Анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Цель исследования – анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России (на примере ТТИ ЮФУ).
Задачи исследования:
1. Определить демографическую ситуацию в стране.
2. Рассмотреть научно-техническую и социально-экономическую среду.
3. Изучить рынок образовательных услуг.
4. Изучить конкурентную среду вуза.
5. Изучить продукцию вуза.

Содержание работы

Введение
3
Основные результаты исследования:
5
- Демографическая ситуация
9
- Научно-техническая и социально-экономическая среда
9
- Рынок образовательных услуг
9
- Конкурентная среда
10
- Продукции вуза
11
- Ценообразование
13
- Профессорско-преподавательский состав (ППС)
13
- Процесс обучения
14
- Реклама
14
рекомендации
16
Заключение
18
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Технологический институт

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Южный федеральный  университет»

 


 

Факультет  управления в экономических и социальных системах 
Кафедра менеджмента

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: “Организация исследовательской деятельности”

на тему

«Анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России

(на примере ТТИ ЮФУ)».

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. МГМ - 31

Багдасарова М.Р.

 

Проверил: 
К.т.н., доц., доцент кафедры Менеджмента Тытарь А.Д.

 

 

 

 

                                                 Таганрог 2012 г.

Содержание:

 

Введение

3

Основные  результаты исследования:

5

- Демографическая ситуация

9

- Научно-техническая  и социально-экономическая среда 

9

- Рынок образовательных  услуг

9

- Конкурентная  среда 

10

- Продукции вуза

11

- Ценообразование 

13

- Профессорско-преподавательский состав (ППС)

13

- Процесс обучения

14

- Реклама

14

рекомендации

16

Заключение

18

Список литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях социально-экономическое  положение страны непосредственно  зависит от того вклада, которое  она вносит в развитие общечеловеческой цивилизации, в науку, культуру, образование. Особое место в этом процессе отводится высшему образованию, которое рассматривается как один из главных, ведущих факторов социального, экономического и культурного процессов общества.

В настоящее время высшее образование сталкивается с проблемами и трудностями в таких областях, как финансирование, создание справедливых условий доступа к учебным  программам и самого обучения, содействия повышению профессиональной квалификации, ориентация подготовки на приобретение конкретных навыков, повышение качества преподавания, научных исследований и услуг, обеспечение адекватности программ, возможности трудоустройства выпускников. В то же самое время перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию новых знаний, управлению ими, их распространению.

В современных условиях для  успешного функционирования вузов  на рынке образовательных услуг  необходимым условием является использование  маркетингового подхода в управлении жизнедеятельностью вузов.

Актуальность темы исследования. Определяется ключевой ролью образования, которую оно играет в решении социально-экономических проблем нашего общества в целом, а также необходимостью научного обоснования маркетингового подхода, применения его инструментов и методов к развитию и совершенствованию управления деятельностью высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

Цель исследования – анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России (на примере ТТИ ЮФУ).

Задачи исследования:

1. Определить демографическую ситуацию в стране.

2. Рассмотреть научно-техническую и социально-экономическую среду.

3. Изучить рынок образовательных услуг.

4. Изучить конкурентную среду вуза.

5. Изучить продукцию вуза.

6. Рассмотреть ценообразование  вуза.

7. Изучить ППС.

8. Изучить процесс обучения.

9. Рассмотреть рекламную  деятельность вуза.

Объект  исследования – современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России.

Предмет исследования – маркетинговая деятельность ТТИ ЮФУ.

Методы исследования: статистическое оценивание, анализ конкурентной среды, сравнительно-сопоставительный анализ, вторичный анализ результатов социологических исследований, экспертный опрос.

Практическая  значимость работы - определяется тем, что рекомендации, разработанные в результате исследования, будут способствовать оптимизации маркетинговой деятельности ТТИ ЮФУ

 

 

 

 

 

 

Основные  результаты исследования.

В первую очередь  было проведено исследование для  определения собственной доли рынка, отношение потенциальных потребителей услуг к ТТИ ЮФУ. В качестве объекта исследования были выбраны люди (общая численность - 22 человека), которые не имеют высшего образования и не учатся в настоящий момент в высших учебных заведениях, то есть, наиболее активная часть потребителей образовательных услуг. Результаты опроса приведены ниже:

 

Диаграмма 1. Возрастная структура респондентов

 

Диаграмма 2. Распределение  респондентов по признаку пола

Диаграмма 3. Распределение  респондентов по уровню образования

 

Необычные результаты были получены в ответе на второй опрос - "Откуда Вы получили первую информацию о ТТИ ЮФУ?".

 

Диаграмма 4. Распределение  респондентов по источникам информации о ТТИ ЮФУ

 

Мы видим, относительно невысокую  роль как рекламы, так и публикаций в прессе в предоставлении первоначальной информации о ТТИ ЮФУ, что вполне понятно при небольшом рекламном бюджете. То что, большинство респондентов узнали о ТТИ ЮФУ от знакомых, с одной стороны, скрывает изначальные источники информации о вузе, но и свидетельствует о том, что ТТИ пользуется неплохой репутацией среди группы потенциальных потребителей. То есть, студенты или абитуриенты или люди, иным образом имеющие отношение к вузу, рекомендуют или, по крайней мере, сообщают о нем своим знакомым. С этим утверждением хорошо коррелируется также следующий график, построенный в результате ответов опрашиваемых на вопрос "Какое мнение сложилось у Вас о ТТИ ЮФУ?"

 

Диаграмма 5. Субъективное отношение респондентов к ТТИ ЮФУ.

 

Легко заметить, что положительное или преимущественно положительное субъективное отношение сформировалось у половины респондентов. Отрицательное, или преимущественно отрицательное - у каждого шестого. Остальные не смогли определиться в отношении либо не составили целостного представления о ТТИ ЮФУ.

Ответы на последний вопрос "Будете ли Вы поступать в ТТИ  ЮФУ?" распределились следующим образом:

Диаграмма 6. Отношение респондентов к поступлению в ТТИ ЮФУ.

 

Не должно смущать  большое количество тех, кто точно  или, скорее всего, не собирается поступать в ТТИ (почти 60%). Вероятно, что получать высшее образование в ближайшем будущем захотят и смогут не все опрошенные. Поэтому, 21% тех, кто, скорее всего, будет поступать в ТТИ ЮФУ, даже при отсутствии тех, кто точно решился на поступление, выглядит достаточно оптимистичным показателем.

Имеет смысл  проводить подобные исследования также среди выпускников школ с целью корректировки маркетинговой политики вуза, определения собственной доли рынка, отношения потенциальных потребителей услуг к ТТИ ЮФУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демографическая ситуация.

Сокращается кол-во школьников старших классов. В 2009 – 899 т.ч., в 2010 – 822 т.ч. Это примерно 2 человека на место. В 2011 году выделено 448 тыс. бюджетных мест. 2012 по прогнозу число выпускников достигнет 700 т.ч. Демографы пересчитали всех выпускников до 2026 г. Все потенциальные абитуриенты уже рождены. О чем это говорит? Усиливается конкуренция между вузами, прежде всего в регионах. В мегаполисах среди вузов также активизировались войны за абитуриента. Представители ВУЗов посещают школы, лицеи, подготовительные курсы. Вузы развернули усиленную пропаганду и агитацию среди школьников. Такие механизмы работы со школьниками 9, 10, 11 класса необходимо усиливать. Необходимо принимать в расчет тех абитуриентов, которые уже успели родиться и вырасти. Это более взрослые социально-демографические группы населения. Прежде всего, молодежь, выпускники, менеджеры и др. категории.

Научно-техническая и социально-экономическая среда.

ТТИ ЮФУ необходимо развивать дистанционное образование. Дистанционное обучение должно стать приоритетным стратегическим направлением развития образования на перспективу. Сайт и электронная почта должны стать понятным и удобным инструментом интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, руководства и исполнителей.

Кризис закончился, а доходы активной части населения сократились. Платежеспособность населения упала. Многие специалисты попали под сокращение, а если остались, то их зарплата упала на 30-50%. Из этого следует, прежде, чем назначать цену на ОП, должны быть максимально взвешены на предмет платежеспособности населения.

Рынок образовательных услуг.

Так получается, что адекватную работу по управлению спросом и предложением на рынке  образовательных услуг (а значит, и спросом на выпускников) сегодня  не ведут ни вузы, ни государство. Это  делает положение абитуриентов невыигрышным. Во-первых, абитуриентам не на что опереться при выборе будущей профессии, кроме советов друзей и родственников, не существует работоспособной системы профориентации,  адекватных и качественных ориентиров и запросов на специалистов. Во-вторых, даже сделав выбор, абитуриенты могут быть лишены возможности его реализовать — ведь государство устанавливает квоты на прием абитуриентов на отдельные специальности. В результате абитуриент, не имеющий возможности платить за свое обучение самостоятельно, может быть вынужден пойти учиться по специальности, которая ему совершенно не интересна, менее престижна и потому более доступна. В результате мы имеем много разочарований и не стыковок в ожиданиях и реалиях обучения студентов в вузе. Раньше вузы не обращали на это внимание. Теперь вынуждены обратить внимание, так как речь идет о студентах платной формы обучения, которые составляют основную долю в их бюджете. Необходимо уделить внимание причинам не лояльности со стороны студентов, обучающихся в вузе. Для того, чтобы лучше понять мотивы и причины оттока платных студентов из вузов и принять эффективные меры по предотвращению этих процессов, имеет смысл, например, рассмотреть использование  процедуры собеседования.

Конкурентная  среда вуза.

Уровень географической мобильности абитуриентов и выпускников в регионах очень низкий. Перераспределение абитуриентов, в силу ограниченности финансовых средств, в регионах имеет невысокий показатель. Крупные университеты  остаются региональными флагманами, по сути, работают на рынках, где у них отсутствуют конкуренты. Как показывают многочисленные исследования, абитуриенты при выборе вуза руководствуются такими критериям как:

- известность бренда,

- наличие привлекательных ОП,

- качество ППС,

- расположение вуза,

- международные возможности стажировок и получение двойных дипломов, изучение нескольких иностранных языков,

- академическая горизонтальная (переход с одной ОП на другую) и вертикальная мобильность (наличие магистратуры, аспирантуры, курсов),

- гибкий график обучения (возможность учиться по индивидуальным планам и удобство расписания),

- культурная жизнь в вузе,

- цена за  обучение.

Продукция вуза.

Продукция вуза представляет собой сложную конструкцию, так как имеет двух, одновременно, заказчиков: государство (бюджетные средства и места) и частные лица (внебюджетные средства и места). Конечным продуктом вуза является выпускник и его карьера на рынке труда. Занятость и востребованность выпускника на рынке труда, его личный материальный и профессиональный успех, в решающей степени, зависят от компетенций, навыков и умений. Положение выпускника на рынке труда все более становится актуальным показателем конкурентоспособности вуза. В последнее время стратегия повышения конкурентоспособности вуза  формируется через поиски вузом собственной рыночной позиции. Эта стратегия реализуется через развитие уникальных магистерских программ. Магистратура должна стать отдельной стратегией вуза – продуктовой стратегией, предлагающей потенциальным абитуриентам широкий выбор программ, которые пользуются повышенным спросом.

В высшем образовании  развитых странах США, Великобритании, Японии отмечается важность формирования у студентов общих навыков, которые  составляют основу становления у  студентов профессиональных компетенций,  таких как:

- умение общаться в команде, выстраивать коммуникации,

- обращаться с числами, мыслить в категориях, проектировать задачи,

- нести ответственность за развитие собственного человеческого капитала, знание информационных технологий (компьютерная грамотность),

- умение говорить на иностранном языке.

Информация о работе Анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России