Инновационный проект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики, ее выход на новый уровень научно-технического прогресса требует большей инновационной активности, а так же освоения новых подходов к нововведениям, которые объединяют знания, технику и рынок. В последние десятилетия появились новые тенденции в процессе взаимодействия инновационной деятельности и конкурирующих предприятий, вынужденных применять инновации в своей деятельности, так как их использование является сильным конкурентным преимуществом. Конкурентоспособность же предприятия складывается в процессе управления им своими конкурентными преимуществами. Сегодня выиграть в конкурентной борьбе на рынке могут позволить достижения техники и технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации и структура инновационного проекта 6
2. Процесс разработки, выполнения и управления инновационным проектом 14
3. Оценка эффективности инновационного проекта 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Файлы: 1 файл

Управление инновационной деятельностью.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие экономики, ее выход на новый уровень научно-технического прогресса требует большей инновационной активности, а так же освоения новых подходов к нововведениям, которые объединяют знания, технику и рынок. В последние десятилетия появились новые тенденции в процессе взаимодействия инновационной деятельности и конкурирующих предприятий, вынужденных применять инновации в своей деятельности, так как их использование является сильным конкурентным преимуществом. Конкурентоспособность же предприятия складывается в процессе управления им своими конкурентными преимуществами. Сегодня выиграть в конкурентной борьбе на рынке могут позволить достижения техники и технологии.

 Инновации постепенно  заменяют инвестиции как главный  фактор экономического роста, становясь основой для теории и практики современной научно-технической революции. До недавнего времени российские экономисты основным условием научно-технического прогресса и экономического развития в целом считали наращивание объема капитальных вложений. Это можно понять так как характер воспроизводства в России носит явные черты экстенсивного развития, и в теоретических построениях часто не находится место рынку. Тем не менее, повышение значения нововведений, их роли произошло именно благодаря неким изменениям в рыночной ситуации, а именно изменениям в характере конкуренции, которая перешла от обычно статичной к более динамичной. От этого обстоятельства во многом зависят особенности взаимодействия инноваций и рынка на сегодняшний день.

Так что же такое инновация? Термин инновация выступает синонимом терминов нововведения и новшества и используется наравне с ними. Однозначного подхода к определению сущности инноваций не существует. Наиболее распространенными в литературе являются две точки зрения:

- нововведения представляются  результатом творческого процесса, выраженные в новой продукции, товара, техники, технологии, метода производства и тому подобное;

- нововведение представляется  процессом введения новой продукции,  подходов, принципов и тому подобное, в замен уже имеющимся.

Наиболее широко используемым считается определение инновации, где она выступает результатом творческого процесса, выраженного созданными или введенными новыми потребительскими стоимостями, использование которых требует от применяющих их лиц или предприятий изменений в привычных способах деятельности. Важнейшим признаком инновации в условиях рынка является новизна его потребительских свойств. Инновация распространяется на новую продукцию или услуги, метод их производства, а так же на новшества в таких сферах как организационная, финансовая, научно-исследовательская и другие, и на любое совершенствование в области экономии затрат. Возникновение инновации связано с использованием результатов научных исследований и разработок, применяемых для совершенствования процессов производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в таких областях как наука, образование, культура, а так же в других сферах общественной деятельности. Инновацию так же можно определить как конечный результат инновационной деятельности, который получает реализацию на рынке в виде новой или усовершенствованной продукции или услуги, а так же нового или усовершенствованного технологического процесса, которой используется в практической деятельности. Из этого следует, что конечным результатом инновации выступает коммерческий успех.

Актуальность проблемы определила цель и задачи курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ управления инновационным проектом.

Для достижения поставленной цели намечается решить следующие задачи:

- дать определение  инновации;

- рассмотреть сущность инновации;

- раскрыть структуру  инновационного проекта;

- рассмотреть процесс  разработки и выполнения инновационного  проекта;

- рассмотреть оценки  эффективности инновационных проектов;

- рассмотреть затраты  на инновационный проект.

Объектом данной работы является теоретические аспекты управления инновационным проектом.

 

1. Понятие инновации и структура инновационного проекта

 

В настоящее время  именно совместная инновационная деятельность предпринимателей, предприятий и  государства обеспечивает конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке.

На практике превращение  науки в непосредственную производительную силу означает, прежде всего, что предмет науки становится все более охватывающим различные сферы и явления. Наука предшествует материальному производству, благодаря научным исследованиям возникают новые продукты, которых нет в отрасли производства и даже в природе. Совокупность произведенных в обществе благ все в большей степени определяется уровнем развития и применением в производстве и управлении научных знаний.

Понятие «инновация»  распространяется на новый продукт  или услугу, способ производства, новшество в организационной, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Большинство исследователей считают инновацию совокупностью  технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению новых продуктов, процессов и оборудования. Обобщая этимологию данного понятия в экономической науке, инновация характеризуется как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной деятельности, направленной на совершенствование процессов деятельности или их результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования и другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в различных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей и направлений анализа. Для более глубоко раскрытия категории «инновация» следует использовать системный подход с позиции целеполагания и развития. В некоторых источниках дано обобщающее его определение как процесса реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект.

Как политико-экономическая  категория инновация представляет собой, прежде всего, экономические отношения, возникающие между гражданами, фирмами, финансовыми институтами по поводу создания и внедрения новых технологий и новой продукции в условиях меняющейся рыночной среды за счет привлечения собственных и заемных средств.

В последнее время  с развитием теории человеческого  капитала появилось понятие «социальная инновация», которая подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности.

Инновация – это мотивация  трудовой деятельности, и способы  поведения или предметы, которые качественно отличаются от имевших место ранее.

Социальная инновация  – это применение непривычного типа мышления и стиля жизни. С.М. Бухова и Ю.А. Дорошенко при оценке экономической эффективности инноваций разных типов определяют социальную инновацию как процесс и результат улучшения социальной сферы общества или организации. В структуре социальных инноваций они выделяют расширение нематериальных составляющих компенсационного пакета работников (полная или частичная оплата обучения, лечение, страхование жизни и здоровья и тому подобное), совершенствование системы охраны труда (создание безопасных и максимально комфортных условий труда), проведение мероприятий направленных на формирование корпоративной культуры.1

К социальным инновациям можно отнести нововведения в области экологической безопасности и нововведения в области содействия развитию субъектов социально-культурной сферы.

 Новизну инноваций  обычно оценивают по технологическим  параметрам, а так же с рыночных позиций. С учетом этих критериев предлагаются различные классификации инноваций.2 (Таблица 1.1.)

Таблица 1.1.

Классификация инноваций

Классификационный признак

Группы инноваций

области применения инноваций

управленческие, организационные, социальные, промышленные и тому подобное

этапы НТП, результатам  которых стали инновации

научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

степень интенсивности  инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая

темпы осуществления  инноваций

быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

масштабы инноваций

трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

результативность инноваций

высокая, низкая, стабильная

эффективность инноваций

экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

Инновация является не единичным  действием, а процессом связанных  между собой субпроцессов, которые  работают на экономический рост. Данное всеобъемлющее понимание важно на макроуровне, где, прежде всего, важен уровень распространения инноваций и их новизна.

На микроуровне решающим критерием является возможность  использования инновации на уровне отдельного предприятия.    

С понятием «инновация»  тесно связаны несколько других понятий – это инновационная  деятельность, инновационный проект и инновационный процесс.

Инновационный процесс  есть производство, распространение  и потребление новшества, обладающего определенным потенциалом, который позволяет этому новшеству некоторое время удовлетворять вызвавшую его общественную потребность. Иными словами, инновационный процесс есть создание, развертывание и исчерпание научно-технического, производственно-экономического и социально-организационного потенциала новшества. Инновационный процесс охватывает весь спектр деятельности – от выявления потребностей в назревающем изменении, до их практической реализации в сфере применения. 

Основными элементами инновационного проекта (Рис. 1.1.) являются:

- цели и задачи, которые  отражают основное назначение  проекта;

- мероприятия в рамках  проекта, проводимые с целью  решения инновационной проблемы и осуществлению поставленных целей;

- организация осуществления  мероприятий в рамках проекта;

- основные показатели проекта.3


Рис. 1.1. Основные элементы инновационного проекта

Инновационный проект представляет собой систему взаимосвязанных  целей и программ их достижения, которые представляют собой совокупность научно-исследовательских, производственных, конструкторских, организационных, финансовых и других мероприятий. Данные мероприятия должны быть соответственно организованны, оформлены необходимой проектной документацией, и обеспечивать эффективное решение определенной научно-технической проблемы, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.4

Множество различных  целей и задач научно-технического развития обосновывает существование  разнообразных видов инновационных  проектов. (Рис. 1.2.)


Рис. 1.2. Виды инновационных  проектов

 

Формирование инновационных  проектов происходит для решения  важных научно-технических проблем  и для обеспечения:

- комплексного подхода  к решению определенной задачи;

- количественной конкретизации  целей научно-технического развития;

- непрерывного сквозного  управления процессами создания, освоения производства и потребления  инноваций;

- обоснованного выбора  наиболее эффективных путей осуществления  целей проекта;

- сбалансированности  ресурсов для осуществления инновационного проекта;

- межведомственной координации  и эффективного управления проектом.

Осуществлением замысла  инвестиционного проекта занимаются участники проекта. (Рис. 1.3.) От вида проекта зависит количество его участников. У каждого из участников проекта есть функции, за выполнение которых он ответственен. 

Рис. 1.3. Участники инновационного проекта


 

Выделяют три аспекта  рассмотрения содержания инновационного проекта:

- стадии инновационной  деятельности;

- процесс формирования и реализации;

- элементы организации.

Инновационным проектом охватываются все стадии инновационной  деятельности, которые связаны с  перевоплощением научно-технических  идей в новый или улучшенный продукт, подлежащий внедрению на рынке, а  так же в новый или улучшенный технологический процесс и подход к социальным услугам.

Инновационный проект рассматривается  как процесс, который совершается во времени и охватывающий этапы:

- формирования инновационного  замысла. Предполагает определение  конечных целей проекта и выбора путей по их достижению;

- разработки проекта.  Выражается в поиске решений  по достижению конечной цели  инновационного проекта;

- реализации проекта.  Определяется процессом осуществления  работ по реализации поставленных  целей проекта;

- завершение проекта. Выражается в процессе сдачи результатов проекта заказчику.5

Любому инновационному проекту следует содержать определенные разделы, поэтому структура инновационного проекта может быть представлена следующим образом:

- возможности организации;

- определение сущности инновационного проекта;

- характеристика товаров  и услуг организации;

- описание рынков сбыта  товаров и услуг;

- анализ конкурентов;

- маркетинговая стратегия;

- план производства;

Информация о работе Инновационный проект