Развитие инновационных процессов зарубежных стран (Франция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры как стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики.
Цель работы – проанализировать инновационную деятельность Франции. Задачи:
- рассмотреть историю инноваций Франции;
- рассмотреть развитие инновационной деятельности Франции

Содержание работы

Введение 3
1. История развития инновационной деятельности Франции 4
2. Современное состояние инновационной деятельности Франции 6
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

развитие инновациями.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Развитие инновационных процессов зарубежных стран (Франция)

 

Оглавление

Введение 3

1. История развития инновационной деятельности Франции 4

2. Современное состояние инновационной деятельности Франции 6

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

Введение

 

Широко признается, что инновации являются одним из основных факторов, обеспечивающих экономический рост и направленных на решение вызовов экологического и социального плана, и что инновации способствует созданию условий для устойчивого развития. Кроме того, для эффективной поддержки инновационной деятельности тре6уются не только дополнительные финансовые ресурсы. Необходимо также наличие специализированных финансовых посредников, способных предоставлять не только финансовые ресурсы, но также экспертизу по вопросам управления и по техническим вопросам. Формирование и развитие инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных мероприятий на ранних этапах является сложным процессом, зависящим от многих благоприятных условий и требующим эффективного распределения и рециркуляции капитала. Развитие национальной индустрии венчурного капитала нередко пользуется государственной поддержкой в качестве компонента общей инновационной политики.

История становления инновационных  экономик показывает различные примеры  временных рамок, требуемых для  запуска, ускорения и поддержания  инновационного развития. При этом встречаются примеры как стран, которые планомерно двигались к  инновационному развитию, так и примеры  стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой  отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативного правового акта).

Цель работы – проанализировать инновационную деятельность Франции.

Задачи:

- рассмотреть историю  инноваций Франции;

- рассмотреть развитие  инновационной деятельности Франции 

1. История развития  инновационной деятельности Франции

 

На протяжении многих лет  Франция следует по пути глубинной  трансформации системы науки  и инноваций. Политика, проводимая в  этой области, характеризуется значительными  изменениями институциональной  структуры и правовой базы. С 1998 года во Франции действует государственный  план стимулирования патентования изобретений  отечественными фирмами. Толчком для  изменений, инициированных в конце  девяностых годов и связанных  с принятием в 1999 г. закона об инновациях и научных исследованиях, послужили  выступления самих ученых. В 2004 г. они начали широкое общенациональное движение протеста против недостатка средств, выделяемых на науку в государственном  секторе. Спровоцированная дискуссия  привела к принятию 18 апреля 2006 г. закона о финансировании научных  исследований.1

Реализация закона привела  к принятию целого ряда решений правительства  и специального «инновационного  плана» (2002 год), цель которых заключается  в создании общей правовой базы, стимулирующей развитие партнерства  между государственным научным  сектором и негосударственными участниками  инновационного процесса. Реформы, начавшиеся в 2004 г. с создания Национального  агентства по научным исследованиям  и поддержанные принятием закона 2006 г., привели к серьезной модификации  структуры государственного сектора  науки во Франции. Они позволили  создать механизм, который использует в качестве образца лучшие международные  практики, в частности в вопросах проектного финансирования и оценивания.

С 2007 по 2008 год предпринимались  точечные налоговые меры по поддержке  инвестиций в инновации.

Франция отказывается от проведения глобальной политики в сфере науки  и технологии с помощью административных и правовых рычагов и занимается перестройкой «окружающей среды» с  целью создания наиболее благоприятных  условий для кооперации науки  и производства, вмешиваясь по мере необходимости и не применяя принуждения. Ни в одной стране как во Франции  не имеется такого мощного института  прикладных исследований. Ее инновационная  политика развивается по нескольким направлениям: поддержка инновационной  деятельности малых и средних  предприятий; снятие ограничений на пути венчурных инвестиций, стимулирование кооперации между научными организациями, ВУЗами и промышленными предприятиями.

 Во Франции существует  специфическая смешанная компания  СОФАРИС, занятая поддержкой венчурного  бизнеса. Она оказывает помощь  малым и средним предприятиям  в приобретении патентов, лицензий, вычислительной техники, финансировании  НИОКР. Помощь представляется  в форме среднесрочных кредитов  с 50% гарантией.2

 Бизнес-инкубаторы во Франции появились несколько позднее, чем в США, а предпочтение отдается небольшим образованиям. В странах Западной Европы (в том числе и во Франции) инициаторами научно-технологических парков обычно становятся местные и региональные власти, в то время как для США характерно ведущая роль университетов.

Научные исследования и инновации частного сектора, не получившие должного распространения в нашей стране по сравнению с теми государствами, с которыми Франция стремится конкурировать, также становятся предметом более выраженной политики стимулирования и поддержки.

 

2. Современное  состояние инновационной деятельности  Франции

 

Проблема выбора стратегических направлений научно-технологического развития для Франции как страны средней величины с довольно ограниченными  внутренними ресурсами (финансовыми  и пр.) всегда была очень актуальной. Сегодня актуальность проблемы выбора диктуется также такими общими для  всех стран факторами как: быстрый  прогресс в науке и технологиях, глобализация, ужесточение международной  конкуренции, ухудшение качества окружающей среды, возрастание неопределенности и различного рода рисков (истощение  запасов энергетических и минеральных  ресурсов, старение населения и др.).

Важнейшим инструментом для  определения инновационной стратегии  во Франции является прогнозирование  научно-технологического развития (la prospective)3, которое рассматривается как важнейший элемент государственной политики и необходимый инструмент для определения научно-технических приоритетов и стратегии.

Ключевой элемент эффективного функционирования сферы научно-технологического прогнозирования во Франции –  развитый институциональный механизм. Прогнозная деятельность широко представлена на всех уровнях от высших органов  законодательной и исполнительной власти до самостоятельных экспертов-футурологов. Особо важную роль в области прогнозирования  играют институты высших органов  власти (специализированные комитеты, службы, министерства и пр.), прогнозные работы которых лежат в основе государственной научно-технологической  и инновационной политики Франции. Именно они в большинстве случаев  становятся головной координирующей организацией при составлении прогнозов, основная их функция - привлечение специалистов высокого уровня из различных областей общественной жизни (административных органов власти, науки, высшей школы, промышленности, прессы и пр.) для прогнозных оценок по актуальным проблемам социально-экономического и научно-технологического развития.

Кроме того, прогнозирование  является важнейшим инструментом практики планирования, которую Франция, продолжает активно использовать с 1946 г. Сегодня  главный рабочий орган в области  планирования Центр стратегического  анализа (до 2006 г. имел название Комиссариат  по планированию) является ключевым государственным  институтом по разработке научно-технологических  прогнозов.

Францию очень часто упрекают в излишней централизации государственного управления, однако в условиях современного кризиса, когда требуется мобилизация  национальных усилий в различных  областях общественной жизни, этот её недостаток, по мнению экспертов, превратился  в её большое преимущество. Сегодня  во Франции, где сильны традиции государственного планирования и программирования, прогнозирование  является важнейшим элементом антикризисной  политики государства и оно, по мнению Э. Бессонна - одного из авторитетных экспертов  в области прогнозирования, «должно  сыграть в деле реконструкции  страны ту же роль, что шестьдесят лет  назад сыграло планирование для  восстановления послевоенной экономики»4.

Франция, как и большинство  развитых индустриальных стран, столкнулась  с мировым экономическим и  финансовым кризисом 2008 г. В период кризиса, по мнению многих французских  экспертов, роль прогнозирования (и  особенно научно-технологического) возрастает, и было бы ошибкой считать, что  преодоление кризиса в основном связано с мерами конъюнктурного, немедленного характера. Это определяется, в частности, такими причинами:

- кризис оказывает влияние  на долговременные тенденции  развития мира, но не отменяет  их. Антикризисные меры должны  обязательным образом разрабатываться  с учётом многих долгосрочных  проблем (потепление климата,  цифровая революция, устойчивое  развитие, возрастание роли Китая  в развитии ряда направлений  научных исследований и др.);

- в основе современного  кризиса лежат решения и меры, принятые двадцать лет назад.  Этот кризис напоминает, что в  большинстве случаев полный эффект  от принятых решений государственной  политики проявляется не сразу,  а только в долговременной  перспективе. Особенно это касается  таких областей как научные  исследования, образование, социальные  проблемы.

Франция имеет свои оригинальные подходы в области определения  приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны. Особо стоит отметить коллективный подход к разработке научно-технологических  приоритетов. Франция одна из первых стран начала активно внедрять коллективный подход к разработке будущих приоритетов научно-технологического развития страны, а именно привлекать к этой работе представителей из всех сфер социально-экономической жизни (учёных, предпринимателей, государственных деятелей, широкую общественность и др.) с целью всестороннего учёта общественных требований и потребностей. По сути, метод коллективного подхода к разработке научно-технологических приоритетов представляет дальнейшее развитие новых методов принятия государственных решений, которые рассматриваются как важнейший элемент новой модели экономики, основанной на устойчивом развитии. А именно, коренным образом меняется сама логика принятия важных государственных решений. На первом плане не директивное решение высших органов власти, а принятие решений на основе переговоров, в которых активно участвуют все участники социально-экономической жизни страны: органы государственной власти, крупные компании, научные организации, вузы, а также отдельные ученые, предприниматели, журналисты и просто рядовые граждане.

Именно на основе широкого обсуждения проблем в рамках так называемой практики «Grenelle de l'environnement»(«Гренель по окружающей среде»)5 в 2009 г. были приняты во Франции важнейшие законодательные программы в области окружающей среды и энергетики (Grenelle I, Grenelle II). В 2009-2010 гг. правительство Франции проводит беспрецедентную по своим масштабам акцию по мобилизации национальных усилий для определения нового курса промышленной политики так называемый общенациональный форум «Генеральные штаты промышленности» (Les Etats Généraux de l”industrie - EGI)6. Необходимо подчеркнуть, что практика «Grenelle de l'environnement» и успешное проведения общенационального форума является важным этапом на пути осознания французским обществом приоритетности для страны развития сферы НИОКР и инноваций для модернизации национальной экономики. По оценкам экспертов «в предстоящее десятилетие отношение гражданского общества и политического мира к развитию технологических инноваций будет являться важнейшим фактором, определяющим эффективность национальной системы нововведений»7.

 

Заключение

 

Как все крупные страны, Франция должна адаптировать свою научно-исследовательскую и инновационную систему к требованиям общества, прогресс которого в условиях быстрой глобализации идей и технологий основан на знаниях. Чтобы осуществить эту адаптацию и обеспечить поддержание национальной конкурентоспособности, были предприняты меры по совершенствованию организации государственного сектора науки и укреплению связи между наукой и бизнесом. Реформы 2005–2006 гг. очевидным образом обеспечили особый статус проектному финансированию научной деятельности. На первый план были выдвинуты инструменты оценки результатов исследований. В то же время сохраняются проблемы во взаимодействиях между университетами и исследовательскими институтами, традиционные для французской системы науки.

Каковы бы ни были достигнутые  и будущие результаты политики сближения  сфер науки и бизнеса, остается актуальным тот факт, что масштабы исследований в предпринимательском секторе Франции недостаточны. И до сего момента осуществляемая политика уделяет мало внимания этому принципиальному моменту. Исправление ситуации станет тем решающим шагом, без которого рассмотренные выше новые механизмы организации научных исследований и поддержки инноваций не смогут в полной мере достичь главной цели – позволить Франции занять в мире место крупной научно-технологической державы.

 

Список литературы

 

  1. France 2025-Diagnostic stratégique / Groupe: Création, recherche et innovation / Président: A. Petit / Centre d’analyse stratégique. - P., 2009.
  2. Портал внешнеэкономической информации - http://www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analysis/
  3. Руффини П.-Б. Научная и инновационная политика во Франции // Форсайт №2 (6), 2008. – с. 48 – 55
  4. Селезнев П. Региональная политика Франции // Обозреватель – OBSER VER, 2009. – С. 90-96
  5. Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования предприятий на ранних этапах развития // ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, Нью-Йорк и Женева, 2007  - 114 с.

1 Портал внешнеэкономической информации - http://www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analysis/

2 Портал внешнеэкономической информации - http://www.ved.gov.ru/moder_innovac/analitic/analysis/

3 Эквивалент английскому термину «foresight».

4 France 2025 - Diagnostic stratégique: dix défis pour la France / Secrétariat d’État chargé de la prospective, del’évaluation des politiques publiques et du développement de l’économie numérique. - P., 2009. Эрик Бессон (Eric Besson) - государственный секретарь по прогнозированию, оценке государственной политики и развития цифровой экономики при премьер-министре Франции, один из авторитетных экспертов в области прогнозирования.

Информация о работе Развитие инновационных процессов зарубежных стран (Франция)