Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Устойчивость экономического роста, а также уровня и качества жизни населения в условиях ограниченности трудовых и природных ресурсов можно обеспечить только на базе инновационной модернизации экономики. Это означает, что основой любого вида деятельности становятся научно-технические достижения — результаты фундаментальных и прикладных исследований, изобретательской деятельности, опытно-конструкторских работ, базисных и улучшающих инноваций.

Файлы: 1 файл

Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     

Рис. 6

Источник: [3, с. 69].      

 
          

Небезынтересная классификация инноваций предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой. Она позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:     

• инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;     

• инновации первого  порядка — изменение количественных свойств системы; 
     • инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;     

• инновации третьего порядка — адаптивные изменения  элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;     

• инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее  за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются, происходит некоторое улучшение их полезных свойств;      

• инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств  системы, но базовая структурная  концепция сохраняется;     

• инновации шестого  порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);     

• инновации седьмого порядка — новый род (поколение), высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.      

 
     Анализ деятельности 700 западных фирм с точки зрения новизны выпускаемых  ими 15 тысяч новых промышленных и  потребительских товаров показал  следующую статистику креативности нововведений:     

• Товары мировой новизны  — 9 %;     

• Товары, новые  для фирмы — 20%;     

• Расширение имеющейся  гаммы товаров — 27%;     

• Обновленные  товары — 26%;     

• Изменение позиционирования товара — 7%;     

• Сокращение издержек (производственная инновация) -11%.      

 
     Отсюда видно, что лишь малая часть  нововведений (9%) обладает мировой новизной, тогда как большинство из них (70%) — это дополнения к гамме  существующих товаров или их модификация.

 
     Если обобщить основные концепции, можно выделить следующие составные части инноватики [5, с. 5]:     

• формирование новшеств и поиск инновационных  решений;     

•  технологическое прогнозирование;     

• восприимчивость  к новшествам и сопротивление  нововведениям;     

• диффузии процесса распространения новшеств;     

• адаптации человека к новшествам и приспособления их к его потребностям;     

• формы организации  инновационной деятельности;     

• рынки нововведений;      

• инновационные стратегии;      

• конкурентные преимущества и стадии развития;     

• государственное регулирование  инновационной деятельности.     

 
     Таким образом, основным фактором развития, повышения эффективности и конкурентоспособности  экономики является инновационная деятельность — освоение и распространение базисных и улучшающих инноваций.

 
Литература

 
    1. Ламбен Жан — Ж. Стратегический  маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с фр. — СПб: Наука, 1996. —  589 с. 
     2. Казакова Н.В. Экономика и знание. Сарат. гос. тех. ун-т. Саратов, 2002. — 172 с. 
     3. Яковец Ю., Кузык Б., Кушлин В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. — М.: Экономика, 2011 г. 
     4. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Л. Иноземцева. — Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. — 288 с. 
     5. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций. — СПб.: Питер, 2003. — 432 с.


Информация о работе Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики