Плановый конспект на статью Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. “Интернет в психологическом исследовании ”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:53, статья

Описание работы

Для решения, каких задач психологи используют интернет?
Психологи используют Интернет в качестве средства решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач.
Какие термины используются для обозначения исследования, выполненного с помощью Интернета?
•«онлайновое (on-line) исследование»,
•«исследование в Интернете (WWW)» или “веб-эксперимент”,
• «исследования, опосредствованные Интернетом» - ИОИ.

Файлы: 1 файл

В большинстве развитых стран сеть интернета применяется в трудовой.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

Плановый конспект на статью Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. “Интернет в психологическом исследовании ” 

             

Для решения, каких задач психологи используют интернет?

Психологи используют Интернет в качестве средства решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач.

Какие термины  используются для обозначения исследования, выполненного с помощью Интернета?

  • «онлайновое (on-line) исследование»,
  • «исследование в Интернете (WWW)» или “веб-эксперимент”,
  • «исследования, опосредствованные Интернетом» - ИОИ.

Какие методы исследования применяются в ИОИ?

Если рассматривать метод  исследования как способ взаимодействия исследователя с объектом, то используются: наблюдение, измерение, эксперимент (или квазиэксперимент). С позиции участника такой эксперимент чаще всего выглядит как сетевой опрос.

Основные варианта проведения сетевых опросов?

  • посредством электронной почты (ЭП-опросы),
  • онлайновые (веб-опросы)
  • оффлайновые.

Особенности проведения ЭП-опроса?

В случае ЭП-опроса респондент получает анкету по своему электронному адресу  и заполняет ее в удобное для него время, а затем отправляет обратно по ЭП. Подключение к Интернету требуется только при получении и отправке писем. Процесс проведения ЭП-опроса сталкивается с трудностями технического и этического характера. Технические проблемы касаются способов получения определенных электронных адресов, составления конкретной выборки респондентов, а также обработки ответов. Этические проблемы связаны с отрицательным отношением пользователей Интернета к посланиям от незнакомцев, так как там может содержаться назойливая реклама (“спам”), а иногда и компьютерные вирусы.

Особенности проведения онлайнового опроса?

В случае онлайнового  опроса респондент заходит на веб-страницу, содержащую анкету, и отвечает на вопросы. Онлайновые анкеты просты в работе: вопросы чаще всего закрытые, и для выбора ответа бывает достаточно “кликнуть” на пункте меню. Метод позволяет оперативно контролировать заполнение анкеты и обрабатывать данные, однако он чувствителен к надежности и быстроте соединения по типу “клиент—сервер”, так как во время просмотра и заполнения анкеты компьютер респондента должен быть подключен к Интернету: при медленном открытии веб-страницы с анкетой или при технических сбоях респондент может утратить желание довести работу до конца. Веб-страница с анкетой может быть пассивной, но может быть и активной — способной производить некоторые действия на компьютере респондента, считывать (фиксировать) технические параметры информационной среды.

Особенности проведения оффлайнового опроса?

При оффлайновом опросе респондент “скачивает” анкету на свой компьютер и заполняет в удобное для себя время, а сформированный протокол с ответами пересылает по ЭП на веб-сайт исследователя. Подключение к Интернету требуется только при “скачивании” и отправлении заполненной анкеты.

В чём заключаются  сложности проведения ИОИ?

  • Использование довольно сложной процедуры предъявления стимульного материала,
  • регистрируются не только сами ответы, но и, например, время реакции.
  • Многие эксперименты требуют дополнительных усилий и от экспериментаторов (по созданию специальных программ), и от испытуемых (по “скачиванию” дополнительного программного обеспечения, заполнению большого количества анкет и пр.).
  • Когда проверяется гипотеза путем варьирования независимой переменной, то имеет место эксперимент, но для испытуемого данное исследование может выступать как опрос.
  • В традиционном варианте опроса-эксперимента эквивалентные группы респондентов получают разные варианты анкеты.

Положительные и  отрицательные стороны ИОИ?

  • «Онлайновые испытуемые» как правило, значительно лучше информированы о целях и задачах эксперимента (да и о его результатах), чем испытуемые в традиционном исследовании,
  • находятся в ином отношении к экспериментатору - менее зависимы и менее управляемы.
  • из-за обширной географии Интернета в исследование могут включиться люди, испытывающие лингвистические и содержательные затруднения в понимании инструкций и заданий, например иностранцы и несовершеннолетние дети. Будучи настойчивыми и любознательными, но не понимая заданий (полностью или частично) и выполняя их не по предусмотренной исследователями схеме, они в конечном счете искажают общие результаты.
  • невозможность контроля за соблюдением экспериментальных условий. Деятельность участников ИОИ может оказаться неоднородной из-за влияния многочисленных и разнообразных побочных переменных. И дома и в офисе люди могут пить чай, отвлекаться на телефонные разговоры, зачитывать вслух и обсуждать с окружающими тестовые задания, пользоваться чужими рекомендациями при ответе на тот или иной вопрос, строить гипотезы относительно “истинных” целей эксперимента, совершать повторные попытки под своим или под иным именем.

Какими средствами исследователи пытаются компенсировать рост случайной составляющей зависимой  переменной и снижение надежности?

  • увеличивают количество участников эксперимента,
  • используют косвенные методы контроля их работы (например, регистрируют время генерирования ответов: сверхдлинные паузы вызывают подозрение).
  • «ужесточение» процедуры регистрации участников (например, их просят предоставить более обширную информацию о себе с целью отобрать наиболее ответственных).

Как выбираются участники  исследования?

  • Часто основу адресной базы нового исследования составляют участники предыдущих исследований,
  • Иногда исследователи обмениваются адресными базами,
  • Практикуется и формирование так называемых «панелей респондентов»

К чему могут привести ослабление контроля исследователя за процедурой заполнения анкеты?

  • многократные отправления несовпадающих ответов с одного и того же электронного адреса (возможно, сослуживцами или членами семьи, но, может статься, и одним человеком).
  • уменьшение количества ответов в духе социальной желательности.

Какие ограничения  у ИОИ?

ИОИ накладывает серьезные  ограничения, например, на:

  • применение шкал лжи: вопросы такой шкалы должны быть особенно сильно закамуфлированы.
  • вопросы о сокрытии истинных целей исследования. Участники ИОИ нередко задают исследователю встречные вопросы, на которые он обязан оперативно ответить. Тесная взаимосвязь между доверием экспериментатора к участнику и доверием участника к экспериментатору.

Из-за чего и как  может проявляться недоверие  участника к экспериментатору?

Любая небрежность исследователя по отношению к потенциальным участникам, малейшая попытка ввести их в заблуждение или просто обмануть могут обессмыслить не только настоящее или будущее его исследование, но зачастую и всю сетевую активность той организации, которую он представляет. Немаловажную роль в процедуре ИОИ играет предоставление участникам возможности высказать свое мнение по поводу эксперимента; поэтому рекомендуется помимо веб-страницы с анкетой предусмотреть еще и канал обратной связи с экспериментатором, а также форум для обмена мнениями участников исследования.

Основные способы определения внешней валидности сетевого эксперимента?

  • сравнение его результатов с результатами лабораторных исследований, проведенных в традиционных условиях;
  • сравнение результатов ИОИ с теоретически предсказанными тенденциями.

В чём заключаются  недостатки лабораторных исследований?

  • многие эксперименты проводятся на однородных выборках, состоящих преимущественно из студентов психологических факультетов, что не может не сказываться на репрезентативности полученных данных;
  • многие эксперименты проводятся в своеобразных услови­ях конкретной лаборатории, так что даже воспроизвести получен­ные результаты бывает зачастую затруднительно (их экологическая валидность уязвима);
  • психолог может выбрать заведомо истинную гипотезу и доказывать ее, отсекая при этом побочные и, возможно, наиболее любопытные обстоятельства (эффект “инсценировки”);
  • исследователь может непроизвольно воздействовать на поведение испытуемых (эффект “Пигмалиона”).

В чём причины  увеличения внешней валидности сетевого эксперимента?

  • в нем принимает участие намного более разнообразный (чем в лабораторном эксперименте) состав испытуемых;
  • участники находятся в привычных для себя условиях, и это сближает сетевое исследование с полевым.
  • за счет их более высокой (обычно) комплексности в сравнении с большинством лабораторных исследований.

Какие побочные переменные (случайные смещения и помехи), в онлайновых условиях сложнее контролировать?

  • время ожидания раскрытия очередного вопрос или задания (зависит от скорости передачи информации по сети и от мощности компьютера участника),
  • технические характеристики средств — визуальных (размер экрана, его тип, зернистость, частота обновления, размер и вид шрифта, внешнее освещение, наличие отблесков) и манипулятивных (клавиатура, мышь, их расположение).

В чём заключается  контроль определенных формальных параметров при проведении ИОИ?

  • следует фиксировать день недели и время дня;
  • исходя из общей длительности работы над заданием, можно фиксировать отвлечения (если они были) во время выполнения заданий

Как можно контролировать формальные параметры?

  • ограничивать временной диапазон доступа к серверу с экспериментальными заданиями,
  • регистрировать время прохождения эксперимента и использовать затем статистические методы контроля смешения.

В чём заключаются  особенности подбора участников ИОИ?

С одной стороны, Интернет позволяет набрать в короткое время большую группу испытуемых, с другой — конкретные характеристики этой группы могут повлиять на результаты исследования. На данный момент отсутствуют репрезентативные выборки, представляющие не только генеральную совокупность (всех грамотных жителей региона), но даже и пользователей Интернета. Сейчас практически всякая выборка испытуемых, является гетерогенной в отношении многих существенных параметров (возраст, пол, демографические характеристики). Многие Интернет-выборки смещены в сторону лиц с относительно высоким образовательным уровнем и, не самым низким уровнем доходов. Они отличаются от других выборок и достаточно однородны по таким параметрам, как навыки работы с компьютером, доступ к Интернету и низкая компьютерная тревожность.

От каких задач  ИОИ зависят требования к составу  участников?

  • определение психологических качеств определенной группы людей (популяции), то основное требование к выборке — репрезентативность популяции.
  • Если проводится эксперимент, в котором для разных групп предусмотрены разные уровни независимой переменной, то на первый план выступает проблема эквивалентности — уравнивания групп по существенным характеристикам.
  • В квазиэксперименте, где аналогом независимой переменной выступают формальные различия между группами (регион, этнос, профессия, возраст и пол), группы должны быть уравнены по остальным параметрам.

Какие виды привлечения  участников к ИОИ существуют?

  • Активные (приглашение к участию в эксперименте размещается в целевых ньюсгруппах, форумах, гостевых книгах, в виде банеров и т.д.),
  • Пассивные (ожидается, что при поиске по какому-то родственному ключевому слову машина выдаст приглашение, размещенное экспериментатором на веб-сайте.)

Основные методами привлечения участников:

  • общая реклама на популярных сайтах (например, в виде банеров);
  • избирательная реклама на специализированных сайтах и страницах, в тематических группах рассылки и ньюс-группах (Usenet, Listserv и др.) для привлечения целевой категории (контингент посетителей и подписчиков может быть предварительно изучен путем, например, включенного наблюдения, анализа списков, чтения сообщений и т.п.);
  • публикация информации об исследованиях в универсальных или специализированных СМИ (компьютерных, медицинских, педагогических и т.п. журналах);
  • публикация объявлений об исследовании на психологических веб­сайтах (например, на сервере Американского психологического общества).
  • привлечение добровольных “ассистентов”, которые распространяют информацию об исследовании в кругу своего сетевого и личного общения и агитируют потенциальных участников.
  • целевая персональная рассылка сообщений об исследовании по ЭП. Это трудоемкий метод, требующий от исследователя наибольшей активности. Основная проблема здесь — получение и формирование общего списка адресатов с указанием их социально-демографических характеристик.
  • могут быть использованы аналоги квотного принципа конструирования выборки. Адреса потенциальных участников могут быть получены от посторонней организации, которой может быть поручена и рассылка приглашений по всей адресной базе. Однако при этом социально-демографические характеристики адресатов чаще всего неизвестны, что является ограничивающим фактором для конструирования выборок методом случайного отбора и распределения.

Информация о работе Плановый конспект на статью Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. “Интернет в психологическом исследовании ”