Управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности управления инновациями. Для достижения цели необходимо рассмотреть сущность инновационного менеджмента, раскрыть содержание инновационной стратегии, проанализировать управление инновационными преобразованиями. При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
Эмпирические (измерение, описание);
Теоретические (восхождение от абстрактного к когерентному);
Общелогические (индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез).

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Сущность инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1Основные понятия и концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Инновационные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3Классификация инновационных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4Особенности принятия решений в управлении инновациями . . . . . 13
Глава 2.Инновационные стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1Понятие и виды инновационных стратегий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2Типы инновационного поведения компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3Стратегии в сфере массового производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.4Стратегии дифференциации и сегментирования. . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.5Стратегии инновационных организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.6Стратегии неспециализированного бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 3.Управление инновационными преобразованиями. . . . . . . . . . . . . . . .24
3.1Концепция проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
3.2Цели и потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
3.3Проектное управление инновациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.4Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени . . . . . . 28
3.5Реинжиниринг и инновации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Прилажение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

Файлы: 1 файл

mekhanizm_ypravleniya_innovaciyami.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически  ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят  эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка[5, стр. 176].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава 3.Управление инновационными преобразованиями

    1. 3.1Концепция проектирования

Инновационные преобразования осуществляются на протяжении нескольких этапов.

I. Этап постановки цели:

    1. Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.
    2. Формулируется цель развития организации. Строится и рассчитывается «дерево цели».

II. Этап стратегического анализа:

    1. Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.
    2. Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.
    3. Определяется инновационная позиция организации.

III. Этап выбора инновационной стратегии:

    1. Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие.
    2. Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.
    3. Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.

IV. Этап реализации инновационной стратегии:

    1. Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.
    2. Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.
    3. Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.

Избранная инновационная  стратегия развития предприятия  должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии  вызывает лавину последующих нововведений[18, стр. 28].

Например, решение  о переходе на новую технологию выдвигает  требования по обновлению состава и  использованию ресурсов (материально-технических, информационных, трудовых, финансовых), перепроектированию (инжинирингу) всех основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, производство, реализация продукции, обслуживание потребителей), приводит к нововведениям в системе и аппарате управления, организационной структуре.

Этот поток  изменений коренным образом преобразует состояние организации, позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации.

Состав мероприятий  и локальных проектов, заключенных  в инновационном проекте, после  решения вопросов инвестирования формируют  в виде плана, а чаще инновационной программы. В программе данные мероприятия формулируются в виде работ со своими сроками, исполнителями и финансовыми затратами.

    1. 3.2Цели и потенциал

Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия, реализация которой, в свою очередь, требует целевого управления инновацией, то есть формулирования инновационной цели.

Инновационными  целями могут быть требования: о  создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый  вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.

При формулировании инновационных целей и стратегий  имеются принципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые — как направления  действий (то есть направления использования  ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели[12, стр. 157].

В большинстве  случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим требованиям:

    1. Конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей. Это необходимо для подтверждения факта достижения цели;
    2. Конкретизирует заданный срок достижения дели;
    3. Конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы;
    4. Оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как»;
    5. Утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.

Построение  дерева инновационных целей.

Правила построения дерева цели (ДЦ):

    • На каждом уровне ДЦ комплекс подцелей должен быть необходим и достаточен для достижения вышестоящей цели.
    • Расчленение (декомпозиция) цели на подцели на каждом уровне ДЦ ведется только по одному признаку декомпозиции (правило классификации).
    • Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности — организации, подразделению.
    • В зависимости от назначения ДЦ требуется установить, на каком структурном уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения, исполнителя. ДЦ строится до уровня, на котором можно установить ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий программы для достижения цели.

Понятие инновационного потенциала. Через развитие потенциала идет развитие организации, ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Развитие инновационного потенциала организации как целостной  системы может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации.

Внутренняя  среда организации построена  из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную  систему. Элементы сгруппированы в  следующие блоки:

    • продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);
    • функциональный блок (блок производственных функций и деловых процессов) — оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;
    • ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;
    • организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
    • блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под  проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

    • частная оценка готовности организации к реализации 
      одного нового проекта;
    • интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды  и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Для решения  аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются  специальные вопросники и анкеты различной степени детализации  параметров. В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок, в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале[15, стр. 183].

    1. 3.3Проектное управление инновациями

Инновационная деятельность не может замыкаться на одной функции, так как она  органически представляет собой  бизнес в целостном восприятии: от идеи продукта до его коммерческой реализации. Поскольку стратегическая инноватика требует значительных ресурсов, исполнители проекта конкурируют в их потреблении с исполнителями текущих стабильных процессов.

При организации  стратегической инноватики необходимо провести большую работу по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к проектному мышлению и проектному управлению. При таком подходе все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг — всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.

Эти особенности  наиболее ясно видны из результатов успешно завершенных инновационных проектов. Мировой опыт, в том числе и Российский, дает многие образцы такого рода. К руководству приходит осознание необходимости стратегической инноватики. Исходные условия старта инновационных проектов обычно крайне неблагоприятны. Стратегическое управление отсутствовало, и организации больше думают не о развитии, а о выживании. При этом отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не только не спасают положения, а ухудшают ситуацию, поскольку создают ложные иллюзии, отнимают время, отвлекают ресурсы. Радикальные преобразования организации может обеспечить стратегическая инноватика.

Для операционной инноватики достаточно менеджера, назначенного администрацией с целью планирования, организации и контроля работ по проведению изменений. Стратегической инноватике требуется не менеджер, а лидер. Только лидер может объединить и вести участников инновационного сложного и непредсказуемого процесса, поскольку только лидер способен выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные), но единственно возможные решения, казалось бы, тупиковых ситуаций и лишь лидеру могут в этом случае поверить участники. Требуется содействие в выдвижении и становлении лидера (хотя чаще всего будущие лидеры выдвигаются сами).

Лидер вскрывает  всю глубину кризисного положения, разрабатывает и выдвигает концепцию  радикального развития организации, опираясь на возможности и потенциал ее сотрудников, на глубокое знание и предвидение  состояния внешней среды.

В концепции, помимо целей и подходов к их ресурсному обеспечению, определяется принцип  построения структуры, ее ключевые позиции, на которые подбираются локальные  лидеры, способные возглавить свой участок и работать в команде, то есть продвигать дело в координации с другими исполнителями, сообразуясь с интересами организации в целом.

Исходя из намеченной структурной схемы, подбираются  соответствующие руководители исключительно  по деловым признакам и умению работать в команде.

При функциональном управлении функции и ответственность средних руководителей и исполнителей часто жестко расписаны. Однако исполнитель не наделяется достаточным объемом прав, зато чрезмерно нагружается ответственностью. В проектном управлении такой путь просто невозможен. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей[2, стр. 84].

    1. 3.4Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени

Стратегический  инновационный маркетинг определяется сегментированием рынка, позиционированием  товара. Руководители проектов определяют: какую продукцию, какого качества и  каким потребителям они будут  предлагать.

В силу ограниченности ресурсов (прежде всего инвестиций) и времени проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решений.

Выхода из кризиса  и завоевания рынка в долгосрочной перспективе можно добиться только через высокое качество работ. В системе разработки и реализации проектов главным считается недопущение ошибок с первого раза (переход на принципы бездефектной работы).

При этом проектное  управление эффективно лишь при стратегическом партнерстве с поставщиками, соисполнителями и потребителями.

Сжатие процесса во времени представляет собой параллельно-итерационный (перекрестный) метод выполнения работ. При современном темпе обновления рынка последовательное осуществление  всех стадий проекта исключается. Параллельное выполнение работ сокращает цикл, но и этого мало. Требуется координация и совместная работа каждого исполнителя уже на под этапах и отдельных работах. Сам процесс выполнения проектных работ итеративен, так как требует многократной увязки решений исполнителей. Поэтому современные процессы осуществления проектов носят характер параллельно-итерационный (перекрестный).

На этапе  реализации продуктов проекта необходимо осуществлять операционный маркетинг (подготовку продукта к рынку; сервис и поддержку), а также операционную инноватику по текущим разработкам и проведению усовершенствований[1, Стр. 71].

    1. 3.5Реинжиниринг и инновации

Выживание организаций  в современных условиях динамично  изменяющихся рынков возможно лишь при  их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи решаются при проектировании и развитии какого-либо дела и организации. Обобщение практики и теоретическое представление о задачах подобного рода инновационного преобразования организаций в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.

Информация о работе Управления инновациями