Проблемы и перспективы государственной поддержки малых инновационных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Проблемы и перспективы это два, безусловно, связанных понятия, поскольку именно проблемы и действия направленные на их решение, зачастую, обуславливают перспективы. Относительно малого инновационного предпринимательства можно выделить две группы проблем – это проблемы, безусловно, присущие малому инновационному бизнесу безотносительно страны его происхождения – то есть общие проблемы, исходящие из самой сути МИП. И проблемы, характерные именно для российских МИП.

Файлы: 1 файл

глава 2.docx

— 42.03 Кб (Скачать файл)

2 Проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы  это два, безусловно, связанных понятия, поскольку именно проблемы и действия направленные на их решение, зачастую, обуславливают перспективы. Относительно малого инновационного предпринимательства можно выделить две группы проблем – это проблемы, безусловно, присущие малому инновационному бизнесу безотносительно страны его происхождения – то есть общие проблемы, исходящие из самой сути МИП. И проблемы, характерные именно для российских МИП. При этом решение первой группы проблем обуславливает, больше краткосрочные и среднесрочные перспективы, в то время как решение второй обозначенной группы проблем – долгосрочные.

2.1 Общие проблемы

Наиболее значимой проблемой  присущей малым инновационным предприятиям является финансирование, его недостаточность  является основной проблемой малого предпринимательства вообще, поскольку  малое предприятие, зачастую, не имеет  достаточных активов для получения  кредита, а высокий риск не позволяет прибегнуть к лизинговому финансированию, поэтому основными источниками финансирования МП являются средства учредителей, и в меньшей степени прямые субсидии государства, а так же в некоторых случаях венчурное финансирование. Для МИП эта проблема обостряется ещё большим риском, а так же, во многих случаях, большим объёмом необходимого финансирования, однако, как правило, для МИП выделяется больше государственных субсидий, а также они более активно поддерживаются венчурным капиталом, поскольку обладают большими перспективами роста.

Прямая поддержка малых  инновационным предприятиям на федеральном  уровне оказывается преимущественно  по средствам Фонда Содействия Развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере – государственной некоммерческой организации образованной Постановлением Правительства РФ от 3.02.1994 №65. Правительством установлено, что в фонд ежегодно направляют 1,5% средств федерального бюджета на науку.1 В 2009 году капитализация Фонда составила 2,5 млрд. руб. а в 2011 году уже 4001,2 млн. руб, предполагается, что в 2012 и 2013 годах, она составит 5 и 6 млрд. руб., соответственно.2

В рамках фонда проводиться  несколько программ направленных на стимулирование и поддержку МИП: «Умник», «Старт», «Интер», «Пуск» и  «Темп».

Прямые субсидии выделяются фондом в рамках программы «Старт» целью которой является содействие МИП на стадии стартапа, в проведении НИОКР и создании инновационных продуктов, имеющих высокий коммерческий потенциал. Программа рассчитана на 3 года, финансирование предоставляется постадийно: в случае успешного завершения 1-ого года реализации проекта (в первом году фонд предоставляет до 1 млн. руб.), предприятие подаёт заявку на продолжение финансирование на 2-ой 3-ий годы (2 и 3  млн. руб. соответственно). При этом фонд принимает финансирование исключительно на себя только в первый год, а в последующие, исключительно софинансирует проект либо с внебюджетным инвестором, либо совместно с предприятием. Участниками программы могут стать МИП, существующие не более 2-х лет, с объёмом реализации продукции не превышающим 300 тыс. руб. При этом субсидии предоставляются только МИП соответствующим следующим направлениям:

  • Н1 - информационные технологии, программные продукты и телекоммуникационные системы;
  • Н2 - медицина, фармакология, биотехнология для медицины;
  • Н3 - химия, химические технологии, новые материалы, строительство;
  • Н4 - электроника, приборостроение, машиностроение;
  • Н5 - биотехнология, сельское хозяйство, пищевая промышленность.3

Помимо Фонда содействия развитию МФП НТС, государственные субсидии предоставляются в рамках региональных программ поддержки МП и центрами занятости (максимальный совокупный объём субсидии – 117600 руб., предоставляются только безработным при открытии МП)4.

В рамках региональных программ, в соответствии с федеральным  законом, сумма субсидий МП не может превышать 500 т. руб., однако на самом деле суммы субсидий намного ниже и составляют, как правило, от 100 до 300 т. руб. (в зависимости от региона). Вместе с тем участниками программ могут стать только стартующие предприятия, при том, необходимо предоставить обширный пакет документов и посетить краткий курс лекций по предпринимательству, а предоставленные средства израсходовать в течении календарного года, в противном случае не израсходованная часть может быть изъята, помимо этого существуют другие ограничения, устанавливаемые регионами. Так в Перми субсидия по программе предоставляется только, если предприниматель до этого был военным, студентом, врачом или безработным.5

Как видно, объём грантовой поддержки, вне рамок фонда содействия развитию МФП НТС, не достаточен для реальной поддержки МИП, но в тоже время, связан со значительными ограничениями и сложностями, что привело к тому, что, например, в Москве средства фонда по поддержки МП не были полностью израсходованы. Вместе с тем, Министерство Финансов РФ собирается обложить налогом на прибыль средства, получаемые в виде грантов для предприятий не перешедших на упрощённую систему налогообложения (предприятия перешедшие на УСН не являются плательщиками налога на прибыль), что свидетельствует о не систематичном подходе государства к поддержке МП вообще и МИП в частности.

Другой формой поддержки МИП является финансирование по средствам венчурного капитала, который в РФ только зарождается, а его значение в экономике крайне не велико. Так в России удельный показатель, отражающий достаточность венчурного капитала выражаемый через отношение объёма венчурных инвестиций к ВВП, не превышает 0,01%6. В то время как в экономиках с развитым рынком венчурных инвестиций он составляет десятые доли процента, а в Израиле этот показатель равен 1,2%, примерно такое же значение он имеет и в США. Также российские компании, созданные с участием венчурного капитала, не создают такой же доли ВВП, как в США, где ими создаётся 21,5% ВВП. В то же время российский рынок венчурного капитала последние годы активно развивается, что во многом обосновывается активными действиями государства, направленными на развитие и поддержку венчурного финансирования.

В частности в 2006 году в  соответствии с распоряжением Правительства  Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р была основана ОАО «Российская Венчурная Компания» (РВК). РВК представляет собой фонд фондов, основной целью которого является стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Стоит отметить, что подобная структура не является новшеством, а создана в соответствии с опытом стран с развитым рынком венчурного капитала. Так подобная структура существует практически во всех странах, где развито венчурное финансирование. Сейчас уставной капитал РВК составляет 30011320700 руб7, эти средства вкладываются через частные венчурные фонды, созданные с участием РВК. На данный момент их всего 12, а совокупный размер составляет 20983 млн. руб.8 из которых 15,5 млрд руб9 – средства РВК. Приоритетные направления инвестирования венчурных фондов, формируемых с участием ОАО «Российская венчурная компания», фондов определены в соответствии с перечнем критических технологий, утверждённых Президентом РФ в которые входят:

  • Безопасность и противодействие терроризму;
  • Живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);
  • Индустрия наносистем и материалов;
  • Информационно-телекоммуникационные системы;
  • Рациональное природопользование;
  • Транспортные, авиационные и космические системы;
  • Энергетика и энергосбережение.

Такое положение может  трактоваться неоднозначно. С одной  стороны это может быть оценено  как проявление промышленной политики, существование которой у многих экономистов вызывает сомнения. Также  оно позволяет венчурным фондам поддерживать компетенцию в этих направлениях, поскольку фонды, финансируемые  РВК, по объёмам капитала являются мелкими  и средними. В тоже время такая  направленность говорит о принятии правительством важности венчурного финансирования в рамках национальной инновационной  системы.

С другой стороны данное ограничение  свидетельствует о превратном представлении  в рамках правительства о венчурном  капитале, как источнике финансирования только высокотехнологичных МИП. Также  оно ограничивает возможности фондов по выбору проектов и снижает их мобильность. Более того в условиях зарождающегося рынка венчурного капитала, такое положение замедляет темпы развития рынка, поскольку ограничивает возможности РВК в софинансировании венчурных фондов с другими направлениями инвестирования, хотя средства на это есть, поскольку. практически, половина фонда РВК не израсходована.

Также РВК поддерживает 22 региональных венчурных фонда, общий  объём средств которых составляет 9224 млн. руб10. Решения по инвестициям в них выносится инвестиционным комитетом РВК. Финансовой поддержки региональным венчурным фондам РВК не оказывает.

Помимо этого в 2009 году на базе ОАО «Российская венчурная компания» создан «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании». Объём средств под управлением фонда – 2 млрд. руб. Фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными партнёрами, предоставляя не более 75% необходимого капитала, но не более 25 млн. руб. на первом раунде финансирования. Фондом допускаются любые юридические и финансовые условия сделки, не противоречащие законодательству РФ. Основная задача фонда – стимулирование развития в России сектора посевных инвестиций индустрии венчурного финансирования и стимулирование формирования сети Венчурных партнёров для фондов посевных инвестиций, а также создание условий для формирования непрерывного потока сделок в венчурные фонды.

Данный фонд создан с учётом зарубежного опыта. Основным достоинством фонда посевных инвестиций РВК является скорость принятия решений. Так максимальный срок принятия решения (одобрить, отказать, направить на доработку) по проекту  в ФПИ составляет не более 30 рабочих  дней. Сейчас инвестиционный портфель ФПИ РВК состоит из 39 компаний (19 компаний - с июня по конец 2010г, 20 - с января по ноябрь 2011)11, а в реестре партнёров значится 98 партнёров.

Как видно этот способ финансирования более перспективен, что, во многом, связано с тем, что МИП может получить необходимый объём финансирования по средствам венчурного капитала, а так же с что венчурное финансирование более полезно для МИП, что следует из его сути. И не смотря на ограничения связанные с деятельностью фондов поддержанных РВК, а так же текущую незначительную роль в экономике РФ, в перспективе венчурное финансирование, скорее всего, станет значимой формой поддержки МИП, и во многом благодаря ему будет происходить увеличение количества успешных МИП.

Помимо прямого финансирования государственная поддержка малых  инновационных предприятий может  осуществляться через способствование  снижению затрат и доступу к другим источникам финансирования, т.е. через  косвенные субсидии.

Так в рамках российского  банка поддержки малого и среднего предпринимательства («МСП Банк») малым  инновационным предприятиям предоставляются  кредиты в размере до 150 млн. руб. по средней ставке 10,19%12, при средней ставке по рублёвым кредитам для предприятий в 7,9%13. Что вызвано большей рискованностью малых инновационных предприятий, а также тем, что кредиты предоставляются через банки-партнёры МСП Банка. Также МСП Банк в рамках подразделения «МСП Лизинг» предоставляет МИП лизинговые программы которые предполагают минимальное удорожание по лизинговым сделкам, оперативность принятия решений, минимальное участие клиента – авансы от 15% и большие сроки лизинга – до 7 лет.

Помимо этого существуют региональные программы по льготному  кредитованию, а так же программы  поручительства по кредитам, условия  которых разнятся в зависимости  от региона. Так же существуют программы  по возмещению затрат по кредитам и  лизингу, размер которых так же зависит  от региона. Так в Псковской области  малым инновационным предприятиям предоставляется субсидия на возмещение платежей по договору лизинга в размере 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ, но не более 1 млн. руб. на одного заявителя, а по кредитам – 50% затрат, но не более ½ ставки рефинансирования для рублёвых кредитов и не более 6% по кредитам в иностранной валюте, максимальный размер субсидии – 3 млн. руб.14

В то же время предоставляются  субсидии на возмещение затрат, связанных  с патентование и лицензированием. Так в той же Псковско области  размер подобных субсидий может составлять 2/3 произведённых затрат и не более 1 млн. руб., но только для МИП ориентированных на экспорт, для предприятий , ориентированных на внутренний рынок такие субсидии существенно меньше. Так, например в Перми размер субсидии по возмещению затрат на патентование не может превышать 50 т. руб. по каждому патенту15, а в Новосибирске – 100 т. руб. в совокупности16, при этом в обоих регионах субсидируется только 50% затрат.

Так же в некоторых регионах реализуются программы по возмещению затрат МИП, например, в Москве максимальный объём субсидии может достигать 2,5 млн. руб.17

Вместе с тем в рамках фонда содействия развитию МФП НТС, существует программа «ТЕМП» (ТЕХнологии Малым Предприятиям) по которой, субсидируется приобретение лицензий МИП у университетов. А также программа «Пуск», по которой субсидируются НИОКР осуществляемые в университетах по заказу МИП.18

Таким образом, РФ предоставляются  различные косвенные субсидии для  МИП, однако размеры и количество субсидий сильно различаются в зависимости  от региона. Помимо этого их реальная эффективность не велика, так ставка по льготным кредитам для МИП превышает среднерыночную ставку по кредитам для предприятий, по мимо этого банки, преимущественно, очень неактивно предоставляют кредиты МИП, а предоставляемые кредитные программы не удовлетворяют потребностям МИП, поскольку многим МИП требуются длинные деньги, а так же многие МИП не способны сразу начать выплачивать взносы по кредиту, поскольку, зачастую, вообще могут не иметь выручки. Однако малые инновационные предприятия, получившие кредит, могут рассчитывать на возмещение части затрат на уплату взносов по кредитам, что безусловно положительно сказывается на положении МИП, в рамной степени как и другие программы по поддержки МИП. В то же для получения субсидий необходимо предоставлять обширные пакеты документов, и проходить значительное количество бюрократических процедур, ввиду чего количество предоставляемых субсидий ниже планируемого. А по результатам исследования проведённого РА «Эксперт», эксперты пришли к выводу, что региональные власти, на практике, не охотно поддерживают малые инновационные предприятия19. Помимо этого многие предприниматели не верят в государственную поддержку от государства. Так же оказывается слабое информационное освещение того, на какие программы поддержки инновационныйх пердприятий может рассчитывать бизнес. Проблема более ярко выражена на федеральном уровне, поскольку нет ни одного электронного ресурса предоставляющего информацию о полном спектре предоставляемых субсидий, на региональных уровнях такие ресурсы есть, но в них, зачастую, не отражены программы федеральных фондов. В то же время другой вариант косвенных субсидий для МИП – льготное налогообложение, в РФ развито крайне слабо. Так, например, предприятия, не перешедшие на УСН, с 2011 года обязаны уплачивать страховые взносы в полном объёме, а таких МИП – большинство, в виду, хотя бы, ограничений УСН, связанных со структурой уставного капитала. Помимо этого, как уже отмечалось министерство финансов намерено обложить субсидирование налогом. Однако в 2012 году правительство РФ намерено представить пакет мероприятий по ввкдкнию налоговых льгот для инновационных предприятий.20

Информация о работе Проблемы и перспективы государственной поддержки малых инновационных фирм