Управление иновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41

Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая управление инновациями .docx

— 704.75 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Принципы государственной  финансовой поддержки  инновационно-инвестиционного процесса

Государство может различными методами воздействовать на финансирование инновационно-инвестиционного процесса (ИИП) в весьма широком диапазоне - от минимального воздействия до принятия государством на себя решающей роли в обеспечении финансирования этого процесса. Характер воздействия зависит от социально-экономической системы страны и используемой ею модели экономического (хозяйственного) механизма. Интегрированная система хозяйствования исторически привязана к нации. Например, современные модели хозяйствования в США, Германии, Японии, Франции, называемые капиталистическими, по своей сущности являются смешанными (интегрированными) . В смешанной модели системы хозяйствования рыночно-капиталистические и планово-распределительные методы должны представлять собой единый, взаимосвязанный комплекс, формируемый вокруг национально-государственных интересов страны с учётом её экономического потенциала, геополитического положения, культурно-исторических традиций и социальной психологии. Например, интегрированную систему хозяйствования применительно к неповторимым национальным особенностям построил Китай. КНР продолжает её успешное формирование и развитие.

Рассмотрим принципы государственной поддержки финансирования инновационно-инвестиционного процесса применительно к народному хозяйству России в русле становления интегрированной экономики, сочетающей наиболее эффективные формы, методы и механизмы рынка с целенаправленным воздействием государства на национальную экономику и её отрасли, с активным применением стратегического планирования, регулирования всех основных экономических параметров (табл. 1).

                                                     

                                                                                                       Таблица 1

Принципы государственной поддержки  финансирования  инновационно-инвестиционного процесса

№ п/п

Наименование и краткая формулировка принципа

1

Научность. Государственная поддержка финансирования инновационно-инвестиционного процесса (ГПФИИП) должна осуществляться на научной основе, при обеспечении научной обоснованности инновационно-инвестиционных проектов

2

Благоприятствование. Создание государством благоприятных экономических условий для финансирования и осуществления ИИП.

3

Нормативность. Формирование государством необходимого нормативно-правового пространства для ИИП и его финансирования

4

Безопасность. Воздействие государства на ИИП и его финансирование с позиции обеспечения безопасности страны

5

Глобальность. Содействие государства интернационализации ИИП и его финансирование по ряду проектов с учётом национально-государственных интересов и обеспечения безопасности

6

Экологичностъ. Отбор для финансирования инновационно-инвестиционных проектов, соответствующих объективным требованиям законов экологии человека, природы, общества.

7

Общественная польза. Финансирование государством тех необходимых или полезных для общества инновационно-инвестиционных процессов, на которые заведомо не выделят средства частные инвесторы

8

Масштабность. Государственное финансирование ключевых инновационно-инвестиционных проектов, масштабы которых неподъёмны для частных инвесторов

9

Приоритетность. Соблюдение иерархии приоритетов в финансировании ИИП, определяемых на основе стратегии социально-экономического развития страны

10

Госрегулирование. Регулирующее воздействие государства на частное финансирование инновационно-инвестиционного процесса

11

Государственно-частное партнёрство. Активное задействование института государственно-частного партнёрства в финансировании инновационно-инвестиционного процесса

12

Эффективность. Финансирование ИИП с учётом технико-экономической, социально-экономической, финансовой эффективности


 

При обосновании  принципа научности речь идёт о действительной научной обеспеченности инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования, а также государственной поддержки этого финансирования, а не об имитации научного сопровождения проектов, которая получила весьма широкое распространение в хозяйственной практике по ряду причин:

1)   во-первых, для многих  руководителей и финансистов, задействованных  в управлении и финансировании  инновационно-инвестиционного процесса, главным является не эффективное исполнение возложенных на них соответствующих профессиональных функций, а преследование личных корыстных целей;

2)   во-вторых, экономя  на оплате работ учёных, руководители  получают недостаточно качественные научно-практические разработки;

3)   в-третьих, по различным  мотивам (в числе которых престиж, мода, взятки) руководители заказывают  научное обеспечение инновационно-инвестиционных проектов у иностранных фирм, оплачивая их услуги в размерах, на порядок больших, чем это принято в отношении отечественных специалистов (при получаемом таком же или худшем уровне научного обеспечения инновационно-инвестиционных проектов).

Принцип научности в применении к ГПФИИП необходимо применять на двух уровнях: научная обоснованность отбора инновационно-инвестиционного проекта и в случае его принятия, и его исполнения и научная обоснованность самого финансирования инновационно-инвестиционного процесса в масштабе территориальной экономики и той или иной инновационно-инвестиционной программы.

Принципа благоприятствования означает, что государству необходимо создавать благоприятные экономические условия для генерирования инноваций, доведения их до стадии воплощения, для чего следует создавать благоприятный режим их финансирования. Речь идёт о формировании любого инновационно-инвестиционно-финансового пространства, в котором могло бы осуществляться на предельно благоприятных условиях финансирование полезных для общества инновационно-инвестиционных проектов, с учётом участия в этом финансировании как субъектов хозяйствования всех форм собственности, так и самого государства в лице федерального центра и региональных органов власти.

Принцип 3 — нормативность. Очевидно, что финансирование и исполнение инновационно-инвестиционного процесса должны осуществляться в рамках законного нормативно-правового пространства. В частности, особенности правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, в которые воплощаются инновации, требуют особых нормативных правовых актов.

Принцип 4 — безопасность. Инновационно-инвестиционный процесс оказывает решающее воздействие на формирование человеческого, научно-технического, экономического потенциала страны, уровень и масштабы развития народного хозяйства. Все эти процессы имеют, помимо прочего, измерение экономической, политической, военной безопасности.

Принцип 5 — глобальность. Осуществление инновационно-инвестиционного процесса на базе сотрудничества предприятий и организаций нескольких стран позволяет, с одной стороны, достигать значительно более высоких научно-технических параметров реализуемых проектов, а с другой — существенно повышать их экономическую и финансовую эффективность. Однако это реализуемо лишь в условиях взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. В сложившихся условиях России необходимо уравновешивать своё активное участие в интернационализации инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования.

Принцип 6 — экологичностъ. В условиях экологического кризиса планетарного масштаба государство обязано, во-первых, обеспечить осуществление инновационно-инвестиционных проектов, нацеленных на осуществление действенных природоохранных, природовосстановительных и природопрофилактических мероприятий, а во-вторых, добиться придания каждому инновационно-инвестиционному проекту особого «экологического» измерения.

Решение этих обеих задач требует обильного финансирования, которое должно быть честно разделено между государством и частными инвесторами, в обязанность которым, в случае финансирования ими того или иного инновационно-инвестиционного проекта, следует вменить на государственном уровне финансирование также и экологической составляющей проекта, которая в обязательном порядке должна быть утверждена государством.

Принцип 7 — общественная польза. Рыночная модель финансирования в принципе не в состоянии обеспечить предоставление финансовых ресурсов для осуществления многих не только целесообразных, но и жизненно необходимых обществу инновационно-инвестиционных проектов. Причина в том, что частный инвестор, вкладывая денежные средства в тот или иной инновационно-инвестиционный проект, рассчитывает не только быстро окупить вложенные средства, но и получить при этом приемлемую для него прибыль. Если эти условия не обеспечены, то частный инвестор не станет финансировать проект. Множество жизненно необходимых и общественно полезных инновационно-инвестиционных проектов не соответствует этим условиям. Все такие проекты должны быть профинансированы в полной мере, и осуществить их финансирование, призвано государство.

Принцип 8 — масштабность. Существуют столь масштабные инновационно-инвестиционные проекты, как например реставрация Большого Кремлёвского дворца, Олимпиада в Сочи или саммит на острове Русском, которые в силу размаха не могут быть профинансированы частными инвесторами, но требуют государственного или межгосударственного финансирования. Другое дело, что последнее может быть либо полным, либо частичным — случай государственно-частного партнёрства. Примерами таких проектов могут быть космические и ядерные программы, проекты создания крупных инфраструктурных объектов.

Принцип 9 — приоритетность. Сколь бы ни были велики или малы реальные финансовые ресурсы страны, способные быть задействованными в инновационно-инвестиционном процессе, осуществляемом в производственной сфере (денежные средства, обеспеченные необходимыми для инвестирования ресурсами в натуре), они всегда ограничены. Поэтому государству и другим инвесторам приходится отбирать из желательных (приемлемых) самые нужные или самые пафосные инновационно-инвестиционные проекты. Государство, исходя из общенациональных приоритетов должно так отрегулировать основные экономические параметры на макроуровне, включая цены, налоги, таможенный режим, финансовые льготы, банковский процент, чтобы частные инвесторы действовали в русле общегосударственных приоритетов  по двум критериям:

1)   критерий 1 — необходимость  или целесообразность осуществления  инновационно-инвестиционных проектов с позиции удовлетворения на базе реализованных проектов потребностей общества и государства в товарах и услугах, ранжируемых по степени своей приоритетности;

2)   критерий 2 — способность  осуществлённых инновационно-инвестиционных проектов увеличивать инновационно-инвестиционный потенциал страны, что расширяет её возможности осуществления ИИП.

Каждый из сформулированных выше критериев обусловливает приоритетность совершенно различных проектов: первый критерий — исходя из целей социально-экономического развития общества; второй критерий — на основе увеличения объёма и повышения качества средств, используемых для достижения этих целей. Если критерий 1 связан с потреблением, то 2 — с накоплением. На каждый период развития экономики страны необходимо находить лучшее соотношение между финансированием тех инновационно-инвестиционных проектов, которые осуществляются по критерию потребления, и тех, которые реализуются по критерию накопления. Такая оптимизация должна базироваться на социально-экономической стратегии развития общества, разбитой наряд этапов (приложение 1).

Принцип 10 — госрегулирование: регулирующее воздействие государства на частное финансирование инновационно-инвестиционного процесса. Частные инвесторы, отбирая для финансирования инновационно-инвестиционные процессы, руководствуются своими интересами. Если отбор инновационно-инвестиционных проектов предоставить стихии частных интересов, не регулируемой государством, то пропорции общественного воспроизводства, формируемые под воздействием множества реализуемых инновационно-инвестиционных проектов, окажутся весьма далеки от идеальных, а качество жизни людей ухудшится.

Принцип 11 — государственно-частное партнёрство. Интегрированной (смешанной) системе хозяйствования органически присущ институт государственно-частного партнёрства, который позволяет соединить в единое целое с получением значительного синергетического эффекта преимущества государства и частной инициативы при нейтрализации их недостатков. Правда, существует опасность соединения недостатков государственного воздействия на экономику с недостатками частного хозяйствования, что порождает коррупцию и убивает экономику. Чтобы государственно-частное партнёрство носило здоровый характер, необходимо оздоровление аппарата государственной власти, непримиримая борьба с коррупцией. Тогда государственно-частное партнёрство в финансировании инновационно-инвестиционного процесса позволит  соединить преимущества государства (сосредоточение ресурсов на важных для общества проектах с частной инициативой в отборе, финансировании и реализации инновационно-инвестиционных проектов).

Принцип 12 — эффективность. Инновационно-инвестиционные проекты следует финансировать с учётом их прогнозируемой эффективности, которая может быть измерена уже после ввода в действие объектов, являющихся конечным результатом этих проектов.

При этом следует различать технико-экономическую, социально-экономическую и финансовую эффективность.

1.3. Российские  учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики

Инновационная модель развития предприятия требует построения инновационной модели менеджмента, разработка которой и составляет в значительной степени суть смены парадигмы в науке управления. По нашему мнению, сущностной чертой инновационной модели менеджмента должен выступать качественно иной уровень разрешения противоречий с внешней средой. Необходим, во-первых, её постоянный мониторинг и учёт основных тенденций по всем направлениям, а во-вторых, реактивность, упреждающая реакция по отношению к изменениям внешней среды. Эти два момента составляют суть инновационной модели менеджмента, поскольку выступают в качестве эндогенной основы конкурентоспособности предприятий в глобальной экономике.

Практическая реализация инновационной модели менеджмента основывается на комплексе новых технологий управления. В качестве примеров можно назвать целевое ценообразование взамен затратного, сбалансированные системы показателей вместо применения исключительно финансовых индикаторов, стратегическое управление, пришедшее на смену долгосрочному экстраполяционному планированию, концепцию тотального менеджмента качества как современный подход к обеспечению конкурентоспособности.

Информация о работе Управление иновациями