Положительные и отрицательные аспекты внедрения технологий мультимедиа в образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация знаний о сущности, специфике, наиболее целесообразных направлениях и методах использования современных систем мультимедиа в области культуры.
- определить понятие и сущность мультимедиа;
- выявить основные виды и формы представления информации;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Понятие мультимедиа
5
1.1. Виды и формы представления информации
5
1.2. Мультимедиа и история ее развития
11
Глава 2. Области применения мультимедиа
18
2.1. Основные преимущества применения мультимедиа в образовании
23
2.2. Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
28
Заключение

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

Самарский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования  города Москвы

 «Московский  городской педагогический университет»

Факультет информатики

Кафедра  высшей математики и информатики

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

Использование ИКТ.

 

 

Тема: Положительные и отрицательные аспекты внедрения технологий мультимедиа в образование

 

 

Студента 5 курса

заочного отделения

Никитиной Е. В.

Подпись___________

 

Проверил:

Усова  Н.А.

Подпись___________

 

 

Курсовая работа защищена

«____  »___________2012 г.

Оценка _______________

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012 г.

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Понятие мультимедиа

5

1.1. Виды и формы представления  информации

5

1.2. Мультимедиа и история ее развития

11

Глава 2. Области применения мультимедиа

18

2.1. Основные преимущества применения  мультимедиа в образовании

23

2.2. Основные проблемы и недостатки  применения мультимедиа в образовании

28

Заключение

31

Литература

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений использование компьютерных технологий в образовании. Сфера применения мультимедиа очень широка и ее возможности в образовании еще полностью не исчерпаны.

Несмотря на то, что мультимедийные системы находят все более широкое применение в учебном процессе на всех ступенях и в различных формах обучения, остается острый дефицит доступных широкому пользователю образовательных мультимедиа средств и программ. Кроме того, внедрение мультимедиа в курсы информатики средней и высшей школы ограничены как техническими возможностями, так и концептуальными и методологическими рамками.

В последние  годы в Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.

По этой причине  многие государственные и негосударственные  учебные заведения приступили к  освоению и внедрению в практику технологий дистанционного и открытого  обучения. Общим для данных подходов является то, что обучение ведется в условиях, когда по различным причинам у обучаемого нет возможности посещать учебное заведение, в котором он проходит обучение.

Наряду с  этим развитие научно-технического прогресса  и появление современной компьютерной и телекоммуникационной техники, способной хранить, обрабатывать и предоставлять различные типы информации, появление и развитие современных мультимедиа-систем и соответствующих методических инноваций способно кардинальным образом изменить подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицировать процессы подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.

Объект  исследование - мультимедийные технологии.

Предмет исследования - использование технологии мультимедиа в работе творческих коллективов.

Целью данной работы является систематизация знаний о сущности, специфике, наиболее целесообразных направлениях и методах использования современных систем мультимедиа в области культуры.

- определить  понятие и сущность мультимедиа;

- выявить основные  виды и формы представления  информации;

- изучить историю  развития мультимедиа;

- охарактеризовать  свойства мультимедийных ресурсов;

- изучить особенности  организации диалога человека  и мультимедийного ресурса;

- выявить области  применения мультимедиа технологии;

-  основные преимущества применения мультимедиа в образовании   26

- определить  основные проблемы и недостатки  применения мультимедиа;

- изучить педагогические  сценарии применения мультимедиа;

- проанализировать  применение мультимедийных технологий  в области культуры.

В работе использована современная научная и учебная литература в области компьютерных технологий.

 

 

Глава 1. Понятие мультимедиа

1.1. Виды и формы представления  информации

Мультимедиа-технологии являются одним из многочисленных приемов  представления информации, на которых следует остановиться более подробно. Очевидно, что рассмотрение видов и форм представления информации следует начинать с изучения собственно понятия информация1.

Термин информация уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий "сведениям передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений".

Жизнь и развитие человечества способствовали постоянному накоплению исторических, научных, культурных и многих других знаний, основанных на информации. Однако в связи с бурным развитием науки и техники в середине ХХ века роль информации неизмеримо возросла. Само понятие информации стало объектом постоянных исследований в различных областях научной деятельности человека.

На сегодняшний  день существует три основные направления  развития научных исследований, связанных  с понятием информация. Первое из них  обеспечивает разработку математического аппарата, отражающего основные свойства информации. В этой связи уместно вспомнить деятельность таких выдающихся ученых как Г. Крамер, Б. Ван-дер-Варден, С. Кульбак и других. Благодаря подобным исследованиям информация разделена на типы, изучены свойства и основные признаки каждого вида информационных процессов.

Второе направление  научной деятельности, посвященной  информации, осуществлялось А. Харкевичем, Р. Карнапом и другими учеными. Оно привело к теоретической разработке различных аспектов понятия информация на базе уже имеющихся математических средств в исследовании основных свойств информации. Практически решена сложнейшая проблема измерения ценности и полезности информации с точки зрения ее использования, проблемы измерения количества информации и другие вопросы.

Третий вид исследований проводится большим количеством ученых из различных научных областей и посвящен использованию информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике, медицине и многих других областях. Подобное разнообразное использование понятия информация побудило У. Эшби, Л. Бриллюэна, А. Урсула и некоторых других ученых придать этому понятию общенаучное значение.

Изучение  информации, особенностей ее обработки, безусловно, должно начинаться с методов представления информации, поскольку именно спецификой методов определяется дальнейшая технология передачи и обработки информации, возможностей ее использования в традиционном и открытом образовании. В связи с этим, вопросы, связанные с эффективным представлением информации, в том числе и учебного материала, являются одними из важнейших проблем обучения. Особую значимость они приобрели в настоящий период, в связи с использованием информационных технологий в процессе дистанционного обучения и необходимостью представления учебной информации на экране компьютеров. Данная проблема осложняется еще и тем фактом, что в последние годы значительно увеличился объем информации по всему циклу учебных дисциплин, а время, отводимое на их изучение, не изменилось. Иначе говоря, увеличилась плотность потока учебной информации, изучение которой требуется для подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.

Виды и  формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса2:

  • по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;
  • по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.

Подготовка обучаемых в открытых учебных заведениях представляет собой сложнейший процесс, который не может быть описан в рамках только одного вида информации. При дистанционном изучении различных дисциплин возможно взаимоналожение перечисленных способов представления информации в зависимости от рассмотрения конкретных целей изучения той или иной информации. Наиболее важная информация может быть представлена, например, не только графически, но и выделяться звуковым сопровождением или сопровождением, воздействующим на органы чувств человека.

Утверждения о целесообразности использования  различных типов информационного воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области психологии воздействия информации на человека. В частности, широко известное учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности3, показывает, что происходит выработка разных систем сигналов. Сигналами становятся те раздражители или комплексы раздражителей, которые получают, безусловно рефлекторное подкрепление, т.е. становятся биологически значимыми для организма4.

Говоря о  психологическом воздействии информации на обучаемого, отметим, что оптимальное представление информации позволяет студентам принимать то или иное решение без обычных длительных размышлений. Если допустить, что представление информации - это совокупность зрительных образов и идей в сознании человека, то речь идет о комплексе воздействий, которые, в конечном счете, вызывают условный рефлекс.

Из психологии следует, что перед тем как  начнет срабатывать условный рефлекс, вызываемый данным способом представления и содержанием информации, должны сказаться и многие другие психологические воздействия, которые как бы нанизываются одно на другое. В сознании обучаемого должны закрепиться многие "рациональные" и "примитивные" элементы памяти. При этом психологическая комфортность при изучении той или иной информации зависит не только от мышления, но и от общего чувственного восприятия.

Общая специфика  человеческого восприятия различной  информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. Мы будем рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе обучаемых с современной компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы:

1. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом  человека, так называемая звуковая информация;

2. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки;

3. Информация, частично воспринимаемая сенсорной  системой человека при работе  с помощью специальных технических  средств с видеороликами, телеобъектами и др. - сенсорная или тактильная информация.

Все перечисленные  виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ действия информации на человека и его восприятие информации. В этой связи всю поступающую обучаемым информацию можно разделить на ассоциативную и прямую.

Определим ассоциативную информацию как информацию, действие которой основано на ассоциациях, которые возникают под действием раннее усвоенной информации. Например, при использовании определенных программ, в их работе фигурируют одни и те же персонажи, путеводители, которые напоминают о каком-то блоке учебного материала. Наличие таких путеводителей или других устойчивых элементов, вызывает у обучаемых определенные ассоциации, полезные с точки зрения целей обучения. Если воздействие ассоциативной информации на студента осуществляется главным образом через действие на его память уже знакомыми объектами, то для успешного восприятия прямой информации необходима ее броскость, необычность. Прямая информация, чтобы обратить на себя внимание, должна бать яркой заметной, контрастной, резко отличающейся от всего, чтобы после первого взгляда ее уже невозможно было бы не заметить.

Методы представления  информации могут быть разделены  на линейный и структурный5. При линейном представлении учебной информации, структура изложения учебного материала однозначно определяется порядком следования материала. Данный метод не очень хорош с точки зрения формирования у обучаемых понятия о делении преподаваемой им информации на рода и виды в зависимости от выбранных критериев классификации. Он не позволяет обучаемым делать общие выводы о том или ином информационном объекте, исходя из аналогии, которую можно провести с объектами того же класса.

Особый интерес  представляет структурное представление информации. Структурирование информации приводит к использованию системного подхода к изучению материала. При этом, структура учебного материала рассматривается как его модель и представляет собой совокупность определенным образом выделенных частей (элементов) учебного материала и связей между ними. Процесс выявления таких частей и связей называется структурированием. Важную роль в усвоении изучаемого материала играют его элементы и связи между ними, определяющие структуру. Психологической основой структурирования учебного материала является его понимание, т.к. оно само характеризуется отражением связей предметов и явлений действительности.

Информация о работе Положительные и отрицательные аспекты внедрения технологий мультимедиа в образование