Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство социально-экономических показателей ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
1.2 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

олеся курсач.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И  ЭКОНОМИКИ

 

г. Зеленогорск

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Предмет: "Инновационный  менеджмент"

 

Тема: "Способы и методы государственного регулирования инновационной  деятельности в Российской Федерации"

 

Выполнила студентка 4 курса

 

заочного отделения

 

специальность 0611

 

Соловьева Римма Ивановна

 

2010г.

 

 План

 

Введение

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Государственное регулирование  инновационной деятельности в  Российской Федерации

 

1.2 Внебюджетные формы  поддержки инновационной деятельности  в Российской Федерации

 

2. Практическая часть

 

Заключение

 

Список литературы

 

 Введение

 

Итоги последних лет свидетельствуют  о возникновении некоторых тенденций  улучшения экономической ситуации в стране. Однако анализируя 12-летний период рыночных преобразований в РФ, можно отметить, что большинство  социально-экономических показателей  ухудшились примерно вдвое. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям.

 

Основными причинами такого положения являются следующие:

 

1. Попытка спонтанного  (без стратегии) перехода с  административно-плановой системы  управления экономикой страны  сразу к рынку, без формирования  экономико-правового механизма переходной  экономики. Опыт Китая весьма  нагляден: благодаря реализации  стратегии переходной экономики  в последнее время темпы прироста  валового внутреннего продукта  в стране составляют примерно 9 % в год.

 

Переходная экономика -- это "невидимая рука рынка" плюс "видимая рука" научно обоснованного государственного регулирования плюс механизм глобальной мировой конкуренции. Промежуточная переходная экономика значительно сложнее как плановой, так и рыночной. В условиях российской действительности на переходном этапе как будто сконцентрировались все недостатки и проблемы обоих видов экономики. Этот аспект наши "реформаторы" в начале 1990-х гг. не учли, в настоящее время он тоже не принимается во внимание в полной мере.

 

2. Переход с 1992 г. с  естественно-научного (немецкого) подхода к подготовке специалистов, применявшегося в России в течение 300 лет, к гуманитарному подходу. В связи с этим экономику, менеджмент (управление) и маркетинг в российских вузах стали изучать по упрощенным информационно-описателъным книгам западных (в основном американских) авторов, написанным для условий сформировавшихся рыночных отношений, т. е. книгам, малопригодным для российских переходных условий. Упрощение, или примитивизация, методов и процедур решения организационно-технических и экономико-управленческих проблем и задач резко снизило эффективность и конкурентоспособность управляемых объектов и страны в целом.

 

Отказ на всех уровнях управления от методов научного планирования: системного анализа, прогнозирования, оптимизации, программно-целевых методов  и др. В условиях переходной экономики  следует не отказываться от планирования, а наоборот, резко повышать его  качество на всех уровнях управления, по всем проблемам.

 

Разработка законопроектов не для переходной экономики, а сразу  для рыночной.

 

Слабое государственное  регулирование экономики, сложных  многоаспектных проблем повышения ее конкурентоспособности.

 

Слабая государственная  власть, неспособная эффективно бороться с коррупцией, снижать преступность, сохранять культуру, духовность и  здоровье человека и российского  общества в целом, повышать качество жизни. Исследования показывают, что  важнейшим фактором увеличения эффективности использования потенциала страны в настоящее время является повышение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, механизм функционирования которой резко усиливает глобальную мировую конкуренцию.

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Государственное регулирование  инновационной деятельности в  Российской Федерации

 

Государственное регулирование  экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

 

Главная функция государства  в условиях рыночных отношений -- защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

 

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и  инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

 

реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

 

создание фонда имущества  науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;

 

разработка системы использования  лизинга как эффективного рыночного  механизма для субъектов инновационной  деятельности, разрабатывающих и  производящих наукоемкую продукцию  с использованием дорогостоящих  приборов и оборудования;

 

совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

 

разработка и использование  системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

 

создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов  специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные  проекты;

 

формирование института  разработчиков и управляющих  инновационными проектами из числа  научно-технических работников, ученых и специалистов;

 

образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

 

формирование системы  целевого использования средств  амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением  НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением  и освоением отечественных и  зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

 

¦ разработка предложений  об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение  инновационной активности.

 

Инструментами государственного регулирования должны стать:

 

социально-экономические  и научно-технические прогнозы государственной  политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

 

государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

 

федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации  экономических процессов;

 

государственные заказы и  современные контрактные системы;

 

индикативные механизмы  и регуляторы деятельности государственных  предприятий и организаций и  других форм собственности;

 

механизм интеграции регуляторов  и структур.

 

К основным функциям государственных  органов в инновационной сфере  относят следующие:

 

аккумулирование средств  на научные исследования и инновации;

 

координацию инновационной  деятельности;

 

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование  инновационных рисков, введение государственных  санкций за выпуск устаревшей продукции;

 

создание правовой базы инновационных  процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

 

кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

 

формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

 

институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

 

обеспечение социальной и  экологической направленности инноваций;

 

повышение общественного  статуса инновационной деятельности;

 

региональное регулирование  инновационных процессов;

 

регулирование международных  аспектов инновационных процессов.

 

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности относят следующие:

 

прямое финансирование;

 

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим  предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

 

создание венчурных инновационных  фондов, пользующихся значительными  налоговыми льготами;

 

снижение государственных  патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

 

отсрочку уплаты патентных  пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

 

реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

 

создание сети технополисов, технопарков и т. п.

 

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

 

содействие повышению  инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения научно-технических  достижений и обновления производства;

 

ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

 

сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

 

 содействие развитию  инновационной деятельности в  регионах России, межрегиональному  и международному трансферту  технологий, международному инвестиционному  сотрудничеству, защита интересов  национального инновационного предпринимательства.

 

 В России уже введен  ряд льгот по инновационной  деятельности малых предприятий  (МП). В частности, исключается  из налогообложения прибыль, направленная  на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных  фондов, освоение новой техники  и технологий. Освобождены от  НДС лизинговые платежи МП, действует  упрощенный порядок налогообложения.  МП разрешено списывать в первый  год эксплуатации до 50 % первоначальной  стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

 

Созданы специализированные государственные органы -- Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.

 

Центральное место в системе  прямого государственного регулирования  занимает финансирование НИОКР и  инновационных проектов из бюджетных  средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства  возможно создание специализированных государственных холдинговых и  инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

 

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научнотехнической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Этот документ:

 

установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной  научно-технической политики;

 

определил место научной  и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике  и правовой статус научного работника;

 

закрепил виды научных  организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы  воздействия органов государственной  власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;

 

отразил правовые основы регулирования  международного научного и научно-технического сотрудничества.

 

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

Информация о работе Способы и методы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации