Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:57, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике или «экономике знаний», в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инновационной деятельности в российской ф.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Научная новизна заключается  также в следующих выносимых на защиту положениях, отражающих наиболее значимые теоретические и практические выводы.

  1. Совокупность правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт. Предметом регулирования данного института являются две группы общественных отношений: (1) собственно инновационные отношения, т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами; (2) отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и организации инновационной деятельности. Правовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания императивных и диспозитивных начал, закрепленных в различных отраслевых правовых нормах.
  2. Под субъектами инновационной деятельности предлагается понимать физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице государственных органов, а также органов местного самоуправления. Субъекты инновационной деятельности могут быть классифицированы на две группы: (1) субъекты, непосредственно осуществляющие инновационную деятельность, и (2) субъекты, обеспечивающие ее осуществление. В интересах развития инновационной деятельности в законодательстве не должно содержаться ограничений по составу субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность. Любое юридическое лицо (в том числе некоммерческое) вправе осуществлять инновационную деятельность, наличие специальной или исключительной хозяйственной правоспособности не требуется.
  3. В целях определения среди субъектов инновационной деятельности перечня лиц, претендующих на получение государственной поддержки (налоговых и иных льгот), необходимо ввести процедуру аккредитации субъектов инновационной деятельности, основанную на качественных и количественных критериях инновационности, таких как: доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организации; доля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции; индекс доходности инновационной деятельности и пр. Основой могут послужить критерии, предусмотренные Постановлением Правительства Санкт - Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878.6
  4. В законопроекте об инновационной деятельности необходимо закрепить права и обязанности субъектов инновационной деятельности. В перечень прав предлагается включить: (1) право на получение государственной поддержки, (2) право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности, (3) право на формирование внутренних фондов поддержки инновационной деятельности, (4) право на доступ к научной, научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну, (5) право на привлечение на договорной основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Среди обязанностей субъектов инновационной деятельности можно выделить: (1) обязанность целевого расходования бюджетных средств, полученных в целях поддержки и развития инновационной деятельности, (2) обязанность ведения учета и предоставления статистической отчетности в инновационной сфере соответствующим государственным органам, (3) обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов.
  5. В целях развития малого и среднего предпринимательства на базе государственных научных и образовательных учреждений необходимо внести уточнения в положения пункта 31 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно - технической политике» (далее «Закона о науке»),7 пункта 8 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее «Закон об образовании»),8 а также в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее «НК РФ»):9
    • в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ со стороны образовательных и научных бюджетных учреждений должно вноситься исключительное право использования результатов интеллектуальной деятельности либо право собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
    • перечень видов деятельности, которым вправе заниматься создаваемое образовательным и/или научным бюджетными учреждениями хозяйственное общество, необходимо дополнить, включив в него следующие виды: осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, разработка технологически новых или усовершенствованных продуктов и процессов;
    • количество учредителей (участников/акционеров) создаваемого хозяйственного общества, являющихся бюджетными научными и образовательными учреждениями, должно быть ограничено;
    • согласно действующим положениям вышеуказанных законов денежная оценка права, вносимого в качестве вклада по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым единогласно. Независимый оценщик привлекается только в том случае, если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 000 (пятьсот тысяч) рублей. С целью устранения двоякого понимания под участником в данном случае стоит рассматривать только бюджетное научное или образовательное учреждение. В отношении остальных субъектов должен действовать общий порядок проведения оценки вносимого вклада, установленный российским законодательством;
    • представляется необходимым исключить из подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ из перечня лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. В качестве альтернативного варианта с целью применения создаваемыми хозяйственными обществами упрощенной системы налогообложения возможно изменить размер принадлежащих бюджетным учреждениям долей участия/акций в уставных капиталах таких хозяйственных обществ.
  6. В антикоррупционных целях обосновывается необходимость внесения изменений в порядок проведения экспертизы заявок/проектов, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации, финансирования со стороны государственных фондов. Система экспертизы проектов должна быть основана на формальных критериях, содержать механизм итоговой оценки, позволяющий выявить наиболее значимые инновационные проекты. Экспертные заключения должны быть публично доступны и размещаться в сети Интернет. Обеспечению объективности и независимости проводимой оценки будет способствовать принцип регулярной ротации экспертов, осуществляющих экспертизу заявок/проектов.
  7. В отсутствие должного правового обеспечения (в частности, законодательно установленного понятийного аппарата, перечня субъектов инновационной деятельности и пр.) государственное регулирование инновационной деятельности, представляющее собой комплексное целенаправленное воздействие государства на все стадии инновационного процесса путем принятия нормативных правовых актов, формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, организации управления в данной сфере, применения мер стимулирующего воздействия и осуществления контроля за соблюдением требований законодательства, будет неэффективно.
  8. Исследование направлений государственной политики в области инноваций позволяет сформулировать следующие общие принципы государственного регулирования инновационной деятельности: (1) разграничение полномочий по регулированию инновационной деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; (2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности; (3) обеспечение равного доступа субъектов инновационной деятельности к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами, направленными на развитие инновационной деятельности; (4) доступность инфраструктуры поддержки инновационной деятельности для всех субъектов инновационной деятельности; (5) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов научной, научно - технической и инновационной деятельности.
  9. Управляющая компания, на которую возложена реализация проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее «Закон о Сколково»),10 представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное с целью реализации важных государственных и общественных программ в области инноваций. Оценка полномочий управляющей компании, режима использования переданного ей имущества позволяет говорить о (1) смешанной частно - публичной компетенции управляющей компании и (2) о косвенном участии государства через управляющую компанию в процессе регулирования инновационной деятельности.
  10. В целях обеспечения прозрачности и результативности бюджетных расходов необходимо внести изменения в Закон о Сколково:
    • необходимо закрепить механизмы государственного контроля за деятельностью управляющей компании, в частности, установить требования к ежегодному отчету управляющей компании, подлежащему размещению ежегодно в сети «Интернет»;
    • правила проекта должны утверждаться нормативным правовым актом органа государственной власти, например, указом Президента Российской Федерации. Исходя из анализа положений Закона о Сколково, в настоящее время по правовой природе правила проекта представляют собой локальный акт, разработка и утверждение которого императивно предусмотрена в качестве обязанности управляющей компании;
    • необходимо установить четкие критерии, позволяющие управляющей компании принимать решения о предоставлении юридическому лицу статуса участника проекта. В настоящее время дополнительные условия, соблюдение которых является обязательным для принятия решения о включении юридического лица в реестр участников проекта, устанавливаются самостоятельно управляющей компанией.
  11. Успешному развитию инновационной деятельности способствует инвестиционное законодательство. В целях обеспечения заинтересованности и привлечения частного иностранного капитала необходимо внести изменения в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стра<span cla

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации