Стратегии управления интеллектуальным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Управление знаниями…………………………………………………………….3
1.1 Особенности знаний……………………………………………………………….3
1.2 Модель знаний…………………………………………………………………..…5
Глава 2. Концепция интеллектуального капитала……………………………………...7
1.2 Организационный капитал………………………………………………………..8
2.1 Человеческий капитал……………………………………………………………..9
2.3 Потребительский капитал………………………………………………………..11
Глава 3. Стратегии управления интеллектуальным капиталом………………….…14
Заключение…………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Интелект. капитал.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………….2

Глава 1. Управление знаниями…………………………………………………………….3

1.1 Особенности знаний……………………………………………………………….3

1.2 Модель знаний…………………………………………………………………..…5

Глава 2. Концепция интеллектуального  капитала……………………………………...7

1.2 Организационный  капитал………………………………………………………..8

2.1 Человеческий  капитал……………………………………………………………..9

2.3 Потребительский  капитал………………………………………………………..11

Глава 3. Стратегии управления интеллектуальным капиталом………………….…14

Заключение…………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………………………….21

Введение


Происходящие сегодня в экономике  перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов его определяющих. Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике.

Основой деятельности современной  фирмы, ее конкурентоспособности является интеллектуальный капитал. Рост его определяется, прежде всего знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью, их человеческим капиталом.

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

В современном мире фирма или  организация – это производитель  не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

Современное производство – это во многом деятельность ума, т. е. воздействие со стороны  инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов  по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

 

Глава 1. Управление знаниями

1.1 Особенности знаний


Менеджмент знаний (англ. knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость1.

Знания — это необходимая информация, используемая по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик  в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:

  • знания существуют вне зависимости от пространства, но чрезвычайно чувствительны к фактору времени;
  • ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;
  • в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;
  • между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия.

Знания не только представляют собой  самостоятельную ценность, но и порождают  мультипликативный эффект по отношению  к другим факторам производства, воздействуя  на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной  экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации2.

 

 

Нонака и Такеучи отмечают существование в рамках фирмы двух видов знаний — формализованного (явного) и неформализованного (неявного):

  • формализованное знание — знание, содержащееся в письмах, докладах, отчетах, то есть те знания, которые можно отобразить в виде документов;
  • неявное знание — «субъективное знание, накапливающееся в головах людей», то есть интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения.

Основное внимание авторы уделяют  неформализованному знанию — предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.

Девенпорт и Прусак отмечают, что  «знания — это жидкая смесь  оформленного опыта, ценностей, контекстной  информации и взглядов эксперта, которая  дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы»3.

Икуджиро Нонака была разработана  спираль знаний — модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

  • социализации (превращению неявных знаний в неявные);
  • экстернализации (преобразованию неявных знаний в явные);
  • комбинации (обращению явных знаний в явные);
  • интернализации (превращению явных знаний в неявные)4.

В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к  другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация — превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

1.2 Модель знаний


Последовательное чередование  четырех процессов — социализация, экстернализация, комбинация, интернализация — создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая  специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

  • создание новых знаний;
  • использование имеющихся знаний при принятии решений;
  • воплощение знаний в продуктах и услугах;
  • представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении;
  • передача существующих знаний из одной части организации в другую;
  • обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний.

Наличие в организации различных  видов знаний требует особой организации  работы с ними — необходимо стремиться к формированию такого подхода к  управлению знаниями, который бы соотносил, интегрировал и уравновешивал различные компоненты и отдельные составляющие интеллектуального капитала фирмы. Для этого необходимо создание единой системы — системы управления знаниями. Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях»  Б. З. Мильнер. выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

  • человеческие;
  • технологические;
  • организационные5.

Культура является важнейшей проблемой  в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор создает или  разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

Технология не может одна разрешить  проблемы знания или создать среду  обмена знаниями, хотя и является очень  важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

Организационную компоненту в составе  системы управления знаниями необходимо выделять отдельно, так как именно на ней основываются способности  организации к изменениям с целью выживания и развития. Организационные знания создаются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают в себя спектр принципов, фактов, навыков, методов, обеспечивающих деловую активность фирмы и ее кадровый потенциал.

Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

Таким образом, с точки зрения менеджмента  знаний, суть фирмы заключается в  ее потенциале создания, передачи, собирания  воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

 

 

 

Глава 2. Концепция интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов. Сумма знаний всех работников компании и/или инструменты организации увеличивающие совокупность знаний, т.е. всё то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность.

Информация о работе Стратегии управления интеллектуальным капиталом