ломбардного кредитования), их процентные ставки обычно представляют собой верхний и нижний пределы ставки по однодневным депозитам на денежном рынке [6. С. 59].

Определяя уровень процентных ставок для постоянно действующих механизмов, Совет управляющих устанавливает коридор, в пределах которого может колебаться процентная ставка по однодневным кредитам на денежном рынке.

 

3.2 Особенности денежной политики Беларуси

 

Проводимая монетарная политика способствует сохранению высоких темпов экономического роста и обеспечению выполнения других напряженных прогнозных параметров.

В экономической политике основное внимание уделяется рационализации использования ограниченных ресурсов и их концентрации на приоритетных и перспективных направлениях; сокращению материало- и энергоемкости производства; реализации компенсационных мер в соответствующих секторах и отраслях экономики; инновационному развитию и опережающему росту инвестиций в модернизацию экономики с расширением привлечения внешнего финансирования; улучшению финансового состояния реального сектора экономики, активизации структурных и институциональных преобразований, развитию многовекторных внешнеэкономических связей.

Вместе с тем в развитии экономики выполняются преимущественно количественные показатели, качество экономического роста, обеспечиваемое наукоемкостью, инновационностью производства и конкурентоспособностью продукции, оставляет желать лучшего. В стране существуют определенные проблемы и риски, которые могут оказать сдерживающее влияние на экономическое развитие страны. Среди основных проблем следует отметить:

низкую эффективность отдельных направлений экономической политики (в сфере АПК, импортозамещения, расширения источников местных энергоресурсов, отдельных направлений бюджетных расходов) в условиях дополнительной нагрузки на экономику из-за продолжающегося роста цен на энергоносители;

по-прежнему крайне низкий (около 0,97% к ВВП) уровень затрат на исследования и разработки;

замедление темпов роста инвестиций при значительном износе активной части основных средств, особенно в инфраструктурных отраслях, что в конечном счете обусловливает высокую материало- и энергоемкость производства;

невысокую рентабельность большинства предприятий при большой налоговой нагрузке и значительных сверхнормативных запасах отдельных видов готовой продукции на складах;

недостаточные мотивационные механизмы, что ведет к оттоку квалифицированных кадров в зарубежные (прежде всего сопредельные) страны;

медленное проведение эффективных структурных и институциональных преобразований в стране, сдерживающих модернизацию и повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

высокую загруженность конкурентоспособных производственных мощностей и ограничения по отдельным видам ресурсов;

недостаточную ресурсную базу банковской системы в условиях ускоренного роста уровня монетизации экономики и возрастания потребности в кредитных ресурсах для модернизирующейся экономики и из-за роста цен на энергоносители [10. C. 56].

В экономической теории выделяются 2 основных подхода к денежному регулированию. Первый подход заключается в том, что центральный банк (в Республике Беларусь – Национальный банк) определяет достаточно жесткие денежно-кредитные условия функционирования коммерческих банков. Достоинствами такого подхода являются ограничение темпов инфляции и обеспечение относительной стабилизации курса национальной валюты. Одновременно понижается ставка рефинансирования, что, в теории, должно стимулировать инвестиционную активность субъектов хозяйствования. В этом случае при функционировании в рыночных условиях реальный сектор экономики вынужден повышать эффективность хозяйствования, так как для него ограничиваются возможности получения льготных кредитов. Таким образом, для предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а «зарабатывание» денег. Недостатком такого похода является разорение предприятий, не способных динамично перестраиваться в соответствии с требованиями рынка. При этом обычно происходит рост безработицы.

Второй подход базируется на мониторинге центральным банком основных финансовых показателей деятельности реального сектора и корректировке поведения коммерческих банков в соответствии с целевыми приоритетами развития производственного сектора республики. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результатом такой политики является поддержание достаточно рентабельного уровня хозяйствования большинства промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Недостатком такого подхода является снижение экономической заинтересованности работников предприятий в эффективном хозяйствовании, рост иждивенческих настроений прежде всего на государственных предприятиях. Применяемая при этом финансовая поддержка реального сектора экономики вызывает необходимость увеличения размера денежной массы, что ведет к ускорению темпов инфляции, ослаблению белорусского рубля, росту процентных ставок и снижению инвестиционной активности [10. C. 58].

На практике в деятельности Национального банка Республики Беларусь применяются оба подхода. С одной стороны, он стремится ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной перестройки. В частности, в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год» проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики предполагает улучшение качественных параметров функционирования экономики на основе разработки и реализации программ структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики; обеспечения привлечения иностранных инвестиций; активизации малого предпринимательства и процессов комплексной реструктуризации, разгосударствления, акционирования и приватизации крупных и средних предприятий, а также отказа от использования кредитов Национального банка на финансирование дефицита государственного бюджета; сокращения излишней численности занятых на производстве и совершенствования механизма распределения доходов.

Информация о работе Анализ теории и практики развития современных денег