Проблемы и перспективы государственной поддержки малых инновационных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Проблемы и перспективы это два, безусловно, связанных понятия, поскольку именно проблемы и действия направленные на их решение, зачастую, обуславливают перспективы. Относительно малого инновационного предпринимательства можно выделить две группы проблем – это проблемы, безусловно, присущие малому инновационному бизнесу безотносительно страны его происхождения – то есть общие проблемы, исходящие из самой сути МИП. И проблемы, характерные именно для российских МИП.

Файлы: 1 файл

глава 2.docx

— 42.03 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура

Другая проблема присущая малому инновационному бизнесу заключается  в том, что начинающие антрепренёры в этой сфере являются, преимущественно  учёными и, соответственно имеют  лишь смутные представления об особенностях ведения бизнеса и его сути, что влечёт низкое качество проектов, предлагаемых венчурным инвесторам, и частые банкротства малых инновационных предприятий. В тоже время МИП не способны привлечь высококлассных специалистов. Этим обосновывается необходимость государственной поддержки МИП.

Один из способов улучшить качество проектов являются государственные  субсидии, направленные на поддержку  инноваторов, осуществляющих НИОКР  с высоким потенциалом коммерциализации, поскольку такие субсидии подталкивают инноваторов проводить исследования не ради собственного интереса, что  является очень острой проблемой  в РФ, а для удовлетворения потребностей. В России такие субсидии предоставляются по средствам программы «Умник» фонда содействия развитию МФП НТС. Программа направленная на стимулирование массового участия молодёжи в научно-технической и инновационной деятельности путём организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. Фонд финансирует выполнение проектов НИОКР участников программы. Участниками программы могут являться молодые люди в возрасте от 18 до 28 лет, отобранные на аккредитованных фондом мероприятиях проводимых по следующим направлениям:

  • Биотехнологии;
  • Информационные технологии;
  • Медицина и фармакология;
  • Химия, новые материалы, химические технологии;
  • Машиностроение, электроника, приборостроение.

При этом в мероприятиях Программы  могут участвовать только проекты, обладающие существенной новизной и среднесрочной перспективой их эффективной коммерциализации.

Победители Программы, отобранные организационным комитетом, получают гранты на осуществление НИОКР в  размере 400 тыс. руб. на 2 года (по 200 тыс. руб. ежегодно, при этом решение о финансировании во втором году принимается по результатам работы участника в течении первого года). Для получения гранта участники заключают трудовые договора с МИП, что связано с тем, что Фонд может оказывать поддержку только МИП.21

Количество предоставляемых  грантов с каждым годом постепенно увеличивается. Так если в 2007 году было предоставлено порядка 800 Грантов, в 2009 – 1100,  в 2010 – 1500, то в 2011 количество предоставленных грантов должно превысить 200022.. Что свидетельствует о востребованности программы.

Однако у программы  есть несколько недостатков, например возрастное ограничение, которое, по сути, является недостатком этой программы, только потому, что подобных программ для поддержки изобретателей  вне определённой программой возрастной группы – не производится. Другим существенным недостатком является узкое понимание  инноваций как сугубо технологических  инноваций, что является общей российской проблемой в сфере поддержки  малого инновационного предпринимательства. Так же размер гранта существенно  ограничивает возможность проведения исследований.

Другим путём решения  данной проблемы является проведение различных семенаров и конференций. Данный способ поддержки активно развивается в России, и уже сейчас в рамках практически всех государственных учреждений направленных на поддержку МИП проводятся подобные мероприятия, например в РВК, НАИРИТ, и фонде содействия развитию МФП НТС и т.д. Однако по-прежнему плохо развиты бизнес курсы в технических университетах и институтах, как это сделано, например, в США, где такие курсы, помимо всего прочего, пользуются популярностью среди студентов технических специальностей.23

Основным способом решения  инфраструктурной проблемы, посредствам  государства является стимулирование создания или непосредственное создание зонтичных структур и отдельных  объектов инфраструктуры.

Наиболее масштабной зонтичной  структурой, как было отмечено, является технопарк. Деятельность государства в области развития технопарков связана, прежде всего, с государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением от 10.03.2006 №328-р. В рамках программы планировалось финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объёме 29 млрд. руб. в течении 2006 – 2010 гг. В результате реализации программы к 2010г. планировалось создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой, а так же достичь показателя выручки резидентов, созданных технопарков, в 100 млрд. руб. По сути программа провалилась, основными причинами, чего выделяют финансовый кризис, не понимание на местах сути и сущности технопарков24, а так же отсутствие необходимости подобных структур. Так в 2009 году финансирование было урезано с 3 млрд. руб. до 1,92 млрд. руб в связи с финансовым кризисом25. Объём выручки полученной резидентами – составил 33 млрд. руб., а количество резидентов – 430.26 В результате было решено продлить программу до 2014 года, с достижением тех же целей, однако количество поддерживаемых по программе проектов технопарков – увеличилось до 1527.28Стоит отметить, что количество технопарков в России – неизвестно, в виду того что часто звание технопарка присваивают структуре на деле им не являющейся, однако по оценкам правительственных чиновников – их не больше 20.29

Примерно так же обстоят  дела в сфере бизнес инкубаторов. В настоящее время в России действует свыше 150 бизнес–инкубаторов в 75 Субъектах федерации, большинство из которых построены в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства.30 Однако большинство этих организаций является бизнес-центрами, в названии которых есть словосочетание «бизнес инкубатор» и соответствуют формальным требованиям российского законодательства относительно бизнес инкубаторов и основная проблема лежит именно в этом, поскольку в рамках законодательства большое значение уделяется параметрам помещений и численности персонала и резидентов. Деятельность же бизнес инкубаторов только отчасти связана с предоставлением помещений, основной же род их деятельности – бизнес инкубирование – т.е. предоставление высококачественных консалтинговых, бухгалтерских, юридических услуг, помощь в поиске и установлении устойчивых связей с венчурными инвесторами и клиентами, и т.д.

Не смотря на все проблемы потенциальную значимость бизнес инкубаторов  и технопарков – сложно переоценить и в будущем эффективность государственной поддержки малых инновационных предприятий будет во многом обусловлена деятельностью этих структур, которые сейчас только развиваются в РФ и «эволюционируют» из бизнес центров. Так уже сейчас есть примеры эффективной и качественной работы бизнес инкубаторов и технопарков. Так журнал «Forbes» в 2010 году выявил топ 5 бизнес инкубаторов.31

Другой формой государственной  поддержки и развития МИП является создание малых инновационных предприятий  на базе ВУЗов НИИ. Такая возможность исходит из ФЗ № 217 от 02.08.2009. Однако с таким способом поддержки связано, возможно, наибольшее количество проблем. Создание МИП на базе ВУЗа предполагает не только помощь со стороны ВУЗа относительно патентов, оборудования и предоставления помещений на льготных условиях (только планируется), но и получение налоговых льгот, в частности сокращение ставки социальных взносов с 34% до 14%. Однако до введения 83-ФЗ от 08.05.2010, ВУЗ, доля получения льгот МИП должен был внести 33,4% в УК предприятия в виде интеллектуальной собственности, зачастую эта доля – больше, ввиду чего таким предприятиям не хватает финансирования для ведения деятельности, и без привлечения внешних инвесторов такие предприятии – закрываются. Помимо этого многие директора подобных МИП против столь значительной доли ВУЗов, поскольку ВУЗ в таком случае играет слишком значительную роль в предприятии, а предоставленную интеллектуальную собственно – может изъять, так же, зачастую, ВУЗ предоставляет права на интеллектуальную собственность, которая ему не принадлежит, в то время, как создатели предприятии вкладывают реальные деньги. Другая проблема – средний размер УК таких МИП составляет 270 т. руб. (компаний с УК больше 1 млн. руб. – всего 11), при том, что в 2010г он был 315 т. руб., что, в принципе, не позволяет осуществить запуск МИП. Всего было создано 1048 подобных хозяйственных обществ, при том около трети – только на бумаге, а реально функционирует тоже только треть. Но стоит отметить, что предприятия созданные на базе ВУЗа/НИИ по статистике получают гранты по программе «Старт» фонда содействия развитию МФП НТС, в среднем, в 3,5 раза чаще чем остальные32

Помимо зонтичных структур проблему позволяет решить стимулирование создания отдельных инфраструктурных объектов.

С этой целью в начале 2011г. на базе РВК было создано ООО «Инфраструктурные  инвестиции РВК» (Инфрафонд РВК). Уставной капитал фонда составляет 500 млн. руб., в дальнейшем планируется его расширение до 2 млрд. руб. Задачей Инфрафонда РВК является развитие рынка специализированных сервисов и услуг, необходимых венчурным компаниям для ведения основной деятельности и ускоренного развития, а также для продвижения продукции на рынках. Предполагается, что новая инфраструктура обеспечит венчурных предпринимателей консалтинговыми услугами в области маркетинга, финансов, юриспруденции, интеллектуальной собственности и других. Фонд инвестирует средства в консалтинговые компании, предоставляя не более 75% от необходимого объёма компании в денежной или имущественной форме, либо в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности в сумме, не превышающей 100 млн. руб. Первой компанией в портфеле станет «Бизнес-журнал»33.

Помимо Инфрафонда в 2011 году начало работу ООО «Биофармацевтические инвестиции РВК» (Биофонд РВК). Фонд будет инвестировать в биотехнологические стартапы и сервисные компании отрасли, а так же займётся созданием экосистемы генерации и роста наибольшего  возможного числа биотехнологических проектов. Создание фонда подиктовано  низкой долей инновационных отечественных  препаратов на Российском рынке, а также  отсутствием инфраструктуры развития биофармацевтических и медицинских  стартапов в России, что вынуждает  расходовать значительную долю российских инвестиционных ресурсов на оплату зарубежных сервисов. Размер уставного капитала фонда составляет 500 млн. руб., в дальнейшем планируется его увеличение до 1,5 млрд. руб. Эти средства будут предоставляться сервисным и инновационным биофармацевтическим компаниям в размере 75% и 50%34 от необходимого объёма капиталовложений соответственно, но не более чем 100 млн. руб. На текущий момент фонд только принимает к рассмотрению заявки.

1 «Поддержка малого инновационного предпринимательства фондом содействия развитию МФП НТС» Москва 2009

2 «Среднесрочная программа деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на 2011-2013 годы» Москва 2011

3 «Поддержка малого инновационного предпринимательства фондом содействия развитию МФП НТС» Москва 2009

4 http://smallbusiness.ru/ [Электронный портал] «Своё дело с «нулевого» старта (получение субсидии в центре занятости)»

5 http://www.invest-profit.ru [Электронный ресурс] «ИНВЕСТПРОФИТ – деловой вестник инвестора» - «Субсидии малому бизнесу 2011»

6 Журнал «Инициативы XXI века» 2010 №1 «Венчурный капитал – катализатор развития инновационной экономики»

7 http://www.rusventure.ru/ [Электронный ресурс] официальный сайт ОАО «Российская венчурная компания»

8 РВК «Рынок венчурных инвестиций: мировые тенденции и российская практика» (информация к докладу) Москва, 2010г.

9 http://www.rusventure.ru/ [Электронный ресурс] официальный сайт ОАО «Российская венчурная компания»

10 РВК «Рынок венчурных инвестиций: мировые тенденции и российская практика» (информация к докладу) Москва, 2010г.

11 http://www.rusventure.ru/ [Электронный ресурс] официальный сайт ОАО «Российская венчурная компания»

12 http://mspbank.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт ОАО «МСП Банк»

13 http://radio.vesti.ru [Электронный ресурс] «Средняя ставка по кредитам для предприятий снизилась до 7,9%»

14 http://www.mppskov.ru [Электронный ресурс] Поддержка малого и среднего бизнеса в псковской области.

15 http://pcrp.ru [Электронный ресурс] Пермский центр развития предпринимательства.

16 http://www.mispnsk.ru [Электронный ресурс] Малое и среднее предпринимательство в Новосибирске.

17 http://www.c-s-b.ru [Электронный ресурс] «Субсидии малым предприятиям»

18 http://www.fasie.ru [Электронный ресурс] фонд содействия развитию МФП НТС

19 «Барометр развития городской среды России» аналитическое исследование 2011

20 http://www.eg-online.ru/ [Электронный ресурс] Экономика и Жизнь

21 Поддержка малого

22 Журнал «Инновации» от 15.09.2011 – «Интервью Генерального директора Фонда содействия развитию МФП НТС С Г Полякова»

23 Кэмпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы / Кэтрин Кэмпбелл; Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -428 с

24 http://www.forbes.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт журнала «Forbes» - «Где-то спрос на мозги как источник прибыли, а где-то – на прибыль без мозгов»

25 http://mypiter.name [Электронный ресурс] «Твой город – Санкт-Петербург» - «Технопарков в России до сих пор нет, а то, что появится, - не технопарки»

26 http://www.echo.msk.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт радио «Эхо Москвы» - «Точка: настоящее и будущее IT-технопарков в России»

27 http://www.subcontract.ru [Электронный ресурс] «Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса»

28 http://www.rg.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт газеты «Российская газета» - «Парк в стиле техно»

29 http://www.cnews.ru [Электронный ресурс] «CNews – издание о высоких технологиях» - «Технопарки России хотят очистить ряды от проходимцев»

30 http://www.rair-info.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт Российской ассоциации инновационного развития – «Роль бизнес инкубаторов в инновационном развитии России»

Информация о работе Проблемы и перспективы государственной поддержки малых инновационных фирм