Анализ безработицы и политики занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в исследовании безработицы и политики занятости в современной России.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, типы и причины возникновения безработицы;
- рассмотреть сущность политики занятости

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы и политики занятости 5
1.1. Понятие, типы и причины возникновения безработицы 5
1.2. Сущность политики занятости 10
Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России 16
2.1. Уровень безработицы в России 16
2.2. Тенденции государственной политики в сфере занятости России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsa_i_politika_zanyatosti_v_sovremennoy.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда, т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

 

1.2. Сущность политики занятости

 

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, даже имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что без участия государства невозможно смягчение социально-экономических последствий безработицы. Этот вывод подтверждают многочисленные факты, показывающие, что предприниматели заинтересованы в сохранении значительных масштабов безработицы, использовании ее для давления на заработную плату, интенсификации труда занятых. Вмешательство государства связано с невозможностью на основе только рыночного механизма уменьшить структурные несоответствия рабочих мест и предложения рабочей силы.

История государственной политики занятости населения в рыночной экономике насчитывает не одно десятилетие. До начала Второй мировой войны она не носила систематического характера, применяемые меры диктовались, как правило, чрезвычайными обстоятельствами. В послевоенный период меры государства в сфере занятости базировались на сочетании кейнсианского и неоклассического подхода.

Примерно до начала экономического кризиса 1974-1975 гг. в странах с развитой рыночной экономикой преобладали кейнсианские и неокейнсианские подходы, направленные на обеспечение полной занятости путем воздействия на совокупный спрос.

После смены моделей государственного регулирования в начале 80-х гг. в качестве теоретической основы новой модели утвердилась неоклассическая концепция, выдвигающая на первое место борьбу с инфляцией. Главным средством уменьшения безработицы, как утверждают сторонники этой концепции, является общее оздоровление экономики вследствие оживления конкурентно-рыночных сил, создания благоприятного инвестиционного климата и сведения к минимуму непосредственного вмешательства государства в экономику, в том числе в сферу занятости.

Изменение приоритетов в политике занятости, активное стимулирование мелкого и среднего предпринимательства (менее капиталоемкого и более трудоемкого, чем крупный бизнес, и потому создающего больше рабочих мест) тесно увязаны с другими мерами, например с ослаблением регламентации найма, увольнений, условий труда. Все это, с точки зрения предпринимателей и неконсервативных теоретиков, обязательные атрибуты «гибкого рынка труда». По оценкам же профсоюзов, эти меры подрывают социальную защищенность трудящихся.

Массовая безработица, формирование ее особой структуры и другие связанные с ней негативные тенденции в социальной сфере, которыми сопровождались реформы, заставили внести существенные коррективы в программные установки. Монетаристские методы регулирования были дополнены активными формами государственного вмешательства5.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения.

Меры государственного воздействия на рынок рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может быть система социальной защищенности человека.

Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Пользование социальной защитой является одним из прав человека, а также мерой благосостояния и благополучия людей, и ее развитие требует нормотворческих усилий со стороны правительства, социальных партнеров и Международной организации труда.

Социальная защита как составной элемент социальной политики есть коррекционно-регулятивная система государства, направленная на ослабление противоречий, возникающих в экономическом и правовом статусе отдельных групп населения в условиях рыночных отношений. Государственное регулирование в области социальной защиты предполагает вмешательство в «свободное пространство» рынка. Концепция социальной защиты предполагает формирование целей и разработку путей их достижения. Таким образом, система социальной защиты безработного является элементом государственного управления рынком рабочей силы и представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом статусе людей в связи с безработицей. Место включения социальной защиты в рынок рабочей силы зависит от выбранной модели его регулирования. В странах с развитым рынком рабочей силы можно выделить две модели его регулирования: либеральную и социально-ориентированную. Обе модели базируются на зрелом рыночном механизме хозяйствования, но с разной степенью участия государственного сектора, с разной ролью государственных институтов в управлении экономическими и социальными процессами. При этом либеральная модель в основу регулирования рынка ставит «невидимую руку», когда государство не вмешивается в процессы на микроэкономическом уровне, а государственный патернализм сводится к поддержке нищих и обездоленных слоев населения. Модель социально-ориентированного рынка предполагает государственное регулирование процессов, протекающих не только на макроэкономическом уровне, но и на микроуровне, т.е. в частном секторе.

В настоящее время, говоря о вопросах государственного регулирования занятости, о социальной защите от безработицы, нужно учитывать принцип добровольности труда, в основе которого лежат и некоторые другие гражданские права, расширяющие свободу распоряжения работником своей рабочей силой:

во-первых, свобода самостоятельного выбора гражданином участия или неучастия в общественном труде. При этом добровольная незанятость исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государства против данного вида свободы;

во-вторых, неограниченное право выбора гражданином сферы приложения своего труда, т.е. его профессионального приложения;

в-третьих, право выбора форм собственности при приложении своего труда, включая право на индивидуальный труд;

в-четвертых, самостоятельный выбор работником наиболее благоприятного для него режима занятости. Здесь может быть как полная занятость, так и частичная или временная занятость, совместительство, гибкие графики работы, надомный труд и т.п.;

в-пятых, добровольность выбора географического места приложения труда. В настоящее время это наиболее сложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищной обеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни по территориям страны, в городе и деревне6.

Рассмотрев теоретические основы безработицы и политики занятости можно сделать следующие выводы.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Безработица бывает вынужденная и добровольная, фрикционная, структурная и циклическая, застойная, сезонная, естественная.

Причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

- удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

- обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России

 

2.1. Уровень безработицы в России

 

Россия - огромная страна, состоящий из федеральных субъектов - республик, краев, округов, областей и городов федерального значения. У каждого из этих регионов своя история, правительство, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.

На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост.

Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:

- невысокая экономическая  эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;

- основными тенденциями  спроса на общероссийском рынке  труда в 2008 - 2013 гг. являются: рост спроса на инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих; рост спроса на сезонных, временных работников; снижение спроса на труд со стороны убыточных отраслей и регионов;

- основными тенденциями  предложения на рынке труда  являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;

- превышение предложения  рабочей силы над спросом, поскольку реструктуризационные процессы реформирования экономики России, модернизация убыточных производств и убыточных отраслей, участие в процессах глобализации мирового хозяйства и вступление России в ВТО активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд;

- растущее расхождение  между структурой спроса на  рабочую силу и структурой  ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;

- усиливающаяся регионализация  рынков труда, появление устойчиво  критических и напряженных рынков  труда, ситуация на которых значительно  хуже средненациональной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда, либо моногорода (населенные пункты, занятость в которых привязана к одному-двум крупным градообразующим предприятиям). Если эти предприятия находятся в неустойчивом финансово-экономическом положении, то рынок труда моногорода становится напряженным;

- наличие нелегальной  трудовой миграции;

- низкая конкурентоспособность  рабочей силы на мировом рынке  труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию7.

Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

Представим усредненные данные по уровню безработицы в России по годам в виде таблицы и графиков8.

Таблица 1

Уровень безработицы за 2000-2013 года, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

10,58

8,98

7,88

8,23

7,78

7,17

7,16

6,11

6,32

8,42

7,47

6,60

5,46

5,58

Информация о работе Анализ безработицы и политики занятости в России