Анализ безработицы и политики занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в исследовании безработицы и политики занятости в современной России.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, типы и причины возникновения безработицы;
- рассмотреть сущность политики занятости

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы и политики занятости 5
1.1. Понятие, типы и причины возникновения безработицы 5
1.2. Сущность политики занятости 10
Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России 16
2.1. Уровень безработицы в России 16
2.2. Тенденции государственной политики в сфере занятости России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsa_i_politika_zanyatosti_v_sovremennoy.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. График уровня безработицы за 2000-2013 года, %

Уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.

Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%). 

Представим графическое сопоставление данных по безработице за 2013 и 2012 года9.

Таблица 2

Уровень безработицы в России по месяцам за 2012-2013 года, %

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2012

6,60

6,45

6,53

5,81

5,37

5,43

5,40

5,17

5,23

5,33

5,41

5,28

2013

5,95

5,76

5,65

5,55

5,20

5,45

5,30

5,23

5,26

5,48

5,46

5,58


 

Рис. 2. График уровня безработицы в России по месяцам за 2012-2013 года, %

Следует отметить тот факт, что в разных регионах России уровень безработицы различен. Это вполне понятно. В одном регионе рентабельно строить заводы, добывать природные ресурсы, а в другом нет. Предприниматели берутся строить свой бизнес только там, где это выгодно. Все данные об уровне безработицы в Регионах довольно оптимистичны и не совсем отражают реальную ситуацию в них. Уровень безработицы в регионах является неким показателем выхода страны из кризиса. Ведь если в регионах начинают появляться новые рабочие места, и открываются заводы, значит экономика региона начинает расти. К сожалению, не многие предприниматели спешат открывать бизнес в регионах, многие еще не оправились от первой волны кризиса 2008 года, а другие бояться новой волны которая уже начинается в Европе. Нестабильность в Европе усиливает опасения.

Сравнение регионов России (субъектов) по уровню безработицы, по численности экономически активного, занятого и безработного населения, за 2012 год, приведено в таблице приложения.

Минимальный уровень безработицы в 2012 году 0,81% зафиксирован в городе Москва, а максимальный в 47,70% - в Республике Ингушетия. Тогда как средний уровень по стране составил 5,46%

На втором месте по уровню безработицы находится город Санкт-Петербург, где уровень безработицы составил 1,14%.

Московская Область находится на третьем месте по уровню безработицы, который составил 2,93 %.

Конечно же, опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые. Предприниматели, конечно же, думают в первую очередь о рентабельности и хотят создавать свой в бизнес, где будут наиболее благоприятные условия для его ведения: доступные транспортные развязки, наиболее квалифицированные кадры и т.д.

Для сравнения ситуации с работой в разных регионах страны, проанализируем данные Росстата по безработице за март-май 2013 года. По Федеральным округам:

  1. Самый низкий показатель – 3,3% — отмечается в Центральном Федеральном округе (в том числе данные для Москвы – 1,6%, в Орловской области наиболее высокий уровень – 6%);
  2. Самый высокий – 13,3% отмечен в Северо-Кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику – 27,9%, Ингушетию – 45,5%);
  3. Северо-западный ФО: Санкт-Петербург – 1,2%, самый высокий — Карелия – 8,5%;
  4. Южный ФО: самый высокий – Калмыкия (12%), Краснодарский край – 5,9% (наиболее низкий показатель по округу);
  5. Приволжский ФО: Самарская область (3,1%) и Чувашия (6,5%) лидируют по числу безработных в регионе (соответственно, в меньшей и большей степени);
  6. Уральский ФО:  лидеры по максимуму и минимуму — Курганская область (7,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,0%);
  7. Сибирский округ: наиболее серьезная ситуация в республике Тыва (23,4%), наиболее благоприятная – Новосибирская область (5,0%);
  8. Дальневосточный ФО – лидирует по числу безработных Еврейская автономная область (8,5%)10.

Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет в том числе за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако в целом численность экономически активного населения сократится с 72,8 миллиона человек в 2011 году до 66,1 миллиона человек в 2030 году, или на 9%.

Следует отметить, что в настоящее время уровень безработицы в России сильно занижен. Это основывается на том, что в докладе Росстата подсчитаны только безработные, которые встали на учет на бирже труда. Естественно не все встают на такой учет. Это говорит о том, что статистика безработицы в России на 2012-2013 год не вполне точна. Собрать же точные показатели довольно сложно. В нашей стране пособие по безработице очень мало, многие живущие в крупных городах просто не видят смысла вставать на подобный учет. Это все проблемы статистики безработицы в регионах и в России в целом.

 

2.2 Тенденции государственной политики в сфере занятости России

 

По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами улучшаются с каждым годом. Средний показатель уровня безработицы за первое полугодие текущего года составил, по сведениям Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн чел.)11. Следует учитывать, что речь идет о так называемой зарегистрированной безработице, для определения которой учитываются только те граждане, которые признаны безработными службой занятости. В соответствии с данными Росстата, уровень безработицы составляет на сегодняшний день 5,2% (3,9 млн чел.). Такая разница между данными Роструда и Росстата объясняется тем, что Росстат использует методологию МОТ, согласно которой безработными признаются граждане, которые занимаются поиском работы, используя при этом любые способы (обращение к знакомым, в частные агентства по подбору персонала, изучение вакансий в специализированных СМИ и Интернете и т. д.). 

Вместе с тем, на рекрутинговом портале Superjob.ru сейчас зарегистрировано более 9 млн. резюме соискателей (11,9% от численности экономически активного населения), и еще около120 тыс. резюме добавляются ежедневно).

Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах.

Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Несколько последних лет охарактеризовались активным принятием поправок в указанный закон и конкретизацией его положений в подзаконных актах.

Однако Закон о занятости определяет безработных как граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ч. 1 ст. 3). Следовательно, большинство закрепленных в нем мер поддержки распространяются только на тех нетрудоустроенных граждан, которые встали на учет в службу занятости.

Вместе с тем, в последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие:

1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.

2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.

3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости. По усмотрению работника запись в трудовую книжку о дистанционной работе можно не заносить, а по согласованию сторон работник может получить возможность самостоятельно определить режим труда и отдыха. В основу взаимодействия работника и работодателя был положен обмен электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.

4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников (пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам).

Среди подобных не связанных с деловыми качествами работника требований наиболее часто встречаются ограничения по полу и возрасту соискателя. Предполагалось, что такие нововведения позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации12.

Еще более актуальными и интересными являются меры, направленные на обеспечение занятости отдельных категорий населения. К последним относятся такие группы граждан, как:

1. Пенсионеры по старости. Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных (ч. 3 ст. 3 Закона о занятости). Недавно регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность.

Отдельные гарантии установлены для граждан предпенсионного возраста при отсутствии возможности их трудоустройства. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о занятости, им может быть назначена пенсия на период до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочная трудовая пенсия (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).

2. Инвалиды. Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек (к примеру, в Приморском крае и Нижегородской области соответствующая квота составляет 2%).

3. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2012 года регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации для этой группы безработных. Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья, а также предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское освидетельствование. В некоторых субъектах женщины получают ежемесячную стипендию на время обучения (к примеру, в Ярославской области ее размер составляет 2500 руб.). Предельный срок обучения также устанавливается регионами (например, в Приморском крае он составляет три месяца, в Ханты-Мансийском АО — восемь месяцев).

4. Безработные граждане, готовые переехать в другой регион. При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе или согласившись с предложением службы занятости получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей. Поскольку оказание содействия таким гражданам также относится к региональным полномочиям (п. 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости), конкретный состав и размер денежной поддержки устанавливается законами субъектов федерации. Как правило, оплачиваются проезд к месту работы, суточные расходы, а также выплачивается единовременное пособие. Иногда компенсируются и расходы на провоз имущества (Томская область), наем жилья (Ярославская область). Некоторые регионы публикуют на официальных сайтах служб занятости перечень вакансий, открытых в других местностях, при переезде в которые и последующем замещении вакансии можно получить государственную поддержку.

5. Мигранты. С обеспечением занятости российских граждан тесно связана госполитика в области использования труда мигрантов. Законодатель пытается восполнить правовые пробелы, позволяющие принимать на работу мигрантов в обход требований трудового законодательства. Так, с 1 января 2013 года применяется уточненный порядок исчисления взносов в ПФР в отношении этой группы работников. Если раньше мигранты относились к застрахованным лицам только при заключении с ними трудового договора на срок более шести месяцев (это позволяло работодателям неоднократно заключать договоры на меньший срок и экономить тем самым на суммах страховых взносов), то теперь учитывается общий период работы у одного работодателя в течение календарного года, в том числе по нескольким договорам.

Информация о работе Анализ безработицы и политики занятости в России