Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Как и для общей науки менеджмента, для инновационного менеджмента  характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить 4 относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы (см. Приложение В).

Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин (см. Приложение Г). Эти дисциплины имеют общую методическую базу, терминологию, применяемый инструментарий, единую организационную основу. Тем самым инновационный менеджмент как учебная дисциплина способствует формированию современного образа мышления специалиста. В деятельности инновационного менеджера упор следует делать на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить единственно возможный правильный подход.17

Инновационный менеджмент включает следующие  основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих дисциплин различается в  зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация. 18

Планирование основано на предварительном определении целей инновационной деятельности. Цель – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы, выражаемое совокупностью характеристик. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности для достижения целей в соответствии с имеющимися ресурсами и рыночным спросом.

Процесс организации включает формирование организационных структур, распределение  материальных, информационных и инновационных  потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска, полномочий.

Контроль в инновационном менеджменте  выполняет функцию обратной связи  в процессе управления инновациями, является условием завершённости системы  управления. В задачи контроля входит:

- сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и её результатах;

- анализ причин отклонения и  факторов, влияющих на результаты  деятельности;

- подготовка и реализация решений,  направленных на безусловное  достижение целей развития.19

В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах полномочий. Кроме распорядительных решений, менеджер должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству. Отсутствие стимулов способно разрушить самые перспективные организационные построения.

К принципам инновационного менеджмента  можно отнести следующее:

1. Предвидение. Внимание менеджера  должно быть постоянно направлено  на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризуют позицию не только менеджера, но и всего персонала.

2. Постановка неординарных сложных  целей, требующих новых подходов  и решений.

3. Стратегический характер инновационного  менеджмента.

4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.

5. Ресурсная поддержка инноваций.

6. Разделение традиционного и  инновационного управления. Традиционное  предполагает движение от существующего  положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.

7. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.

8. Вариантность управленческих  решений, определяемая множеством  и неопределённостью путей достижения инновационных целей.

9. Постепенность, поэтапность инновационных  преобразований, предварительная их  подготовка.

10. Отказ от фундаментального  представления о равновесном  состоянии управляемой системы  в пользу её неравномерности.20

Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизующей структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его специфику. В умении упорядочить и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью усилий субъектов, устойчивостью к дезорганизующему воздействию, стремлением к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности.21

Один из определяющих моментов инновационной  деятельности предприятия – вопрос о разработке новых продуктов  и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств – единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы.22

Значение инноваций постоянно  возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. Современный потребитель является уже разборчивым и, зачастую придирчивым, покупателем. Он не всегда использует даже дорогостоящие стиральные машины, холодильники и плиты в течение всего срока службы (до 10 лет). И стремится поменять свою технику при возникновении желания получить что-то новое. В результате трансформаций среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира – появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции – детерминирует сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Потребитель с каждым годом поглощает всё большее количество информации со стороны производителей, и становится всё более образованным. И единственным выходом со стороны индустрии может быть только предоставление потребителю новинок.23

Инновации – залог успешного  развития компании. Даже если фирма  постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям, время от времени приходится «высаживаться на новые территории». Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.24

В связи с этим можно сделать  вывод, что в настоящее время  значительно возрастает роль инновационного менеджмента как основы предпринимательства  в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику, как особой организационно-управленческой деятельности, направленной на достижение высокой конкурентоспособности субъекта хозяйствования путём использования инноваций для обеспечения его устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.

 

1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации

 

Развитие организаций происходит, как правило, путем освоения разнообразных  инноваций. Эти инновации могут  затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, обычно, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.25

Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является сложным и трудоемким процессом, часто приводящим к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Инновационный потенциал и восприимчивость существенно зависят от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.26

Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего  положения, с другой стороны, – нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации.

Инновация – элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций представляет собой творческий процесс, а сами инновации являются "первичным ресурсом" предпринимательства в рыночной экономике.27

К объектам инновации относят: продукцию (виды, качество); материалы; средства производства; технологические процессы; человеческий фактор (развитие личностей); социальную сферу (изменение поведения сотрудников организации); организационное развитие организации.

Продуктовые инновации разделяются  на производимые по инициативе изготовителей  и покупателей.

В центре инновационного процесса всегда инициатива изготовителя. Инновации подразумевают создание изобретений и внедрение рационализаторских предложений в процесс производства.

Тенденции развития экономики России подразумевают освоение современных  достижений НТП. Организациям необходимо овладевать новыми совершенными технологиями для выпуска конкурентного продукта. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства.28

Работа с инновациями и их внедрение представляются достаточно рискованными мероприятиями. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна. Инновации на частичную модернизацию оборудования и технологии производства, обновление выпускаемой продукции, снижение издержек производства и повышение материальной заинтересованности членов коллектива в результатах труда связаны с незначительным риском и объявляются обязательными условиями неуклонного повышения эффективности производства.

Значительно больший риск представляет внедрение принципиально новых достижений науки и техники, существенно изменяющих техническую базу производства и организацию менеджмента. К их числу относятся не только фундаментальные разработки в области техники и технологии, но и новые организационно-экономические решения.29

Инновационный потенциал организаций  во многом предопределяется разнообразием  и степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном процессе и чем больше степень интеграции их основных производств, тем выше инновационный потенциал.

Говоря об инновациях и способах их внедрения, нельзя забывать о таком  немаловажном факторе, как восприимчивость  к инновациям. Восприимчивость организаций к инновациям сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производства. Чем больше объем производства, выше уровень выпускаемой продукции, тем труднее производство поддается перестройке.30

Наибольшую восприимчивость к  инновациям имеют небольшие узкоспециализированные организации. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости  от характера и темпов развития промышленного производства. Их организационные структуры менеджмента оказываются наиболее мобильными и чувствительными к современным научно-техническим тенденциям и организационно-экономическим новшествам.

Внедрение технических, организационных и экономических инноваций требует адекватных изменений в действующих формах и методах организации менеджмента. Внедрение обусловливает необходимость непрерывности управленческих инноваций. Последнее становится все более важным условием повышения эффективности деятельности организаций.31

В современной экономической науке  все технические изменения рассматриваются  в форме новой продукции и  более эффективной технологии. Внедрение  новых товаров выступает в  качестве надежного средства обеспечения  преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу. Рост массы прибыли на основе продуктовых инноваций противодействует понижению нормы прибыли. В свою очередь технологические инновации оказывают непосредственное воздействие на экономию издержек и увеличение прибыли, но не оказывают прямого влияния, например, на объем продаж. Последний может возрасти при сочетании технологических инноваций с мероприятиями в области маркетинга.32

Совместное воздействие на структуру  инноваций в промышленности экономической обстановки, условий формирования структуры в отраслях и в организациях привело к сохранению преимущественной ориентации на обновление выпускаемой продукции в последнее десятилетие. На это же нацеливается действующая система экономического стимулирования.

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности