Типология инноваций как основа инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

Системный, комплексный характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках и т.д.

Файлы: 1 файл

виды и модель абернаси-аттербека.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)
 

Глава 2. ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

    Системный, комплексный характер инновационной  деятельности отражается в сложности  и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках и т.д.

    То, что инновации различаются между  собой по множеству параметров, часто  приводит к противоречиям в выводах  различных теорий инновационного менеджмента. Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

    Типология инноваций важна не только для  развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

    В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации (см. таблицу 2).

    Таблица 2.

Типология инноваций Критерий Основные  типы
 
􀀗 Степень новизны 
 
􀀗 Базисная (радикальная)

􀀗 Улучшающая (приростная)

 
􀂠 Характер практической деятельности
 
􀂠 Производственные

􀂠 Управленческие

 
􀂐 Технологические параметры 
 
􀂐 Продуктовые 

􀂐 Процессные


 

По степени  новизны, радикальности инновации  можно выделить такие основные типы инноваций, как базисные и улучшающие инновации. По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, основными типами инноваций являются производственные и управленческие инновации. По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные инновации.

    Базисные  и улучшающие инновации 

    Существует  несколько способов выделения типов  инноваций по степени их радикальности, новизны. Некоторые исследователи  в качестве основных типов инноваций  по этому основанию выделяют такие  типы, как вариация и реориентация. При этом инновации первого типа представляют собой модификацию существующих продуктов и технологий, а второго – их радикальные изменения. Иногда все инновации по степени их радикальности делятся на окончательные инновации – те, которые завершают группу взаимосвязанных инноваций, и инструментальные инновации – те, которые способствуют осуществлению окончательных инноваций.

    Однако  постепенно в качестве общепризнанного  утверждается выделение таких двух типов инноваций в зависимости  от степени их новизны, как базисные и улучшающие инновации.  
 

Базисная  инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое  базируется на научном открытии или  крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых  продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая  инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции  и технологических процессов.

Многие  специалисты по инновационному менеджменту  отмечают определенные закономерности в динамике, последовательности, скорости осуществления инноваций различных  типов. Исследования и учет динамики базисных и улучшающих инноваций  принципиально важны для управления инновациями.

В ряде работ по инновационному менеджменту [например, Damanpour F., 1996] показано, что  на реализацию базисных инноваций существенное стимулирующее влияние оказывает  создание союзов, объединений организаций. Взаимосвязанные усилия многих организаций по осуществлению базисных инноваций приводят к активизации инновационной деятельности, способствуют разработке и распространению принципиально новых продуктов и технологий. Объединение нескольких организаций позволяет распределить их усилия таким образом, чтобы разные организации развивали различные компоненты или подсистемы базисных инноваций. При этом создание союзов организаций приводит к совершенствованию не только внешней, но и внутренней структуры инновационной деятельности в организации при развитии базисных инноваций, поскольку все организации принимают участие в процессе выработки решений и их реализации в ходе инновационной деятельности.

На реализацию улучшающих инноваций объединения  различных организаций оказывают  существенно меньшее влияние, чем на развитие базисных. Для создания и распространения улучшающих инноваций важное значение имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности в той или иной организации, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика  базисных и улучшающих инноваций  в организации существенно зависит  от места, которое занимает данная организация  в структуре отрасли, и ее роли в ней. Японским исследователем Кусуноки на примере факсимильной промышленности было обнаружено [Kusunoki K., 1997], что отраслевые технологические лидеры или крупные организации в своей деятельности делают акцент на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации или отраслевые аутсайдеры часто стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации.

Действительно, многие другие исследования, например исследования инноваций в цементной  промышленности, воздушном транспорте, отрасли по производству миникомпьютеров, показали, что обычно отраслевые лидеры, стремясь сохранить статус кво, уменьшить турбулентность отраслевой среды, осуществляют главным образом улучшающие инновации, в то время как отраслевые новички и аутсайдеры, пытаясь нарушить сложившуюся расстановку сил в отрасли, повысить турбулентность отраслевой среды, нередко являются инициаторами базисных инноваций.

На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого  жизненного цикла. Как известно, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая, угольная, лесная промышленность и др.). То, на каком этапе жизненного цикла находится отрасль, влияет на соотношение радикальных и приростных инноваций. В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации.

Динамика  базисных и улучшающих инноваций  является предметом активных исследований в области инновационного менеджмента, в ходе которых обосновываются все  новые результаты. Так, в работе М.Тушмана  «Расторопные организации: управление эволюционными и революционными изменениями» [Tushman M.L., O’Reilly C.A., 1996] показано, что стабильное развитие организации достигается не посредством следующих друг за другом базисных и улучшающих инноваций, а путем осуществления потоков инноваций в ходе изменений внешней среды и развития рынков. Потоки инноваций состоят из множественных инноваций разной степени радикальности, посредством которых организация одновременно получает преимущества от периодов улучшающих инноваций и формирует направление и темп базисной инновации.

Производственные  и управленческие инновации

По характеру  практической деятельности, посредством  которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится  эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций – производственные и управленческие.

Производственные  инновации воплощаются в новых  продуктах, услугах или технологиях  производственного процесса, т.е. они  представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие  инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых  управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Специалисты в области инновационного менеджмента  отмечают ряд закономерностей в  динамике и последовательности осуществления  производственных и управленческих инноваций.

В частности, установлено определенное несоответствие в темпах создания и распространения в организации производственных и управленческих инноваций. Оказывается, что темпы осуществления производственных инноваций выше, чем управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв между реализацией этих двух типов инноваций, связанный с более высокими темпами осуществления производственных инноваций по сравнению с управленческими, с запаздыванием управленческих инноваций, получил в инновационном менеджменте название организационного лага.

Понятие организационного лага отражает то, что достаточно часто осуществление производственных инноваций происходит в условиях старых управленческих структур и методов, то есть тех, которые сложились при предыдущих производственных технологиях. Такая ситуация негативно влияет и на эффективность инновационной деятельности, и на общую эффективность деятельности организации.

Организационный лаг между осуществлением производственных и управленческих инноваций был  отмечен во многих отраслях и сферах деятельности. В инновационном менеджменте выдвигаются различные объяснения этого явления с целью найти способы избежать возникновения организационного лага.

Например, Е.Роджерс [Rogers E.M., 1995] утверждает, что  на принятие, восприятие инноваций  положительно влияет возможность провести пробу, испытание, наблюдать инновацию, сопоставлять ее; в то время как комплексность, сложность нововведения отрицательно влияет на возможность и скорость осуществления инновации. Поэтому производственные инновации, которые являются более наблюдаемыми, более «осязаемыми», для которых легче проводить испытания, воспринимаются как предпочтительные по сравнению с управленческими. Другими словами, как правило, труднее поверить в эффективность и разумность управленческих инноваций, а значит и сложнее решиться на их осуществление по сравнению с производственными инновациями. Таким образом, в этом случае дается в основном социально-психологическое объяснение организационного лага и предлагаются соответствующие способы его уменьшения.

В ряде исследований особенно подчеркивается важность внешних условий деятельности организации для достижения в ней необходимого баланса, соответствия производственных и управленческих инноваций. Так, иногда внешняя среда деятельности организации делится на две составляющие: управленческая субсреда, которая объединяет в себе и политические, и социальные факторы; и производственная субсреда, включающая в себя факторы организации собственно производства (в том числе поставщиков, потребителей и т.п.) При этом отмечается, что темп управленческих инноваций в организации существенно зависит от сложности и динамичности внешней управленческой субсреды, в то время как динамика производственных инноваций во многом задается параметрами производственной субсреды организации.

Наиболее  радикальное объяснение появления организационного лага дается в рамках концепций реинжиниринга делового процесса [Хаммер М., Чампи Дж., 1999]. Соответственно предлагаются и системные, комплексные методы достижения согласованности производственных и управленческих инноваций.

Продуктовые и процессные инновации

По основным технологическим параметрам выделяются два типа инноваций - продуктовые  и процессные инновации. Продуктовая  инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить  определенную потребность на рынке. Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.

Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности. Другими словами, продуктовые инновации требуют, чтобы организации ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн. Процессные инновации требуют, чтобы организации применяли новую технологию для улучшения эффективности производства и коммерциализации продукта.

Информация о работе Типология инноваций как основа инновационного менеджмента