Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:52, реферат
В данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»………………………….5
2. Механизм и функции рынка новшеств……………………………………....11
3. Основы организации инноваций, их экономическая 
и социальная оценка……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28 
Список литературы………………………………………………………………30
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное 
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева»
Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке
Кафедра экономики и финансов
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Инновационный менеджмент»
по теме «Рынок новшеств и особенности его формирования»
Выполнил: ст. группы ФК-091-1
Куимова Т.Н.
Проверил: ст. Преподаватель
Солдаткина О. В.
Новокузнецк, 2013
 
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Содержание понятий 
«новшество» и «инновация»……………
2. Механизм и функции 
рынка новшеств……………………………………..
3. Основы организации инноваций, их экономическая
и социальная оценка…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
 
Введение
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество – уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Анализ конкурентоспособность основной массы российской продукции на мировых рынках показал, что почти по всем позициям основная масса гражданской продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.
В российской экономике пока 
мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих 
в полной мере инновационную 
– многочисленность и неопределенность путей достижения цели и высоким риском;
– невозможность детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
– необходимость преодоления сопротивления в сложившихся экономических отношениях и интересах участников инновационного процесса.
Эти особенности в 
Рынок новшеств образуется 
в условиях неопределенности, которые 
вытекают из характера инновационных 
процессов, и в специфической 
среде взаимоотношений 
Таким образом, в данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
1. Содержание понятий «новшество» и «инновация»
В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОСЭР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация». [1, с. 18]
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Инвестиции в разработку 
новшества – половина дела. Главное 
– внедрить новшество, превратить новшество 
в форму инновации, т.е. завершить 
инновационную деятельность и получить 
положительный результат, затем 
продолжить диффузию инновации. Для 
разработки новшества необходимо провести 
маркетинговые исследования, НИОКР, 
организационно-
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться 
как для собственных нужд (внедрения 
в собственном производстве либо 
накопления), так и для продажи. 
На «входе» фирмы как системы 
будут новшества их продавцов, которые 
могут сразу внедряться, переходя 
в форму инноваций, либо просто накапливаться, 
дожидаясь своего часа для внедрения. 
На «выходе» фирмы будут только новшества 
как товары. Неправомерно в понятие 
«инновация» включать разработку инновации, 
ее создание, внедрение и диффузию. 
Эти этапы относятся к 
Новшества могут быть покупными 
или собственной разработки, предназначенными 
для накопления, продажи или внедрения 
в выпускаемую фирмой продукцию 
(оказываемую услугу), т.е. превращения 
в форму инноваций. На современном 
этапе технологической 
Новшества могут разрабатываться 
по любой проблеме на любой стадии 
жизненного цикла товара (стратегический 
маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс 
по стратегическому маркетингу, НИОКР, 
организационно-
Можно выделить следующие 
структурные источники 
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе инновационной деятельности. [3, с. 54]
Каждая страна одновременно 
использует все источники развития. 
Конкурентоспособность и 
Направление развития на основе 
инвестиций характеризуется вложениями 
капитала не в повышение 
Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
Основными критериями классификации инноваций должны быть:
а) комплексность набора 
учитываемых классификационных 
признаков для анализа и 
б) возможность количественного (качественного) определения критерия;
в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1). [4, с. 76]
Таблица 1 – Классификация новшеств и инноваций.
Признак классификации  | 
  Виды инноваций  | 
1. Уровень новизны новшества  | 
  1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.)  | 
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество  | 
  1. Инновации, внедряемые 
  на стадии стратегического  2. То же на стадии НИОКР 3. Организационно- 4. Производство (включая тактический маркетинг) 5. Сервис, осуществляемый изготовителем  | 
3. Масштаб новизны инновации (новшества)  | 
  1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты) 2. Инновация в стране 3. Инновация в отрасли 4. Инновация для фирмы  | 
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация  | 
  1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 2. То же в сфере образования 3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)  | 
5. Сфера применения инновации (новшества)  | 
  1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения 2. Новшества для накопления на фирме 3. Новшества в основном для продажи  | 
6. Частота применения инновации  | 
  1. Разовые 2. Повторяющиеся (диффузия)  | 
7. Форма новшества – основа инновации  | 
  1. Открытия, изобретения, патенты 2. Рационализаторские предложения 3. Ноу-хау 4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.  | 
8. Вид эффекта, полученного 
  в результате внедрения   | 
  1. Научно-технический 2. Социальный 3. Экологический 4. Экономический (коммерческий) 5. Интегральный  | 
9. Подсистема системы 
  менеджмента, в которой   | 
  1. Подсистема научного сопровождения 2. Целевая подсистема 3. Обеспечивающая подсистема 4. Управляемая подсистема 5. Управляющая подсистема  | 
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр. [5, с. 32]
Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает – радикальная инновация; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество в мировом масштабе; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.
Другой пример кода инноваций: 
244411544. Эта ординарная инновация, внедренная 
в производство, новая для фирмы, 
промышленная, внутреннего применения, 
разовая, рационализирующая 
Кодировать инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект.
 
2. Механизм и функции рынка новшеств
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.
Новшество – наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность. [6, с. 146]
Информация о работе Рынок новшеств и особенности его формирования