Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Устойчивость экономического роста, а также уровня и качества жизни населения в условиях ограниченности трудовых и природных ресурсов можно обеспечить только на базе инновационной модернизации экономики. Это означает, что основой любого вида деятельности становятся научно-технические достижения — результаты фундаментальных и прикладных исследований, изобретательской деятельности, опытно-конструкторских работ, базисных и улучшающих инноваций.

Файлы: 1 файл

Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Роль инноваций в повышении  конкурентоспособности экономики

 

 
     Устойчивость экономического роста, а также уровня и качества жизни  населения в условиях ограниченности трудовых и природных ресурсов можно  обеспечить только на базе инновационной  модернизации экономики. Это означает, что основой любого вида деятельности становятся научно-технические достижения — результаты фундаментальных и прикладных исследований, изобретательской деятельности, опытно-конструкторских работ, базисных и улучшающих инноваций. 
 
     Приращение знания само по себе, однако, не принесет экономического или иного эффекта, если оно не будет воплощено — с помощью инноваций и инвестиций — в принципиально новые или усовершенствованные системы машин, технологические процессы, источники энергии и т.п. Поэтому прогнозирование, стратегическое планирование и программирование должны охватывать всю цепочку: от возникновения новой научной идеи, ее оформления в изобретение до ее воплощения в новых моделях техники и модификациях технологии, более эффективных поколениях техники и технологий, — опираясь на познание и умелое использование закономерностей научно-технического и инновационного развития (см. рис.1). Каждый контур включает определенный набор подпрограмм, блоков и проектов и имеет свою систему управления. Несомненно и то, что ускорение научно-технического прогресса является фундаментальной основой долгосрочной стратегии модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития. 
     

Единство научно-технического и инновационного развития 

 

 

     

Рис. 1      

 
     Инновационная деятельность повышает конкурентоспособность товаров  и услуг, экономики в целом, если она опирается на познание и умелое использование системы закономерностей  научно-технического прогресса (рис. 2). Исходя из этого, рассмотрим некоторые аспекты инновационно-инвестиционного процесса. 
 
     Ведущая роль НТП в социально-экономическом развитии. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. 
     

Система закономерностей  инновационно-инвестиционного процесса 

 

 
Рис. 2     

 
     Цикличность научно-технической и  инновационной динамики. Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация — это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Кондратьева, И. Варги, Й. Шумпетера и др. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. 
     Научно-технические циклы включают несколько видов следующих друг за другом циклов: 
 
     Научные циклы - формирование фундаментальных основ и прикладных методов, определяющих конструктивные особенности принципиально новых и улучшенных видов продукции — являются исходной базой научно-технического цикла; новые фундаментальные идеи, открытия могут на десятилетия опережать период их инновационного освоения.  
      
     Изобретательские циклы - появление изобретений, обеспечивающих реализацию новых научных и конструкторских идей в пригодных для эксплуатации продуктах и технологиях; вслед за волной научных идей и открытий идет волна реализующих их изобретений. 
      
     Инновационно-инвестиционные циклы - периоды активного использования на практике, в сферах производства и потребления инноваций, реализующих эффективные идеи и изобретения в товарах, услугах, технологиях; инновационная волна и инвестиционный бум обычно взаимосвязаны и лежат в основе фаз оживления и подъема экономического цикла.  
      
     Технологические (технические) циклы выражают периодичность смены моделей и поколений техники, технологических укладов в сферах производства и потребления и на рынках. 
      
     Цикличную неравномерность в развитии науки, изобретений, технологических систем и технологий, а также взаимодействие циклов разной длительности и в смежных сферах необходимо учитывать в прогнозировании, определяя, в какой фазе цикла находится тот или иной объект, чтобы своевременно перейти к новому циклу. Следует также иметь в виду, что смена долгосрочных технологических циклов, технологических укладов влечет за собой качественные перемены не только в системах машин, источников энергии, базисных технологиях, предметах и продуктах труда, но и в составе вовлеченных в производство естественных производительных сил, в формах организации производства, уровне квалификации работников. 
      
     Наиболее сложной задачей является предвидение кризисных фаз в динамике технологических систем, когда они теряют конкурентоспособность, снижаются темпы роста производительности труда, падает эффективность воспроизводства. Необходимо с учетом ритма мировой цикличной технологической динамики правильно определить время, а главное — содержание и структуру очередного технологического переворота, чтобы сконцентрировать ресурсы на разработке и инновационном освоении поколений техники (технологий), которые будут определять конкурентоспособность на следующем витке технологической спирали. 
 
     Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок (см. рис. 3). 
      

 

 

     

Рис. 3

 
     В структуре каждого научно-технологического цикла можно выделить следующие  сменяющие друг друга фазы:  
     • зарождение новой модели, поколения техники, их научная разработка; 
     • инновационное освоение нового продукта или технологии, более эффективных форм организации производства, рыночных механизмов; 
     • распространение (диффузия) нововведения, освоение новых рынков, быстрое расширение производства, снижение издержек производства и цен, увеличение объема получаемой сверхприбыли (технологической квазиренты) при реализации продуктов эффективных инноваций; 
     • зрелость, стабильность объемов производства и потребления продукции преобладающего поколения техники при постепенном уменьшении массы сверхприбыли, поскольку нововведение становится распространенным; 
     • кризис, старение и вытеснение продукции данного поколения с рынка более эффективной продукцией следующего поколения, относительное удорожание и падение рентабельности вытесняемой продукции; 
     • реликтовое состояние, когда продукция устаревшего, вытесненного с рынков ведущих отраслей и стран поколения используется некоторыми категориями потребителей, в отстающих отраслях и странах. 
      
     Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств: 
     • фаза открытия — период, предшествующий изобретению; это стадия фундаментальных исследований; 
     • фаза творчества — период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований; 
     • фаза воплощения — период между изобретением и началом разработок в широких масштабах; 
     • фаза разработки — время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно-конструкторских работ; 
     • циклы технологических нововведений в конкретных областях; 
     • деловые циклы — циклы принятия нововведения потребителем (см. рис. 4). 
     

Линейная схема инновационного цикла «наука - инновации - производство»      

 

 

 

     

Рис. 4      

 
     Таким образом, процесс разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс  создания новшеств. Стадия внедрения  нередко затягивается на годы, а  иногда и на десятилетия.  
 
     В инноватике существует две гипотезы относительно стимулов инновационной деятельности — онтологическая и телеологическая. В классическом представлении товар появляется тогда, когда возникает потребность, которую можно представить как внешний (экзогенный) фактор. Сущность телеологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в анализе инноваций как результата объективного процесса, определяемого соответствующей потребностью общества (высоким потребительским спросом, политической или военной необходимостью и т.д.). На этой основе возникла гипотеза «давления (вызова) рыночного спроса» или «рыночного втягивания» нововведений, считающая приоритетными для осуществления инновационной деятельности экономические условия: предприниматель сталкивается прежде всего со стимулированием со стороны спроса при принятии решения в области нововведений. Именно рыночный спрос на новшества, согласно данной гипотезе, является определяющим для технологического прогресса национальной экономики, а не предложения со стороны науки, на что обращал внимание еще Н. Кондратьев. Тем не менее гипотеза рыночного спроса не полностью объясняет колебания изобретательской активности и психологическую мотивацию потребителя. 
      
     Дж. Гэлбрейт отмечает, что потребности в современном обществе становятся объектом манипулирования со стороны олигархической техноструктуры и формируются монополиями.  
 
     Ж.-Жак Ламбен, автор книги «Стратегический маркетинг», считает, что стратегия маркетинга, управляемая желаниями рынка, неминуемо приведет к предпочтению малых нововведений в ущерб тому, что предлагают исследовательские лаборатории, поскольку «потребитель, в сущности, не знает, чего хочет, или, можно сказать, что он желает всего» [1, с. 27]. Он выделяет три ключевых фактора успеха:  
     • превосходство товара над своими конкурентами, т. е. наличие у него отличительных свойств, способствующих лучшему восприятию со стороны потребителей; 
     • высокий уровень межфункциональной организации, и в особенности высокая синергия НИОКР и производства, т. е. наличие технологического ноу-хау; 
     • маркетинговое ноу-хау, т.е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности жизненного цикла технологии и размеров потенциального рынка.  
      
     Сущность онтологического подхода заключается в проявлении саморазвивающегося динамического креативного процесса как самоактуализации человеческого духа. Человек не может не творить, т.к. его бытие зависит от непроявленного трансцендентного мира: творчество, по выражению А. Либиэра, есть «эманация трансцендентного Духа в экзистенциальную данность материи».* С онтологической точки зрения источником, первопричиной нового является эволюционный, «восходящий» процесс познания, дающий, в частности, как побочный продукт, кодифицированное, научное знание. Применительно к динамике инновационного и научно-технического прогресса онтологический подход стал методологическим базисом для гипотезы «технологического толчка». Она основана на идее автономного развития науки, не придающей большого значения обратной связи между экономической средой и направленностью технического прогресса: в мире произошли четыре научные революции, а в техническом базисе промышленно развитых стран последовательно сменились четыре технологических уклада. Каждую научную революцию характеризует ярко выраженная тенденция увеличения числа открытий по сравнению с предыдущей, каждую техническую — рост числа изобретений и ускорение темпов их промышленного освоения. Богатство и глубина накопленных в открытиях знаний, как бы переливающихся через край сиюминутных цивилизационных потребностей, частично находят приложение в сфере утилитарной практики. Н. Кондратьев, рассматривая большие циклы экономической жизни, пришел к выводу, что в течение примерно двух десятилетий перед началом повышательной волны большого цикла наблюдается оживление в сфере технических изобретений.** При этом изобретательство обладает свойством накапливать предшествующий опыт решения аналогичных задач, то есть свойством кумулятивности.  
___________________________________ 
* А.Либиэр. Философия творчества. — М.: Аст, 2007. 
** Н.Кондратьев. Проблемы экономической динамики. — М., Экономика, 1989. — 302 с. 
      
     Новые знания не только ускоряют производство новых товаров, но и порождают феномен конструирования потребностей. Маркетинг в современных условиях рассматривается как архитектор общества потребления, т.е. рыночной системы, где продавцы коммерчески эксплуатируют потребителей. Чтобы продавать больше, крупные корпорации вместе с выпуском новых товаров постоянно продуцируют и искусственные потребности, принуждая покупателей ассоциировать их со своими нуждами. 
 
     В отличие от открытий, порожденных в основном развитием процессов фундаментального научного знания, изобретения, как показал опыт, возникают под воздействием многих факторов — научных, технологических, экономических, социальных и т.д. Для бизнеса «научная истина не только логична, но и хозяйственна».*** Компромиссный вариант, смягчающий разногласия между приверженцами различных подходов, предполагает сравнение научно-технического прогресса с двумя лезвиями ножниц, где одно лезвие — научное открытие, другое — характер рыночного спроса (Й.Шмуклер). Японский экономист Т. Коно выделил четыре источника инновационных идей: потребности рынка; возможности науки; потребности и политика компаний; подражание действующим компаниям. Поэтому теоретический анализ динамики научной и технологической активности сегодня принято осуществлять с позиции взаимообусловленности и комплексности всех факторов, влияющих на инновационную деятельность.  
___________________________________ 
** С.Булгаков. Философия хозяйства. — М., Наука, 1990. — С.143. 
 
     При принятии гипотезы «технологического толчка», соответствующей условиям статичной олигопольной конкуренции, доминирует линейная модель инновационного процесса. Однако там, где имеет место динамичная конкуренция, подразумевается непрерывная разработка и комплексное тестирование одновременно нескольких технологических и организационно-управленческих инноваций, направленных на расширение доли рынка и выявление неосвоенных ниш спроса при снижающихся издержках, в условиях высокой степени неопределенности конъюнктуры. 
 
     Признаками динамичной конкуренции служат цепная реакция распространения удачных нововведений и высокая эластичность спроса по параметрам цены и качества. В этих условиях НТП характеризуется возрастанием частоты появления новшеств как результата перманентности инновационной деятельности, необходимостью учета мнений потенциальных потребителей, параллельностью инновационной деятельности в отношении продукции, процессов, организации и управления, органической связью совершенствующих и радикальных инноваций, многообразием источников инноваций. Идея параллельного конструирования, инжиниринга и производства, основанная главным образом на японском групповом опыте обучения («кружков качества»), получила свое выражение в концепции «завода как лаборатории» [2, с. 47]. Данная концепция обосновывает тесную взаимосвязь между работой специалистов научных и конструкторских подразделений фирм, с одной стороны, и деятельностью производственников и технологов, с другой. Акцент делается на организацию матричного типа, самоорганизующиеся команды, действующие на протяжении всего процесса. Пока служба НИОКР разрабатывает концепцию товара, инженеры-производственники проверяют ее совместимость с ограничениями, накладываемыми оборудованием, а коммерческие службы убеждаются, что эта концепция отвечает желаемому позиционированию. 
      
      В результате практически весь научно-технический персонал предприятия вовлекается в инновационную деятельность и в ходе ее одновременно повышает свою квалификацию. При этом знания исследователей, конструкторов, инженеров и технологов взаимно дополняют друг друга, продуктовые и процессные инновации разрабатываются параллельно. Организационно это зачастую воплощается в создании проектных групп, включающих представителей исследовательского звена, конструкторов, производственников и маркетологов. Так возникает нелинейная модель инноваций, предполагающая тесную синергию и наличие обратных связей (см. рис. 5)

 
Нелинейная модель нововведений  
(параллельный процесс разработки НИОКР-производство) 

 

 

     

Рис. 5      

 
      В Европе такая модель связывается с кластерной системой организации инноваций. Внутренняя взаимозависимость между стадиями основного потока инновации, их ориентация на решение общей задачи, связанной с повышением конкурентоспособности компании, многовариантность источников идей, многократность обращения к науке и к анализу рынка создают предпосылки для кооперации в рамках инновационного процесса, причем не только внутри организации, но и с внешними субъектами: научными учреждениями, университетами, другими фирмами и т.д. Эти условия приводят к возникновению новых, более сложных моделей инновационных процессов и производства знаний, не ограничивающихся рамками одной, даже крупной фирмы. Упор здесь делается на то, что производство знаний как инновация есть интерактивный процесс, в котором фирмы взаимодействуют с потребителями, поставщиками и институтами знаний. 
      
     Закономерности техногенеза. Эти закономерности отражают воздействие преемственности, изменчивости и селекции на развитие науки, инноваций и технологических систем. Поясним. Преемственность выражается в структурном накапливании суммы научных знаний, технологических приемов и передаче их от поколения к поколению ученых, конструкторов, машин и технологий, сохранении технологического ядра этих систем в течение их жизненного цикла. Изменчивость определяет направление и содержание модернизации и обогащения технологического ядра научного направления или технологической системы с переходом к следующему циклу. Селекция выражает стихийный (на основе рыночной конкуренции) или целенаправленный (в результате проведения активной научно-технической и инновационно-инвестиционной государственной и корпоративной политики) выбор и активную поддержку новых научных школ, прогрессивных научных идей и изобретений, наиболее эффективных базисных и улучшающих инноваций, обеспечивающих высокий технологический уровень, конкурентоспособность и продукции и национальной экономики [3,с. 93]. 
      
     Повышение роли государства в управлении инновационным процессом. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. Деятельность крупных корпораций в значительной степени модифицирует механизмы совершенной конкуренции и позволяет частично интегрировать научно-инновационные процессы в общий воспроизводственный цикл. Однако в конце XX столетия сложившиеся в большинстве отраслей ведущих стран механизмы олигополистической конкуренции не способны обеспечить полное использование инновационного потенциала современных достижений науки и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.  
     • Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются высококвалифицированными, т. е. высокооплачиваемыми кадрами; при этом опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Развитие науки приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация представителей различных областей науки и техники также требует дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация новой продукции и т.д.  
     • Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.  
     • Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного общества. 
     • Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инноваций связано с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение, образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно ложатся на плечи всего общества.  
     • Инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с возможностью превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении хозяйствующего субъекта материально-технической базы; коммерческий риск — с неопределенностью конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью значительного изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения капитала.  
     • Экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п. На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта (с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное решение по его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств первоначального инвестора.  
     • Существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать стремления хозяйствующих субъектов к односторонней выгоде.  
     • Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики. 
      
     Вышеуказанные характеристики инновационных процессов предопределяют значительную (а для российской цивилизации — решающую) роль государства в управлении инновационным процессом. 
 
     Ускорение темпов нововведений. В экономике знаний непрерывный поток нововведений резко ускоряет процесс обновления материально-технологической основы производственной деятельности, которая становится все более разнообразной. Происходит резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений с 1885-го по 1919 г. составил 37 лет, с 1920-го по 1944 г. — 24 года, с 1945-го по 1964 г. — 14 лет, а в 90-е гг. ХХ века для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3-4 года [22]. При сетевой организации современного бизнеса происходит переход к непрерывному инновационному процессу, использующему СALS-технологии (непрерывное совершенствование и поддержки жизненного цикла продукции). 
      
     В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Различные авторы (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. К примеру, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой процесс (общественный — технический — экономический), который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.  
      
     Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Й. Шумпетер выделяет пять типичных изменений:  
     1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа).  
     2. Внедрение продукции с новыми свойствами.  
     3. Использование нового сырья.  
     4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.  
     5. Появление новых рынков сбыта.  
 
     Позднее понятие «инновация» он трактовал как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Однако в центре его внимания был не «количественный» экономический рост, а «качественное» экономическое развитие. Развитие — согласно его оценке — это построение новых комбинаций из имеющихся в распоряжении предпринимателя производственных ресурсов. Й. Шумпетер в «Теории экономического развития» и последующих работах связывал динамику экономики с предпринимательской деятельностью по осуществлению оригинальных комбинаций. Монополии, с точки зрения Й. Шумпетера, являются положительным феноменом, поскольку за их счет достигается осуществление новых комбинаций факторов производства, революционных изменений в технике, технологии производства.  
      
     По утверждению П. Друкера, в основе предпринимательской деятельности лежит систематизированная инновационная деятельность, т.е. поиск и использование новых возможностей удовлетворения желаний и потребностей человека. Он выделяет семь источников инновационных идей : 
     1. Неожиданное событие — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие. 
     2. Неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какой она предстает на самом деле, и нашими представлениями о ней. 
     3. Нововведения, основанные на существующих недостатках и «слабых местах» действующих процессов. 
     4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка. 
     5. Демографические изменения. 
     6 Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках. 
     7. Новые знания (как научные, так и ненаучные). 
 
     Первые четыре источника возникают внутри предпринимательской структуры, а следующие три являются внешними. Систематическое отслеживание всех изменений повышает вероятность нахождения новшества, которое должно стать основой удачного предпринимательского проекта. 
 
     Г. Менш рассматривает связь рыночного механизма и перерывов в потоке базисных нововведений и отмечает в связи с этим ряд недостатков рынка: его неспособность переориентировать потоки ресурсов из «старых» отраслей в «новые»; стремление фирм экономить на затратах на нововведения; желание получать прибыль в краткосрочном периоде, что препятствует принятию долгосрочных решений, которые необходимы для базисных нововведений. 
 
     Значительное место в теории инновационных процессов занимают концепции, исследующие формирование технологических систем и диффузии нововведений. К. Фримен, Дж. Кларк и Л. Суйте вводят понятие «технологической системы» как совокупности взаимосвязанных семейств технических и социальных нововведений. Распространение нововведений рассматривается как механизм развития технологической системы, при этом темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем. 
 
     Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие предполагает различные классификационные системы (см. табл. 1). 
     

Таблица 1

Классификация инноваций      

 

Классификационный признак

Классификационные группировки  инноваций

Области применения инноваций 

Управленческие, организационные социальные, промышленные и т.д.

Этапы НТП, результатом  которых стали инновации 

Научные, технические, технологические конструкторские, производственные

Степень интенсивности  инноваций 

Бум, массовая, равномерная, слабая

Темпы осуществления  инноваций 

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций 

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность  инноваций 

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций 

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

      
     Достаточно полную классификация  инноваций предложил А. Пригожин:  
 
     1. По распространенности:  
     • единичные; 
     • диффузные.  
      
     2. По месту в производственном цикле:  
     • сырьевые;  
     • обеспечивающие (связывающие); 
     • продуктовые.  
      
     3. По преемственности:  
     • замещающие;  
     • отменяющие;  
     • возвратные;  
     • открывающие;  
     • ретровведения.  
      
     4. По охвату:  
     • локальные;  
     • системные;  
     • стратегические.  
      
     5. По инновационному потенциалу и степени новизны:  
     • радикальные;  
     • комбинаторные;  
     • совершенствующие.  
      
     Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. 
 
     Классификация инноваций по предмету приложения подразумевает наличие следующих групп: 
 
     Инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов. 
      
     Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.  
      
     Инновация-сервис - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров). 
      
     Классификации инноваций по трем основным признакам имеет следующий вид (см. рис. 6). Актуальной в этой классификации является выделение антиинноваций, разрушающих преемственность научных школ и конструкторских традиций. Антиинновации — категория для обозначения тех нововведений, которые носят реакционный характер, обозначают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности. Для России в настоящее время во многих областях научно-технической сферы характерен, всячески поощряемый Западом, отказ от наработок и заделов, сделанных еще советской наукой, и, как следствие, переход экономики в зависимость от иностранной технической базы. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей [4, с. 31]. Каждая национальная экономика привязана преимущественно к одному из уровней технологической пирамиды, создающей основу международного разделения труда. На верхнем этаже технологической пирамиды находятся Соединенные Штаты и ряд других высокоразвитых стран. Здесь происходит концентрация ресурсов на наиболее эффективных видах бизнеса, связанных с созданием новых технологических принципов. До падения Советского Союза в мире существовали параллельно западная и советская технологические пирамиды, которые были технологически несовместимы на верхних, сложных уровнях. С начала 90-х годов в большинстве отраслей, лишенных внутренних и внешних источников финансирования, не ведутся масштабные поисковые и задельные научно-исследовательские работы, а также экспериментальные разработки, в хозяйстве применятся все меньше отечественных технологий и материалов. Тем самым происходит разрушение собственной национальной технологической пирамиды, особенно ее верхушки в виде передовых укладов, и встраивание российских инноваций в технологическую пирамиду Запада, но уже в качестве вспомогательных, обслуживающих подсистем, работающих в нижних ее этажах. Своеобразным примером российских антиинноваций является гражданский самолет ОКБ «Сухого» — проект «Sukhoi Superjet 100». Этот самолет на 80% состоит не из российских деталей и узлов, имея французские двигатели и американскую авионику. Целый ряд материалов, из которых он сделан, производится не в России. Российскими остаются только дизайн, сборка и некоторые примитивные детали конструкции. 
     

Информация о работе Роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики