Управление инвестициями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- изучим критерии оценки инновационных проектов и программ;
- рассмотрим управление реализации инновационных проектов.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и значение инноваций
1.1. Виды и содержание инновационных проектов, их классификация
1.2. Управление инновационными проектами
1.3. Критерии оценки инновационных проектов
2. Основные принципы оценки эффективности инноваций.
2.1. Система показателей оценки инноваций.
2.2. Показатели народнохозяйственной эффективности инноваций.
2.3. Показатели финансовой эффективности инноваций.
2.4. Научно-техническая эффективность инноваций
3. Анализ эффективности инноваций на примере компании "Barnes&Nobles".
Заключение

Файлы: 1 файл

innovacionnyi_menedzhment.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

Состав стадий и этапов проекта  определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью.

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций: денежные средства и их эквиваленты (целевые  вклады, оборотные средства, ценные бумаги, и т.п.), земля, здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью, имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Исследование инвестиционных возможностей предусматривает:

- предварительное изучение спроса  на продукцию и услуги с  учетом экспорта и импорта;

- оценку уровня базовых, текущих  и прогнозных цен на продукцию  (услуги);

- подготовку предложений по  организационно-правовой форме реализации  проекта и составу участников;

- оценку предполагаемого объема  инвестиций по укрупненным нормативам  и предварительную оценку коммерческой  эффективности;

- подготовку предварительных оценок  по разделам ТЭО, в частности  оценку эффективности проекта;

- утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

- подготовку контрактной документации  на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей - подготовка инвестиционного  предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап  «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает  проведение полномасштабного маркетингового исследования, подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг), подготовку исходно-разрешительной документации, разработку технических решений, в том числе генерального плана, градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне, писание организации строительства, данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве, описание системы управление предприятием, организации труда рабочих и служащих, формирование сметно-финансовой документации, оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование сроков осуществления проекта, оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций), формирование условий прекращения реализации проекта.

Итак, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и  задач на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

1.2. Управление инновационными проектами.

 

Управление  проектом или программой является сложной  задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как  реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами [14;64]:

- принцип селективного выборочного управления, заключается в выборе приоритетных направлений, адресное поддержке инновационных фирм и новаторов);

- принцип  целевой ориентации проектов  на обеспечение конечных целей.  Предполагает установление взаимосвязей  между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации, при этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов;

- принцип  полноты цикла управления проекта; 

- принцип  этапности инновационных процессов и процессов управления проектами;

- принцип  иерархичности организации инновационных  процессов (все уровни деятельности  согласуются друг с другом);

- принцип  многовариантности при выборе  управленческих решений;

- принцип  системности (разрабатывается совокупность мер, необходи мых для организации проекта - организационных, административных и других),

- принцип  обеспеченности или сбалансированности (все мероприятия должны быть  обеспечены необходимыми ресурсами).

Этап  формирования предложений по приоритетным направлениям:

1. Фиксируется  перечень наиболее существенных  критериев достижения цели;

2. Для  каждого проекта, реализующего  приоритетное направление, делается  оценка уровня улучшения каждого  показателя по сравнению с  существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий»;

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше  среднего» или «высокий», из  дальнейшего рассмотрения исключаются.  Остальные включаются в предварительные  предложения по приоритетным  направлениям и критически важным технологиям;

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки  «высокий» или не менее двух  «выше среднего», предварительно  считаются кандидатами в группу  приоритетных; если более двух  «высокий» или трех «выше среднего»  - кандидатами в группу особо приоритетных.

Степень приоритетности определяется так. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается  по двум показателям: конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период; затраты при производстве программной продукции (общие, включая инвестиции и текущие издержки). Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все проекты упорядочиваются по степени приоритетности всоответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты).

В мировой  практике анализ «затраты - результат» является обязательной процедурой любых  механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при  всей простоте для практического  применения этого решающего правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает максимально возможную эффективность при заданном ограниченном объеме средств и минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности.

В итоге, для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений, нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов и так далее.

Для реализации инновационных проектов необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами  нововведений – инновационные менеджеры. Они могут действовать в различных  организационных структурах (Академиях наук, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро); создают творческие коллективы, занимаются поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки; управляют науными коллективами, занимаются координацией научных исследований.

 

 

 

1.3. Критерии оценки инновационных проектов.

 

 

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инвестиционного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инвестиционных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя: 
1. цели, стратегия, политика и ценности предприятия; 
2. маркетинг; 
3. НИОКР; 
4. финансы; 
5. производство.

Но в  первую очередь необходимо рассмотреть  критерии, позволяющие оценить реальность проекта:

1.Нормативные критерии (правовые) т.е. нормы национального, международного  права, требования стандартов, конвенций,  патентоспособности и др.:

  • правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.
  • возможное влияние перспективного законодательства на проект.

2. Ресурсные критерии, по видам:

  • научно-технические критерии;
  • технологические критерии;
  • производственные критерии;
  • объем и источники финансовых ресурсов.

3. Количественные критерии, позволяющие оценить целесообразность реализации проекта:

  • соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития деловой среды;
  • риски и финансовые последствия (ведут ли они дополнения к инвестиционным издержкам или снижения ожидаемого объема производства, цены или продаж);
  • степень устойчивости проекта;
  • вероятность проектирования сценария и состояние деловой среды.
  • количественные критерии (финансово-экономические), позволяющие выбрать из тех проектов, реализация которых целесообразна (критерии приемлемости).

. стоимость  проекта;

. чистая  текущая стоимость;

. прибыль;

. рентабельность;

. внутренняя  норма прибыли;

. период  окупаемости;

. чувствительность прибыли к горизонту (сроку) планирования, к изменениям в деловой среде, к ошибке в оценке данных.

Основные  критерии для оценки инновационных  проектов [10;63]:

1. Цели  организации, стратегия, политика, ценности: совместимость проекта  с долгосрочными планами и  текущей стратегией организацией, оправданность изменения в стратегии организации, если этого требует принятие этого проекта; соответствие проекта отношению организации к риску, нововведениям, требованиям организации с учетом временного аспекта и потенциалу роста организации. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Финансовые  критерии: размер инвестиций в  производство, маркетинг и НИОКР,  потенциальный годовой размер  прибыли, ожидаемая норма прибыли,  соответствие проекта критериям  эффективности капиталовложений, принятым в организации, стартовые затраты на осуществление проекта, предполагаемый срок окупаемости проекта, наличие финансов в нужные моменты времени. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инвестиционными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других проектов предприятия.

В некоторых  случаях выгоднее направлять ресурсы  на разработку нескольких инвестиционных проектов. В таком случае проявление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации других.

Следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на НИОКР, капитальных вложении в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта.

3. Маркетинг,  для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инвестиционного проекта -продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию.

Однако  провести маркетинговое исследование по инвестиционному проекту, предлагающему  принципиально новый продукт, очень  сложно, т.к. в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.

Однако  целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

Информация о работе Управление инвестициями