Рынок инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:18, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение рынка инноваций.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты инновационной деятельности.
2. Описать процесс развития инновационной деятельности современных предприятий.
3. Рассмотреть рынок инноваций в России и в странах зарубежья.
Предмет исследования - процесс инновационной деятельности.
Объект исследования - основные рыночные факторы, влияющие на характер инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

Сам индекс инноваций устроен просто: учитываются, во-первых, качество условий для инноваций, а во-вторых, выпуск инноваций - технологий, знаний и креативных продуктов. Всего исследователи анализируют 84 различных индикатора. Общая диаграмма преуспевающих стран в инновационной сфере представлена на рисунке 1.

Источник: http://newinspire.ru/novosti-ekonomiki/samie-innovatsionnie-strani-v-mire-v-2012-godu-1331

Рисунок 1 – Страны рынка инноваций

Несмотря на долговой кризис, 7 из 10 стран, занявших первые места в рейтинге, - европейцы. Правда, в основном это богатые благополучные страны Северной и Центральной Европы. Единственным исключением стала Ирландия, попавшая в десятку в прошлом году. В основном инновационные страны - это богатые государства с высоким уровнем доходов на душу населения.

Лидером по инновациям в мире уже несколько лет подряд остается Швейцария. Страна заняла первое место в мире по выпуску всех видов инноваций: знаний, технологий и креативных продуктов. Правда, по качеству инновационных институтов Швейцария далеко не лидер (13 место в мире) [9].

Второе место в глобальном рейтинге заняла Швеция. Она также заняла второе место по выпуску инновационных продуктов и третье - по условиям для инноваций. Швеция обогнала Швейцарию лишь по одному критерию: она заняла первое место в мире по качеству институтов, во многом благодаря повсеместному использованию информационных и коммуникационных технологий.

На третьем месте оказался Сингапур, но по качеству условий для инноваций он - мировой лидер. В стране множество хорошо подготовленных студентов, профессоров и исследователей, высококвалифицированная рабочая сила, развитые финансовые рынки и активное бизнес-сообщество. Если в 2011 году Сингапур занимал 15 место в мире по производству знаний и технологий, то в этом году он уже переместился на 3 место.

США, несмотря на славу главного мирового инновационного центра, в этом рейтинге явно выглядят слабее европейцев и некоторых азиатов, они заняли лишь 10 место. Многие показатели США и Швейцарии очень близки, бизнес финансирует в обеих странах 70% исследований и разработок. Однако, в США многие показатели растут намного медленнее, чем у лидеров рейтинга. Часть показателей, например, качество образования, система поиска одаренной молодежи или исследовательская работа, ухудшаются.

Китай, которому пророчат роль нового мирового инновационного лидера, оказался в рейтинге лишь на 34 месте. По условиям для инноваций Китай находится на 55 месте, между Ботсваной и Намибией. Зато по выпуску продукции Китай попал на 19 позицию. Залог будущих инновационных успехов Китая - рост инвестиций в инновационные разработки и продукты.

Россия оказалась, фактически, в середине рейтинга INSEAD: она на 51 месте из 141. На одну ступень Россию опередила Молдова, на ступеньке ниже - Румыния. Коллеги по БРИКС - Бразилия и Южная Африка - от России отстают. С точки зрения условий для инноваций Россия на 60 месте, ее соседями стали Таиланд, Кувейт, Ливан и Грузия. По уровню выпуска инноваций Россия заняла 49 место, рядом с Польшей.

В INSEAD разделили все страны мира по тому, насколько развитие их экономики соответствует уровню инновационности. Россия вместе с США, Японией, Бразилией и другими странами оказались в группе соответствующих. Остальные страны разделили на три группы - лидеры, ученики и те, кто не демонстрирует результатов. Китай относится сейчас к ученикам, а плохие результаты показывают в основном страны - экспортеры природных ресурсов.

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране [9].

 Общая картина рынка  инноваций в России не утешительна, Объем инноваций, поступающих из России в мировое сообщество, незначителен, но и в самой России он слабо просматривается: это иностранные инновации, превращенные российскими “челноками” в товары народного потребления для российских граждан, и финансовый коридор, через который идут финансовые вливания в иностранные компании-производители. Большая часть этих средств идет на развитие иностранного научно-технического прогресса и наукоемких технологии.

Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую копилку инноваций составляет всего 0,3% и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению.

Если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий.

В Российской Федерации можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства [8].

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30%. Анализ государственной научно-технической политики этих и ряда других стран, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.

Минпромнауки РФ делает попытки по решению вопросов развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. В настоящее время в России функционируют более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических парков, формируется сеть консалтинговых и инжиниринговых фирм.

Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (и весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности.

Сложившаяся ситуация требует активных действий государства, направленных на преодоление определенной деформации структуры российской экономики. Необходима целостная и комплексная инфраструктура, элементы которой были созданы за последние несколько лет и продемонстрировали свою эффективность. Создано 40 инновационно-технологических центров, где развернуто производство микро- и оптоэлектроники, программного продукта, научного приборостроении; созданы первые научно-образовательные комплексы; разворачивается сеть венчурных фондов, ориентированных исключительно на сферу высоких технологий [8].

Венчурное инвестирование можно назвать эффективным механизмом инновационной системы. Этот вид финансирования устраняет противоречия между инвестором и предпринимателем, поскольку в его природе заложены основы партнерства. Для расширения базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.

Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции. 
Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, Минпромнауки РФ провело отбор и сформировало перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники министерств и ведомств, представители крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны следующие направления:

  • информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
  • космические и авиационные технологии;
  • новые материалы и химические технологии;
  • новые транспортные технологи;
  • перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
  • технологии живых систем;
  • экология и рациональное природопользование;
  • энергосберегающие технологии [10].

Планируется, что финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты.

Представляется, что установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос, – занятие определенной ниши рынка» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России.

В сложившихся в России условиях переход на инновационную модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5-10 лет) может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, пока еще очень слабые рыночные мотивации, государство поддерживает проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Это позволяет не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения [8].

Для прикладных исследований доля государственных расходов ограничивается и выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство, пока еще робко, пытается заместить ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мировые тенденции в области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей. Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования инновационного рынка. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Именно в настоящее время Россия переживает бум в сфере нноваций. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и обеспечения устойчивости успеха предприятия или корпорации на рынке в целом. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

По данным из аналитического доклада международной бизнес – школы и всемирной организации интеллектуальной собственности Россия заняла 51 место в списке из 141 страны по индексу инноваций, что говорит о не самом выгодном положении страны в области инновационной сферы. Научно-исследовательская деятельность страны претерпевает резкий спад, на фоне других стран. Более того, вклад Российской инновационной продукции в мировую копилку инноваций составил всего 0,3 %, прогнозируется и дальнейший спад данного показателя.

Однако, Россия борется с данной проблемой: содействие развитию малого инновационного предпринимательства; создание инновационно - технологических центров. Общий переход к инновационному пути развития сталкивается с такой проблемой как – финансирование, предлагается венчурное финансирование, а также финансирование по отдельным, наиболее важным областям деятельности.

Информация о работе Рынок инноваций