Анализ безработицы и политики занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в исследовании безработицы и политики занятости в современной России.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, типы и причины возникновения безработицы;
- рассмотреть сущность политики занятости

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы и политики занятости 5
1.1. Понятие, типы и причины возникновения безработицы 5
1.2. Сущность политики занятости 10
Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России 16
2.1. Уровень безработицы в России 16
2.2. Тенденции государственной политики в сфере занятости России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsa_i_politika_zanyatosti_v_sovremennoy.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

6. Несовершеннолетние граждане и молодые специалисты. Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20. В некоторых регионах эта мера оказалась довольно эффективной. Так, по итогам 2011 года в Тульской области более 40% таких выпускников после участия во временных работах получили работу на постоянной основе.

Выпускники государственных вузов, обучавшиеся на бюджетных местах и по очной форме обучения, также вскоре могут получить гарантии трудоустройства. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект о введении квот при приеме на работу молодых специалистов с организацией рабочих мест для них за счет средств работодателей.

7. Военнослужащие. Закон о занятости давно содержит правило о преимущественном праве прохождения подготовки, повышения квалификации и поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия для военнослужащих, уволенных с военной службы, а также их супругов (ст. 13, ч. 3 ст. 23).

С июля 2013 года право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в приоритетном порядке получили и граждане, прошедшие военную службу по призыву (в течение трех лет после увольнения с военной службы). 

Законодатель уделил внимание и такому способу борьбы с безработицей, как содействие самозанятости населения (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости). Регионы вправе предусмотреть такие меры, как помощь безработному в составлении бизнес-плана, проведение тренингов и распространение обучающей литературы по организации собственного дела, финансовая поддержка (в том числе возмещение расходов на подготовку документов для регистрации организаций или ИП, их нотариальное заверение, на оплату госпошлины и изготовление печатей и штампов и т. д.). В некоторых субъектах предусмотрены и единовременные выплаты на организацию своего дела — например, в Оренбургской области ее размер составляет 67 620 руб.

Правда, в отношении уже трудящихся самозанятых граждан государственная политика оказалась непоследовательной. После двукратного увеличения страховых взносов для ИП с начала текущего года и последовавших за этим сокращения числа ИП и серьезного общественного резонанса в Госдуму были внесены два законопроекта — об исчислении суммы взноса из одного МРОТ для индивидуальных предпринимателей с суммой годового дохода менее 300 тыс. руб., а если годовой доход индивидуального предпринимателя превышает 300 тыс. руб. — исходя из одного МРОТ плюс 1% от суммы такого превышения (сейчас сумма страховых взносов исчисляется исходя из двух МРОТ), а также о «налоговых каникулах» для впервые регистрирующихся ИП сроком на два года.

Многие эксперты относятся к нововведениям государственной политики борьбы с безработицей в отношении отдельных категорий населения довольно скептически. Так, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров отмечает: «Это инициативы, которые в большинстве случаев пытаются бороться со следствиями разных проблем, при этом не учитывая причины этих самых проблем. Надо не с безработицей бороться, а занятостью заниматься. Тогда безработица сама собой исчезнет».

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в Закон о занятости, дополнившие его ст. 7.1-1, определяющей полномочия регионов в области содействия занятости населения. Как правило, субъекты федерации принимают свои законы и целевые программы, в которых определяются показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы в регионе. Одновременно действуют федеральные стандарты оказания государственных услуг, которыми обязаны руководствоваться региональные службы занятости при их предоставлении.

Оказание регионами государственных услуг в сфере обеспечения занятости граждан (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости) обеспечивается за счет средств самого субъекта. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых регулярно устанавливается Правительством РФ начиная с 2008 года.

Организация социальных выплат безработным гражданам (пособия по безработице, материальная помощь, стипендии и т. д.) по-прежнему относится к полномочиям Российской Федерации, однако это полномочие передано для реализации регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.

Закон о занятости закрепил еще одну гарантию граждан в сфере занятости — возможность заключить со страховой организацией договор страхования на случай потери работы. Требования к этому договору не определены, поэтому его условия устанавливаются самими страховыми организациями — как в качестве самостоятельного договора, так и в составе иного договора (например, ипотечного). Чаще всего страхователи предъявляют требования к возрасту (не менее 25 лет и не более 55-60 лет) и общему трудовому стажу (от шести месяцев до одного года)13.

Проанализировав уровень безработицы в России, можно сделать вывод, что уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.

Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%). 

Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые.

Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет в том числе за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы.

В последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом, например:

1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.

2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.

3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости.

4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в данной работе мы рассмотрели особенности безработицы и политики занятости в современной России.

Рассмотрев теоретические основы безработицы и политики занятости можно сделать следующие выводы.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Безработица бывает вынужденная и добровольная, фрикционная, структурная и циклическая, застойная, сезонная, естественная.

Причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

- удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

- обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Проанализировав уровень безработицы в России, можно сделать вывод, что уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.

Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%). 

Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые.

Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет, в том числе, за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы.

В последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом, например:

1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.

2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.

3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости.

4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников.

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 23.02.2013) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, № 84, 06.05.1996.
  2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 (ред. от 07.11.2009) «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 2, 14.01.2009.
  3. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - М.: Ось-89, 2011.
  4. Гобсон Дж. Проблемы безработицы. – М.: Либроком, 2011.
  5. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2012.
  6. Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 2013.
  7. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. – М.: Перспектива, 2013.
  8. Мироненко О.Н. Влияние законодательства о защите занятости на рынок труда: опыт межстрановых сопоставлений. - М.: Изд. дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009.
  9. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Январь - ноябрь 2009 г. // URL: http://www.rostrud.info/activities/real_dop_mer/monitoring_tabl/.
  10. Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. – М.: Бизнес-Пресс, 2012.
  11. Осаковский В., Брагин В. Безработица и экономическая активность // Человек и труд. 2010. № 10.
  12. Пахалина Т.А. Безработица в разрезе основных направлений экономической науки: причины и механизмы борьбы //Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3.
  13. Плакся В.И. Безработица: теория и современная практика (социально-экономический аспект). – М.: РАГС, 2005.
  14. Рощин С.Ю. Экономика труда: учебное пособие для студентов. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  15. Экономическая теория / Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и Ко, 2012.
  16. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru/
  17. Статистика по росту безработицы в России в 2013 году: http://finansiko.ru/
  18. По данным официального сайта Роструда: http://www.rostrud.ru/
  19. Мы работы не боимся: о тенденциях государственной политики в сфере занятости: http://www.garant.ru/

 

Приложение

Уровень безработицы по регионам России за 2012 год

Регион

Позиция

Уровень Безработицы

Город Москва

1

0,81

Город Санкт-Петербург

2

1,14

Московская Область

3

2,93

Ленинградская Область

4

3,24

Ярославская Область

5

3,37

Магаданская Область

6

3,43

Самарская Область

7

3,43

Липецкая Область

8

3,56

Белгородская Область

9

3,75

Республика Татарстан

10

4,13

Новгородская Область

11

4,15

Чукотский Автономный Округ

12

4,26

Калужская Область

13

4,29

Владимирская Область

14

4,39

Рязанская Область

15

4,59

Тульская Область

16

4,62

Костромская Область

17

4,77

Тамбовская Область

18

4,87

Республика Мордовия

19

4,90

Пензенская Область

20

4,91

Тверская Область

21

5,05

Брянская Область

22

5,08

Курская Область

23

5,11

Тюменская Область

24

5,19

Амурская Область

25

5,31

Орловская Область

26

5,34

Архангельская Область

27

5,36

Ставропольский Край

28

5,37

Оренбургская Область

29

5,38

Саратовская Область

30

5,38

Нижегородская Область

31

5,40

Воронежская Область

32

5,55

Красноярский Край

33

5,55

Краснодарский Край

34

5,57

Ульяновская Область

35

5,58

Новосибирская Область

36

5,60

Смоленская Область

37

5,65

Вологодская Область

38

5,78

Камчатский Край

39

5,81

Свердловская Область

40

5,82

Чувашская Республика

41

5,86

Удмуртская Республика

42

6,00

Ростовская Область

43

6,02

Волгоградская Область

44

6,03

Республика Башкортостан

45

6,06

Алтайский Край

46

6,23

Пермский Край

47

6,25

Ивановская Область

48

6,29

Хабаровский Край

49

6,38

Челябинская Область

50

6,40

Республика Коми

51

6,41

Республика Марий Эл

52

6,50

Псковская Область

53

6,62

Омская Область

54

6,86

Приморский Край

55

6,87

Республика Карелия

56

7,00

Кемеровская Область

57

7,06

Кировская Область

58

7,10

Калининградская Область

59

7,41

Сахалинская Область

60

7,67

Мурманская Область

61

7,71

Иркутская Область

62

7,85

Республика Северная Осетия - Алания

63

7,90

Астраханская Область

64

7,91

Республика Бурятия

65

7,91

Республика Хакасия

66

7,96

Республика Саха (Якутия)

67

8,00

Республика Адыгея

68

8,08

Еврейская Автономная Область

69

8,41

Томская Область

70

8,41

Курганская Область

71

8,67

Кабардино-Балкарская Республика

72

8,86

Карачаево-Черкесская Республика

73

8,88

Забайкальский Край

74

10,58

Республика Алтай

75

11,58

Республика Дагестан

76

11,68

Республика Калмыкия

77

13,15

Республика Тыва

78

18,39

Чеченская Республика

79

29,81

Республика Ингушетия

80

47,70

Информация о работе Анализ безработицы и политики занятости в России