Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно о олигополии и рассказано в этом реферате.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1глава. Теоретические аспекты олигополистических рынков.
1.1 Сущность олигополии…………………………………………………….
1.2.Формы взаимодействия фирм на олигополистических рынках,факторы их определяющие…………………………………………….
2 галва. Формы сотрудничества фирм на олигополистическом рынке.
2.1.Картель………………………………………………………………..
2.2. Лидерство в ценах…………………………………………….
2.3. Ценообразование издержки + …………………………………………….
2.4.
3 глава.Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации .
3.1. Основные характеристики олигополистического рынка в РФ
3.2. Формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке в экономике РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ek_teorii.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формы взаимодействия фирм на олигополистических рынках,факторы их определяющие

Существует два вида олигополии:

  1. первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;
  2. второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в том и  в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.

Олигополистическая взаимозависимость  фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.

Последний вариант чаще всего осуществляется в форме  ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен  с целью вытеснения конкурентов  с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.Олигополистическое взаимодействие - стратегия поведения конкурирующих фирм, направленная на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли.Взаимодействие среди немногих является столь плотным, что затрагивает все сферы конкуренции - цену и объем продаж, долю рынка и дифференциацию продукции, стимулирование сбыта и инновационную деятельность. Фактически конкуренция становится в высшей степени персонифицированной. Это дает не только дополнительные знания фирмам друг о друге, но и позволяет с высокой степенью определенности прогнозировать поведение своих соперников. В конечном счете все это создает предпосылки для выработки фирмами устойчивой стратегии поведения, которая в наибольшей степени отвечает реализации стоящей перед действующими на отраслевом рынке фирмами цели - максимизации прибыли. Решая вопрос в принципиальном плане, действующие в условиях олигополистического взаимодействия фирмы могут реализовать одну из двух стратегий координации деятельности - кооперативную или некооперативную.Кооперативная стратегия - это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска. Чем выше уровень кооперации продавцов, тем больше рыночное равновесие будет тяготеть к монопольному.Некооперативная стратегия - это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация осуществляется путем конкурентных способов, в рамках которых каждая фирма проводит независимую, направленную на укрепление собственного положения стратегию. Чем более конкурентным будет взаимодействие фирм, тем больше состояние рынка будет приближаться к конкурентному. Крайней формой такого поведения являются так называемые «ценовые войны», которые способны привести олигополистический рынок к исходу, характерному для рынка совершенной конкуренции.Выбор того или иного типа стратегии, равно как и форм реализации каждого из них, зависит от тех объективных условий, которыми характеризуется конкретный отраслевой рынок, и от рыночной ситуации, в которой находятся фирмы. В то же время существуют факторы, которые препятствуют выработке всеми фирмами единой стратегии поведения. Во-первых, фирмы могут занимать разные конкурентные позиции на рынке. Во-вторых, они могут различаться по своему финансовому положению. В-третьих, фирмы могут ставить перед собой разные цели. Все это является причинами того, что фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому единой точки рыночного равновесия, к которой стремятся фирмы, для олигополистических рынков не существует, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурирующие фирмы. Следовательно, не существует и единой теории олигополии. Она предстает перед нами в виде набора разнообразных моделей внутриотраслевого взаимодействия, каждая из которых иллюстрирует один из возможных типов поведения на олигополистическом рынке

 

 

 

 

 

 

 

2 галва. Формы  сотрудничества фирм на олигополистическом  рынке.

2.1.Картель

  1. Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения является картель, представляющий собой соглашение о параметрах отраслевого предложения. Склонность фирм к согласованию своих действий посредством формального соглашения об объеме выпуска и цене производимого отраслью продукта обусловлена трудностями диагностирования реакции конкурентов. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего получение фирмами отрасли монопольной прибыли, что достигается посредством координации выпуска отдельных фирм до объемов, которые суммарно обеспечивали бы установление монопольного равновесия.[ Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика/ Пер. с англ. – М., 1996].

Картель - группа фирм, объединенная соглашением  о цене и разделе рынка между участниками с целью получения монопольной прибыли.

  1. Организационно картель может иметь разные формы. Фирмы могут ограничиться заключением соглашения о цене, ставя своей целью недопущение ценовой конкуренции, но оставляя возможность неценовой конкуренции за долю рынка. Более жесткой формой картеля является установление производственных квот, дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности. Картель может быть реализован в форме специально созданной сбытовой организации, которая, скупая продукцию у отдельных производителей по договорной цене, затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации [Матвеева Т.Ю. Макроэкономика. Курс лекций для экономистов. – М., 2003.]

Если  на отраслевом рынке действуют две  фирмы - А и Б, то рыночное равновесие будет устанавливаться исходя из положения кривой рыночного спроса D0Tp и кривой отраслевых предельных издержек производства, которые определяются путем горизонтального суммирования предельных издержек фирм (МСА+ МСБ). Если фирмы будут действовать в условиях чистой конкуренции, то отрасль окажется в положении равновесия при цене Рк и объеме выпуска Qk. При такой цене фирма А будет действовать на принципе безубыточности, осуществляя выпуск в объеме qAk, а фирма Б, осуществляя выпуск q, будет получать небольшую прибыль, величина которой равна площади темноокрашенного прямоугольника. Фирмы могут улучшить свое положение, если сократят совокупный выпуск до объема, максимизирующего отраслевую прибыль, то есть для которого выполняется равенство MR = (МСА + МСВ). При объеме Qkr и соответствующей ему цене Pkr отраслевая прибыль будет максимальной. Однако такой исход возможен только в том случае, если фирмы достигнут соглашения о поддержании отраслевого выпуска на максимизирующем отраслевую прибыль уровне. Следовательно, главная задача состоит в распределении производственных квот между фирмами таким образом, чтобы их суммарный выпуск равнялся Qkr. Такие квоты определяются на основе пересечения горизонтальной линии, полученной из пересечения MR = (MCA+ МСБ), с кривой предельных издержек каждой фирмы. В результате производственная квота фирмы А составит qAkr, а квота фирмы Б - qBkr. Продавая продукт по единой цене Pkr, обе фирмы улучшат свое положение. Фирма А будет получать экономическую прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника. Фирма Б увеличит свою прибыль, о чем свидетельствует превышение площади заштрихованного прямоугольника над площадью темноокрашенного прямоугольника.

  1. При большом числе фирм и существенных различиях в контролируемых ими долях рынка достижение соглашения о цене и объеме крайне затрудняется. Чем больше неоднородность продукта, производимого фирмами отрасли, тем слабее стимулы для реализации совместной стратегии. Когда отраслевые барьеры низки и не могут воспрепятствовать проникновению на рынок «чужаков», картельное соглашение теряет смысл, так как может быть в любой момент разрушено в результате вторжения на рынок аутсайдера, то есть фирмы, не входящей в картель. Если фирмы обладают существенными избыточными производственными мощностями, то у них велик соблазн задействовать эти мощности, а значит, нарушить условия соглашения. Когда отраслевой спрос растет, фирмы располагают возможностью реализовать рыночную власть, не прибегая к картельным соглашениям. При высоких темпах научно-технического прогресса ценность картельного соглашения резко снижается, так как фирмы могут его легко обойти, используя открывшиеся возможности перестройки технологии или вывода на рынок нового продукта. Существенное значение имеет и характер проводимой государством антимонопольной политики: чем жестче такая политика, тем меньше вероятность появления картелей, и наоборот [Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М., 2004.]

Во-вторых, даже в случае образования картеля  возникает проблема поддержания  его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. Причин нестабильности картельных соглашений много. Прежде всего, могут различаться целевые предпочтения фирм, часть из которых будут ориентироваться на достижение краткосрочных целей, в то время как другая часть будет преследовать долгосрочные цели. Все это будет формировать основания для нарушения картельного соглашения. Причины нестабильности могут корениться в различии оценок обоснованности параметров картельного соглашения со стороны отдельных фирм. Если у фирм имеются существенные различия в издержках производства или в контролируемых каждой фирмой долях рынка, то им будет трудно согласовать равновесные цену и объем. Для фирмы с более высоким уровнем издержек (МСА) оптимальным было бы установление цены РА при объеме QA, в то время как фирма с более низким уровнем издержек (МСБ) предпочитает более низкую цену РБ при большем объеме выпуска QB. Подобная же проблема возникает и в случае с одинаковыми издержками (МСА= МСБ), но при разных долях рынка DA и DB . Фирма Б рассматривает в качестве оптимальной цену РБ, которая обеспечивает ей максимизацию прибыли. Однако для фирмы А, учитывая спрос на ее продукт (DA), такая цена является неприемлемой, так как приводит к необоснованному сокращению выпуска и прибыли.

Следующий из сказанного общий вывод заключается в  том, что успех деятельности картеля  зависит от готовности его участников следовать достигнутым соглашениям, а также их способности выявлять и эффективно пресекать действия нарушителей. Будучи повернутым в практическую плоскость, такое требование выполнимо только при наличии трех условий. Первое состоит в том, чтобы процедуры контроля за соблюдением соглашения были эффективны по издержкам, то есть не требовали больших затрат. В качестве таковых могут использоваться контрольные цены, территориальный или сегментный раздел рынка, создание общей сбытовой фирмы. Второе условие связано с быстротой выявления нарушений, что зависит от доступности, достоверности и скорости получения информации: чем больше фирм входит в картель, чем более дифференцированным является круг потребителей продукта отрасли и чем разнообразнее применяемые контракты, тем сложнее выявлять нарушителей. Третье условие - эффективная действенность применяемых в отношении нарушителей санкций, которые должны превышать полученные от нарушения соглашения выгоды. Санкции могут принимать форму штрафов, ограничения квоты и «наказания натурой», когда картель резко снижает цену и расширяет производство с целью вытеснения нарушителей из отраслевого рынка.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Лидерство  в ценах

Так как обычной  практикой для современных экономик является законодательное запрещение и правовоепреследование картельных соглашений, то возможности реализовать  кооперативное поведение в такой  форме крайне затруднены. Между тем на олигополистическом рынке фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Одной из форм завуалированного кооперативного поведения является ценовое лидерство.Ценовое лидерство имеет место в том случае, когда на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Фирма может обладать преимуществами в издержках или показателях качества продукта. Определяющим, однако, является контроль ею значительной доли отраслевого рынка, что обеспечивает ей доминирующее положение. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме-лидеру, с одной стороны, получать более полную информацию о рынке, а с другой - обеспечивать устойчивость цены за счет контроля над значительной долей рыночного предложения. Механизм модели ценового лидерства состоит в том, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером, принимая его цену как заданную.В условиях ценового лидерства рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка.При отсутствии на рынке доминирующей фирмы ценовое лидерство может быть реализовано посредством объединения нескольких фирм в группу, проводящую согласованную ценовую политику.

Реализация  модели ценового лидерства предполагает наличие определенных предпосылок. Лидер контролирует значительную долю рыночного предложения и имеет существенные преимущества перед последователями. Он способен определить функцию отраслевого спроса и распределение производственных мощностей в отрасли. При этом суть олигополистического взаимодействия в данной модели состоит в том, что цена, максимизирующая прибыль ценового лидера, выступает фактором, задающим условия оптимизации производства для остальных фирм отраслевого рынка. Поэтому отличительной особенностью данной модели взаимодействия является последовательность принятия решений, а не их одновременность, как это было в предыдущей модели.

Зная  кривую рыночного спроса D и кривую предложения последователей Sn=XMCn, фирма - ценовой лидер определяет кривую спроса на свой продукт DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Ґх весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера (DL) примет форму ломаной линии Pl. Оптимизируя свой выпуск в соответствии с принципом максимизации прибыли MRL = MCL, ценовой лидер установит цену PL при объеме выпуска qL. Установленная лидером цена принимается последователями в качестве равновесной, и каждая из фирм-последователей оптимизирует свой выпуск в соответствии с этой ценой. При цене PL суммарное предложение последователей составит qSn, что следует из PL = Sn.

Поведение фирмы-лидера определяется такими факторами, как размер отраслевой доли лидера, разница в издержках производства лидера и последователей, эластичность спроса на продукт лидера и эластичность предложения последователей. Наиболее существенным в приведенном перечне является параметр издержек производства: чем больше разница в средних издержках лидера и последователей, тем легче лидеру поддерживать ценовую дисциплину. Причем преимущество лидера в издержках может быть относительным, являясь следствием эффекта масштаба, а может быть абсолютным, когда лидер использует более эффективную технологию или обладает доступом к более дешевым ресурсам. Абсолютные преимущества в издержках позволяют фирме-лидеру, в буквальном смысле, диктовать рыночные условия своим последователям.

Предположим, при рыночном спросе D спрос на продукт  лидера представлен как DL, а его издержки производства - как MCL=ACL. Фирма-лидер имеет абсолютные преимущества в уровне средних издержек - ACL<ACA - при любом объеме выпуска. Оптимальным для ценового лидера будет выпуск qL. В этом случае он может назначить на свой продукт цену PL и будет получать экономическую прибыль, размер которой отражен площадью прямоугольника с вертикальной штриховкой. В соответствии с установленной лидером ценой последователи будут производить в объеме с. При этом каждая фирма-последователь (в случае их однородности) будет осуществлять выпуск и получать экономическую прибыль. Такую модель взаимодействия ценового лидера и последователей часто называют рынком доминирующей фирмы с сохранением конкурентного окружения.

Информация о работе Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации