Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно о олигополии и рассказано в этом реферате.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1глава. Теоретические аспекты олигополистических рынков.
1.1 Сущность олигополии…………………………………………………….
1.2.Формы взаимодействия фирм на олигополистических рынках,факторы их определяющие…………………………………………….
2 галва. Формы сотрудничества фирм на олигополистическом рынке.
2.1.Картель………………………………………………………………..
2.2. Лидерство в ценах…………………………………………….
2.3. Ценообразование издержки + …………………………………………….
2.4.
3 глава.Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации .
3.1. Основные характеристики олигополистического рынка в РФ
3.2. Формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке в экономике РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ek_teorii.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

Монопольная прибыль: сущность, источники, границы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по  дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

Руководитель, доцент

Сигатова Н.А.

«____»____________2011 г.

                                                                                   Автор работы

Студент группы ЭиУ-XXX

Иванова М.И.

«____»____________2011 г.

Работа защищена

«____»____________2011 г.

с оценкой ___________

 

Челябинск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1глава. Теоретические аспекты олигополистических рынков.

1.1 Сущность олигополии…………………………………………………….

1.2.Формы взаимодействия фирм на олигополистических рынках,факторы их определяющие…………………………………………….

2 галва. Формы сотрудничества фирм на олигополистическом рынке.

2.1.Картель………………………………………………………………..

2.2. Лидерство в ценах…………………………………………….

2.3. Ценообразование издержки + …………………………………………….

2.4.

3 глава.Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации .

3.1. Основные  характеристики олигополистического  рынка в РФ

3.2. Формы взаимодействия  фирм на олигополистическом рынке в экономике РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сущность  олигополистического рынка заключается  в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее воздействия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на олигополистическом рынке.

В настоящее  время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии  и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в  немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно о олигополии и рассказано в этом реферате. 
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. 
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм ( 3 - 5 ) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована. 
Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов : руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров 
(автомобили).Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок.Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д. 
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы : техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава.Теоретические  аспекты олигополистических рынков.

    1. Сущность олигополии

 

Проблемам олигополии посвящено значительное количество зарубежных работ. Среди них преобладают  работы по математическим моделям олигополии: исследуются модели Курно, модели с  дифференциацией и без дифференциации продукта, модели дуополии ("лидер-догоняющий", "лидер-лидер", "догоняющий-догоняющий"), модели олигополии с квазиконкуренцией, олигополии с мульти-продуктовыми фирмами и т.д. Особенно хотелось бы отметить труды К. Окугучи и Ф. Сцидоровского, которые в соавторстве буквально "монополизировали" эту тематику. Термин «интернализация» (от «internal» - внутренний) трудно перевести на русский язык. Было бы неточно перевести его как "внутреннее развитие". «Интернализация» предполагает экспансию внутренней структуры, поглощение внешних (свободно-рыночных) связей и перевод их во внутренние (в рамках организации). То есть то экономическое пространство, которое было внешним для многих более мелких фирм, становится внутренним экономическим пространством крупной корпорации. в большинстве этих работ внимание сфокусировано на различных аспектах сговора между компаниями. Причем олигополия рассматривается как предоставленная самой себе без учёта воздействия на неё и регулирования со стороны государства. Значительно меньше работ по моделям конкурентной олигополии - такие работы стали появляться только в самое последнее время1.[ Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой. – М.:ИТД «КноРус», 2010.]

Олигополия  — особая рыночная структура, при  которой на рынке доминирует несколько фирм. Между ними может, как существовать, так и отсутствовать формальное соглашение о согласовании цен и разделе рынка. Если существует явное соглашение между фирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшая его, называется картелем. Только в этом случае несколько компаний выступают как единое целое и можно говорить о групповой монополии Чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.

Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.Предшествующий анализ показал, что олигополия — наиболее распространенная рыночная структура в США. Данные свидетельствуют о том, что и в других развитых странах Запада наблюдается сходная картина. Рассмотрим подробнее важнейшие характеристики олигополии2[. Курс экономической теории/ Под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М., 1997.]Это, во-первых, экономия от масштабов производства;

во-вторых, взаимозависимость  фирм друг от друга; в-третьих, неценовая  конкуренция и негибкость (жесткость) цен; в-четвертых, устойчивое стремление фирм к слияниям и поглощениям;

в-пятых, устойчивое стремление фирм к сговору; в-шестых, высокие барьеры для вхождения на рынок новых фирм.

Экономия от масштабов производства. Технико-экономические  характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень  издержек на единицу продукции может  быть достигнут фирмой при очень  высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос

Жесткость цен  и неценовая конкуренция. Эта  неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции  в условиях олигополии Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы — войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

В условиях совершенной  конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке — ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции — завоевание большей доли рынка.

 

Рис. 1 Характерные черты несовершенной конкуренции

Фирма может  практиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами, крайним из которых является физическое разрушение оборудования и продукции последних. К таким методам относится  и хищническое ценообразование, при котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать определенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает вести себя как монополист3.

Фирма может  использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.Фирма может использовать комплексные контракты. Так, крупная корпорация, продающая множество взаимосвязанных товаров, будет стараться навязать покупателю, который хочет купить один товар, ряд других товаров, продаваемых как бы в комплектеВсе эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства, которое мы рассмотрим ниже.Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли.Очевидно, что количество слиянии и поглощений в 60-80-е годы резко возросло и превышает общее количество слиянии и поглощений за весь предыдущий период. Вплоть до 60-х годов превалировали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов большое распространение получили конгломератные слияния — объединения компаний, производственно не связанных между собой.[ Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.-2-е изд. - М.: Маркет ДС, 2009.-413 с.]

Причина этого  — статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие распространение влияния  фирмы на одном рынке. В такой  ситуации у компании-олигополиста в  принципе существуют два пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создав компанию конгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка с национального на международный уровень, рассматривая весь мир как свой потенциальный рынок. Ниже мы рассмотрим этот важнейший аспект современной конкуренции.

Стремление  к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения — весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции;растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.

Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной кампании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т. д.

Экономия на масштабах, основанная на известности  товаров, является важным барьером для  других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма  неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (dh — сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (Он). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше (Рн).

Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между Рц и Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже рн кривая спроса dh лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).В приведенном примере мы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счет больших размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирм различаются сами кривые издержек .Издержки новой фирмы могут быть выше потому, что она не имеет опыта ведения бизнеса в данной сфере деятельности. Ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы; хуже условия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако — не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.Между тем сама угроза появления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить qq.Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников рынка, т. е компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие рыночную концентрацию Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще «сего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме отраслевого выпуска (в процентах).

В тех случаях, когда уровень концентрации меньше 25%, считается, что рынок относительно равномерно поделен между отдельными производителями. Поведение фирм на таких рынках в большой степени отвечает либо модели совершенной конкуренции, либо модели монополистической конкуренции. К таким отраслям, в частности, относятся издательское дело, молочная промышленность, производство безалкогольных напитков и др.Наконец, в отраслях с показателем рыночной концентрации в пределах 25-50% могут встречаться различные формы рыночной структуры как олигополии, так и монополистической конкуренции.Например, в их число попадают такие разные отрасли, как нефтепереработка, сталелитейная промышленность и пищевая промышленность.Олигополия в значительной степени характерна и для других секторов экономики США. Об этом говорит тот факт, что около 35% национального продукта США производится в отраслях, где доминирует всего несколько компаний. Помимо обрабатывающего сектора компании-гиганты действуют на транспорте, в отраслях связи и коммунального хозяйства, банковской сфере.Крупные корпорации обычно являются многоотраслевыми компаниями, а потому показатель отраслевой рыночной концентрации не в полной мере отражает их место и влияние в экономике. Кроме того, само понятие отрасли весьма условно. Например, если отдельно рассматривать такую отрасль, как производство соли, доля четырех крупнейших компаний в общем объеме продаж соли составит 81%. Если же производство соли мы будем рассматривать в рамках более крупной отрасли, то уровень рыночной концентрации снизится до 23%4.Этот пробел в какой-то степени восполняет агрегатный показатель рыночной концентрации, который показывает долю 100, 200 или 500 крупнейших корпораций США в таких важнейших экономических агрегатах, как национальный продукт, национальный доход, общий объем продаж или общий объем активов промышленности.По статистике, на долю 200 крупнейших корпораций приходится порядка 60% всех активов обрабатывающего сектора США. Ими контролируется примерно такой же объем продаж этого сектора. Многоотраслевой (диверсифицированный) характер современных корпораций позволяет им эффективно контролировать отдельные отраслевые рынкиПри первом приближении олигополию возможно спутать с функционально-структурной формой организации.

 Отличительной  особенность олигополии от функционально-структурной  формы организации является то, что возникновение олигополии  возможно при векторе эволюции  организационной структуры от уровня реального наличия разнообразных конкурирующих лечебно-профилактических учреждений на рынках медицинских услуг.

 Олигополия  порождается рынком чистой конкуренции,  строится на договорных основах  заинтересованных участников, а  не может быть создана директивными установками.Неоднозначность и сложность олигополий объясняет недостаточно полную проработку ее теории. В настоящее время это наименее изученная модель конкуренции

Информация о работе Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации