Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:57, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике или «экономике знаний», в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инновационной деятельности в российской ф.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

ХУДОКОРМОВА ОЛЬГА  ИВАНОВНА

 

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское  право; семейное право; международное  частное право

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре предпринимательского (хозяйственного) права

Московской государственной  юридической академии

имени О.Е. Кутафина

 

 

Научный руководитель:

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Ершова Инна Владимировна

Официальные оппоненты:

Доктор юридических наук, профессор

Дойников Игорь  Валентинович

 

кандидат юридических наук

Коршунов Алексей Геннадьевич

Ведущая организация:

юридический факультет  Московского государственного университета имени                          М.В. Ломоносова


 

 

Защита состоится «03» февраля 2011 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, 123995, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

 

Автореферат разослан «____» декабря 2010 года.

 

 

И.О. Ученого секретаря

диссертационного  совета

доктор  юридических наук, профессор                                            И.О. Краснова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы диссертационного исследования. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике или «экономике знаний», в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Потребности в формировании в России инновационной экономики требуют изменения направлений государственной политики, а также разработки соответствующего механизма правового регулирования, отвечающего потребностям общества. Государством должны создаваться условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям. О необходимости модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.1

Ранее, в феврале 2008 г., Президент Российской Федерации                    Д.А. Медведев выдвинул концепцию «четырех И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции)2 и предложил решить ряд задач (например, преодолеть правовой нигилизм, снизить административные барьеры, налоговое бремя для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и пр.) в целях развития национальной инновационной системы. В свою очередь, Правительством Российской Федерации были утверждены «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее «Концепция развития до 2020 года»)3 и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (далее «Основные направления деятельности Правительства до 2012 года»),4 определяющие приоритетные направления построения экономики знаний, развития конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах, реконструкции и расширения производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Однако, несмотря на наличие достаточно большого количества нормативных правовых актов, предметом регламентации которых являются отношения в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, многие теоретические и практические вопросы остаются неразрешенными. Это, в свою очередь, объясняется тем, что отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, являются относительно новыми для российского правопорядка. Вследствие этого до настоящего момента четкой стратегии комплексного регулирования инновационной деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением не выработано: отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы внедрения в производство инноваций, определения роли государства в инновационной деятельности.

Государственная политика, связанная  с регулированием данной сферы, в  целом носит бессистемный, декларативный  характер, не уделяется должного внимания проблеме соотношения публично-правовых и частноправовых начал, отсутствуют  действенные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития. Это свидетельствует о том, что регулирование инновационной деятельности во многих аспектах является несовершенным и происходит без должного познания применяемых категорий и инструментов.

Целый комплекс проблем, связанных с правовой регламентацией отношений в области инновационной деятельности, до настоящего времени не имеет однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование и определение теоретических основ природы и признаков инновационной деятельности. Требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере инноваций.5

В нормативных правовых актах отсутствуют единообразная  терминология, обязательственно-правовой инструментарий, не определен статус субъектов инновационной деятельности, механизмы их поддержки. Общая «размытость» направлений государственной политики в области инноваций и множественность организаций, осуществляющих государственную поддержку инноваций и претендующих на получение данной поддержки, влекут за собой риск нерационального расходования бюджетных средств, недофинансирования научных исследований и невозможности осуществления координированной работы между органами государственной власти и субъектами инновационной деятельности.

Таким образом, актуальность темы выбранного диссертационного исследования обусловлена необходимостью анализа выявленных теоретических и практических проблем правового регулирования инновационной деятельности, потребностью в их научном осмыслении и законодательном разрешении.

Степень научной разработанности  темы. Изучению проблем правового регулирования инновационной деятельности уделено внимание в следующих диссертационных и монографических исследованиях по гражданскому, предпринимательскому, финансовому праву: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук М.В. Волынкиной «Гражданско-правовая форма инновационной деятельности» (2007 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук      А.С. Звездкиной «Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Л.А. Евсеевой «Правовое регулирование инновационной деятельности» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук М.Ю. Мижинского «Правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности в городах-членах Европейского Союза» (2006 г.), монографическая работа О.А. Городова «Правовая инноватика: правовое регулирование инновационной деятельности».

Являясь экономико-правовой категорией, инновационная деятельность, ее природа и регулирование исследуются  в работах по экономическим специальностям. Это диссертация на соискание  ученой степени доктора экономических  наук С.Г. Полякова «Организация государственного регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Л.Г. Романович «Совершенствование организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности в системе малого предпринимательства» (2006 г.), монографии                            Д.И. Кокурина и В.М. Шепелева, монография В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума и Х. Хайсберса.

Стоит отметить, что имеющиеся  научные исследования не снижают актуальности выбранной темы. Затрагиваемые в научных работах вопросы являются весьма дискуссионными и требуют дополнительной проработки именно с правовой точки зрения. Нуждаются в дальнейшем развитии и систематизации подходы к решению таких проблем правового регулирования инновационной деятельности, как определение перечня субъектов инновационной деятельности, их прав и обязанностей, понятия инновационной инфраструктуры; немаловажное значение имеет изучение механизма комплексной государственной поддержки инноваций и пр.

Объект и  предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования инновационной деятельности. Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы федерального и регионального законодательства в сфере инноваций, практика их применения, проекты федеральных законов в данной области, а также концептуальные точки зрения правоведов и экономистов относительно правового регулирования инновационной деятельности в России.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение и формирование теоретических основ правового регулирования инновационной деятельности, анализ возникающих в связи с этим проблем и разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Достижение поставленных целей  предполагает необходимость решения  следующих взаимосвязанных задач:

  1. проанализировать базовые понятия исследуемой сферы общественных отношений, такие как «инновация», «инновационная деятельность», сформировать доктринальные представления об их правовой природе;
  2. систематизировать правовые нормы, регулирующие инновационную деятельность, выявить существующие проблемы и противоречия;
  3. провести классификацию инноваций и раскрыть значение классификации для правовой доктрины, правоприменения и законодательства;
  4. определить перечень и изучить правовое положение субъектов инновационной деятельности;
  5. выявить основные направления государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе связанные с формированием инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; определить недостатки существующих механизмов государственного регулирования.

Методологическая, теоретическая, эмпирическая и правовая основы диссертации. Методологическую основу диссертационной работы составляют общенаучные и частно – научные методы познания, в том числе: системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, технико-юридический, формально-логический, метод статистического анализа и анализа научных концепций, метод интерпретаций, моделирования, классификации, обобщения и т.д.

Теоретической основой  диссертационного исследования явились  труды таких ученых-правоведов по общей теории права, гражданскому, предпринимательскому праву и иным отраслевым наукам как: С.С. Алексеев, Э.Я. Волынец-Руссет, М.В. Волынкина, О.А. Городов, В.А. Дозорцев,              И.В. Дойников, И.В. Ершова, И.А. Зенин, Н.М. Коршунов, В.В. Лаптев,           В.С. Мартемьянов, Г.Д. Отнюкова, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеев и другие.

Учитывая экономическую  природу инновационной деятельности, при проведении исследования диссертант обращался к отечественным и  зарубежным трудам таких ученых-экономистов  как: Л.И. Абалкин,                        А. Амосов, Жд. Белл, П. Друкер, Г. Канн, Д.И. Кокурин, Н.Д. Кондратьев,             Ф. Махлуп, В.Г. Медынский, Н.А. Новицкий, Б. Санто, Й. Шумпетер,                 Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин и другие.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили  нормативные правовые акты Российской Федерации, международные акты, статистические данные органов государственной власти Российской Федерации и таких международных организаций как: Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития (далее «ОЭСР»); экономические обзоры международных и специализированных организаций, посвященные данной тематике; материалы обсуждения законопроектов, сборники материалов многочисленных конференций и форумов (например, делового форума «Россия 2010» (февраль 2010 г.), конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» (январь 2010 г.)). В качестве эмпирической базы исследования была использована практика и опыт работы по правовому сопровождению реализации инновационных проектов, что также представляется немаловажным с точки зрения составления полной картины проблем правового регулирования инновационной деятельности и возможных путей их разрешения.

Научная новизна  исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе проведен комплексный анализ механизма правового регулирования инновационной деятельности в России с учетом существующих проблем, произошедших в последнее время преобразований и принятых мер регулятивного воздействия на инновационную сферу со стороны государства, что позволило диссертанту сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в данной области.

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации