Теоретическая основа инновационных проектов и программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- рассмотреть управление реализации инновационных проектов.
- изучим роль малых инновационных организаций в экономике: фирмы инкубаторы, венчурные фонды.

Файлы: 1 файл

ноит работа.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

Введение

В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ. Инновационные проекты и программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Следовательно, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники.

Объект исследования работы – инновационные проекты и программы.

Предметом исследования является теоретическая основа инновационных проектов и программ.

Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие  и виды инновационного проекта  и программы;

- рассмотреть управление реализации инновационных проектов.

- изучим роль малых  инновационных организаций в  экономике: фирмы инкубаторы, венчурные  фонды. 

 

1. Понятие и виды инновационного  проекта и программы

Инновационный проект представляет собой сложную   систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач   на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

- модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипна  или базовая технология кардинально  не изменяются. Например,   расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;

- новаторский (улучшающие  инновации), когда конструкция   нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;

- опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на  опережающих технических решениях. Например, введение герметических  кабин в самолетостроении, турбореактивных  двигателей, ранее   нигде   не применявшихся;

- пионерный (базисные инновации), когда   появляются   ранее   не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов   инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам:

1. По периоду реализации  проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2.   По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;

3. По виду удовлетворяемых  потребностей ориентированы на  удовлетворение существующих потребностей  или на создание новых потребностей;

4. По типу инноваций, могут  быть введение нового или усовершен- ствованного продукта, создание  нового рынка, освоение нового  источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5. По уровню принимаемых  решений, могут носить международный  федеральный, региональный, отраслевой  и фирменный характер;

6. С точки зрения   масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

а) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

б) мультипроекты – представляются в виде комплексных   программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на   достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение   конверсии одного или группы   предприятий   военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

в) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд   мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом   целей;   требуют   централизованного   финансирования   и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов   могут достигаться такие инновационные цели,   как   техническое   перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем   конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную)   стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Таблица 1.

Содержание фаз жизненного цикла проекта

 

 

Прединвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта                

Прединвестиционные исследжования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательских  работ

1. Зключение контрактов

1. Разработка плана реализации  проекта

1. Пусконаладочные работы

2. Анализ условий длл  воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта

2. Задание на разработку  ТЭО и разработка ТЭО

2. Договор на поставку  оборудования

2. Разработка графиков

2. Пуск объекта

3. Предпроетное обоснование  инвестиций

3. Согласование, экспертиза  и утверждение ТЭО

3. Договор на подрядные  работы

3. Выполнение работ

3. Демобилизации ресурсов, анализ результатов

4. Выбор и согласование  места размещения

4. Выдача задания на  проектирование

4. Разработка планов

4. Мониторинг и контроль

4. Эксплуатация

5. Экологическое обоснование

5. Разработка, согласование  и утверждение

 

5. Корректировка плана

5. Ремонт и развитие  производства

6. Экспертиза

6. Принятие окончательного  решения об инвестирорвании

 

6. Олата выполненных работ

6. Закрытие проекта, демонтаж  оборудования





 

  

Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований,   предусматривает   прикладные   и   опытно-конструкторские разработки[2]. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи. Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между   ними   должны   определяться   и поддерживаться связи.

Создание и реализация проекта включают следующие этапы[4]:

1. Формирование инвестиционного  замысла (идеи);

2. Исследование инвестиционных  возможностей;

3. Технико-экономическое  обоснование (ТЭО) проекта;

4. Подготовка контрактной  документации;

5. Подготовка проектной  документации;

6. Строительно-монтажные  работы;

7. Эксплуатация объекта;

8. Мониторинг экономических  показателей.

Итак, инновационный проект представляет собой сложную   систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей   и задач   на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. Выделяются следующие виды инновационных проектов: конечные, промежуточные, краткосрочные, среднесрочные, монопроекты, мультипроекты, Мегапроекты и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль малых инновационных организаций  в экономике.

Малое и среднее предпринимательство, по мнению большинства специалистов, представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого и среднего предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

Анализ функций малого и среднего бизнеса в рыночной экономике показывает следующее.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы. О возможности малого бизнеса в данном отношении можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых его по ряду показателей принадлежит заметное, а подчас и ведущее место: на малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% валового национального продукта. Особую роль играет малое предпринимательство в развитии сферы услуг и торговли (т.е., стоит заметить, в наиболее запущенной у нас области хозяйственной жизни). В США, например, в сфере услуг функционировало 1811 тыс., а в розничной торговле 1441 тыс. предприятий, почти на 100% являющихся предприятиями малого бизнеса (данные 1986г.: в настоящее время сдвиги, если и произошли, то в сторону увеличения).

Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Еще к началу 1993г. монопольное положение в ней занимали десятки мощных предприятий, среди которых немало абсолютных монополистов, т.е. таких, что сосредотачивают все 100% продукции своей отрасли (производство магистральных тепловозов и электровозов, льно- и картофелеуборочных комбайнов; троллейбусов и т.п.). Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он ввиду многочисленности составляющих его элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций. Именно это качество малого бизнеса, кстати, сыграло существенную роль в ослаблении, а подчас и преодолении промышленно развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится около 50% научно-технических разработок. Значение для Российской экономики и этой стороны дела трудно переоценить, имея, в частности, в виду и развернувшийся процесс конверсии [56].

Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Представляется очевидной особая значимость этого аспекта развития малого предпринимательства для Российской современной экономики, стоящей перед угрозой массовой безработицы.

Следует отметить, наконец, роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденций к социальной дифференциации.

Все эти свойства малого предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Имеются в виду образование регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства, стабилизация экономики и обеспечение предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем. Необходимо подчеркнуть, что речь не ведется о каких-то особых свойствах малого бизнеса, взятого изолированно. Конечно, предполагается его существование в органическом единстве со средним и крупным предпринимательством в условиях экономически активной роли государства.

Информация о работе Теоретическая основа инновационных проектов и программ