Воздействие продуктовых инноваций на структуру отраслевого рынка Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, доклад

Описание работы

Прежде чем начать свой доклад, мне хотелось бы зафиксировать для слушателей то, что я понимаю под продуктовой инновацией. И так, Продуктовая инновация – это внедрение товара или услуги, которые являются новыми или существенно усовершенствованными по части их свойств, характеристик или способов применения. Например, существенные улучшения в технических характеристиках продукта, его компонентах и используемых материалах, в используемом программном обеспечении или в ряде других функциональных или потребительских характеристиках уже имеющихся на рынке товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

Текст доклада 3.docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Воздействие продуктовых  инноваций на структуру отраслевого  рынка Ханты-Мансийского Автономного  Округа – Югра

Прежде чем начать свой доклад, мне хотелось бы зафиксировать  для слушателей то, что я понимаю под продуктовой инновацией. И так, Продуктовая инновация – это внедрение товара или услуги, которые являются новыми или существенно усовершенствованными по части их свойств, характеристик или способов применения. Например, существенные улучшения в технических характеристиках продукта, его компонентах и используемых материалах, в используемом программном обеспечении или в ряде других функциональных или потребительских характеристиках уже имеющихся на рынке товаров и услуг.

Необходимо отметить, что  инновационная активность в Ханты-Мансийском Автономном Округе в целом находиться не на высоком уровне, о чём свидетельствуют данные Федеральной Службы Государственной Статистики. Так, например: за период с 2005 года по 2012 год ежегодно подавалось патентных заявок на изобретения от 22 до 53, а выдано за тот же период от 28 до 38, что в целом по УФО составляет менее 3% от общего их количества и менее 0,3% по РФ. Так же за период с 2005 года по 2012 год ежегодно подавалось патентных заявок на полезные модели от 21 до 38, а выдано от 14 до 32 патентов, что в целом по УФО составляет в среднем менее 2% от общего их количества и менее 0,2% по РФ. Помимо этого, созданные передовые производственные технологии в ХМАО в период с 2000 года по 2012 год ежегодно составляют от 1 до 29, что в целом по УФО составляет в среднем менее 2,5% от общего их количества и менее 0,5% по РФ. А так же, используемые передовые производственные технологии в ХМАО в период с 2000 года по 2012 год ежегодно составляют от 540 до 1834, что в целом по УФО составляет в среднем менее 4,5% от общего их количества и менее 0,1% по РФ.

Воздействие продуктовых  инноваций на структуру отраслевого  рынка Югры не значительное, в силу не высокого развития инновационной  деятельности в регионе как в «несырьевых» отраслях, так и в «сырьевых», хотя и в последних в меньшей степени.

В секторе нефтегазодобычи и нефтегазопереработки ХМАО можно выделить как продуктовые инновации: проведение гидроразрыва пластов, работа с фондом скважин и физико-химические методы, включая гидродинамические. На их долю приходится менее 20% от всех работ по добычи. Именно эта область сервисных услуг формирует спрос на инновационные технологии, внедрение которых эффективно силами небольших компаний. Потенциальный рынок сбыта продуктовых инноваций следует рассматривать не только в границах Ханты-Мансийского автономного округа, но и за его пределами. Одним из привлекательных рынков западносибирского региона в целом является рынок оборудования для малодебитных скважин. В настоящее время существуют законодательные ограничения для развития этого рынка, тем не менее, значительным барьером развития рынка является дефицит инновационных решений. Развития Югры должно быть направлено на добычу за счет применения новых методов воздействия на пласт. Ограничением, способным затормозить этот процесс, является мировой экономический кризис, который уже вызвал падение спроса на нефть и, соответственно, повысил финансовые риски компаний при внедрении новых разработок. Необходимым условием сохранения высоких объёмов добычи нефти в округе на долгосрочную перспективу является разработка и внедрение продуктовых инноваций, наибольшим потенциалом среди которых обладают специализированная обработка сейсмических данных и данных дистанционного зондирования Земли для поиска ловушек углеводородов нетрадиционного типа; микросейсмический мониторинг для решения задач поиска, разведки и оптимизации разработки залежей углеводородов и повышения коэффициента извлечения нефти; компьютерное моделирование запасов; совершенствование методов бурения; производство специализированного оборудования; эффективная транспортировка углеводородов. Ключевыми направлениями внедрения продуктовых инноваций в газо- и нефтехимической отрасли могут стать производство полиолефинов; удобрений - карбамида, аммиачной селитры и их производных; производство жирных спиртов; использование метана в газохимии; получение синтетической нефти и жидких видов топлива (GTL); технологии рециклинга; производство промежуточных продуктов для развития газохимической отрасли из нефтяного газа и другого легкого углеводородного сырья - ШФЛУ, БГС, этилена, пропилена и т.д.; технологии, направленные на снижение выбросов парниковых газов; применение методов катализа и полимеризации при производстве этилена и пропилена. В лесопромышленном комплексе ХМАО продуктовые инновации практически не используются в производстве и проектировании специализированных машин, транспортных услугах, полиграфии, оптовой и розничной торговле мебелью.

В электроэнергетике и теплоэнергетике в качестве продуктовых инноваций порождено тем, что значительная часть территории автономного округа не имеет доступа к единой национальной системе энергоснабжения и получает электроэнергию от местных (децентрализованных) энергосистем.

В строительном комплексе ХМАО в качестве продуктовых инноваций можно выделить жилую и коммерческую недвижимость, которая отличается повышенными в сравнении с другими регионами требованиями к качеству в силу природно-климатических условий. Природные условия Югры оказывают разнонаправленное воздействие на развитие транспортных коммуникаций.

В сфере информационных технологий и связи ХМАО первым перешел на 100% цифровизацию связи, однако, сегодня около 40 процентов семей имеют доступ к сети "Интернет", с преобладанием относительно "старых" технологий (модем, ADSL). Для сектора связи и ИКТ связанными и поддерживающими отраслями являются производство электронно-коммуникационного оборудования. На территории Югры из этих отраслей хорошо развито строительство, но и в этом случае нельзя говорить о присутствии конкурентоспособных в мировом масштабе участников рынка. Интенсивность связей между сектором ИКТ и поддерживающими отраслями недостаточна, а переток кадров и "неявных знаний" внутри отраслевого сегмента незначителен.

В секторе потребительских услуг масштаб воздействия продуктовых ииноваций наиболее высокий, так как в такой непроизводственной отрасли как торговля, которая использует сложные компьютерные системы для решения задач логистики и управления складскими остатками, интегрированных с терминалами кассовых аппаратов, другие IT-новшества (штрих-коды и RFID), превращают эту отрасль в один из полигонов для постоянных инноваций. Поскольку этот сектор в наибольшей степени приближен к потребителю, то политика развития сектора услуг оказывает противоциклическое воздействие и, тем самым, способствует повышению устойчивости экономики автономного округа.

Таким образом, воздействие  продуктовых инноваций на различные  отраслевые рынки Ханты-Мансийского Автономного Округа не значительные, но данный регион обладает высоким потенциалом для их внедрения особенно в таких секторах как нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, электроэнергетика, теплоэнергетика, ИКТ, связи и торговля.

Использованные  источники

1. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. 1999-2013. URL: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 12.12.2013).

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре [Электронный ресурс]. 1999-2013. URL: http://khmstat.gks.ru/. (Дата обращения: 12.12.2013).

3. Постановление от 10 июля 2009 г. № 168-п

Правительства Ханты-Мансийского  Автономного Округа – Югры «Долгосрочной целевой программы "Инновационное развитие Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры на 2009 - 2014 годы"», (в ред. Постановления правительства ХАМО – Югры от 21.10.2009 № 278-п).

4. Распоряжение Правительство Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года»

5. «Концепция развития науки и инновационной деятельности Ханты-Мансийском Автономном Округе – Югре на период до 2020 года», 2013г.

 


Информация о работе Воздействие продуктовых инноваций на структуру отраслевого рынка Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра