Отчёт по учебной практике в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 18:38, отчет по практике

Описание работы

Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов.
Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Содержание работы

Введение
Инновационные технологии в ВУЗе на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

4ЭУ, з-о, отчёт по практике,.docx

— 42.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Инновационные технологии в ВУЗе на современном этапе.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глобальные процессы, происходящие  в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, в результате чего к системе образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов.

Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

 

  1. Инновационные технологии в ВУЗе на современном этапе.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Образование как процесс и результат может быть эффективным и качественным, если есть четко сформулированные конкретизированные образовательные идеи, и они приняты всеми участниками образовательного процесса.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, то есть это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занимались и продолжают заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.В. Шапкин, В.И. Андреев, В.А. Сластенин и др. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Научные инновации, продвигающие прогресс вперед, охватывают все области человеческих знаний.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является

переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному и связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

К инновационным технологиям обучения также относятся интерактивные и мультимедийные технологии обучения.

Рассмотрим более подробно каждую из предложенных технологий :

  1. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различны.
  2. Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
  3. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
  4. Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для креативных способностей и качеств личности студента, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Данный метод относится  к исследовательскому. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу. Он всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Выполняются проекты в индивидуальном порядке (завершающий этап обучения по данной дисциплине) или в группе (научная деятельность студентов).
  5. Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучающемуся посредством компьютера. Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач.

Одной из быстроразвивающихся областей информационных технологий является создание электронных библиотек. А также внедрение этих технологий в работу традиционных библиотек.

На сайтах многих современных библиотек можно осуществлять поиск литературы по каталогу, заказ литературы, получать информацию о новых поступлениях и т.д.

Масштабы применения инновационных технологий в образовании не ограничиваются выше перечисленными областями они имеют гораздо более широкое распространение. И эти технологии с каждым днем приобретают всё большее значение.

  1. Игровое  имитационное  моделирование - данный метод представлен различными видами игр: аттестационные, организационно - деятельностные,  поисково - апробационные, рефлексивные игры. Игры проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыков самостоятельной работы студентов, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.
  2. Креативное обучение -  этот метод  базируется на следующих принципах:

    - создание студентом определенного образовательного продукта

          (реферат с  презентацией, web-сайт), который в дальнейшем

используется в образовательном процессе;

- соответствие внешнего  образовательного продукта студента  его внутренним потребностям;

- интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций.

  1. Главная цель лекций интерактивных технологий обучения – приобретение знаний студентами при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.

Интерактивные методы («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означают взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность студентов в образовательном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие:

- творческие задания, работа  в малых группах;

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

- социальные проекты;

- интерактивная лекция, работа  с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами («студент в роли преподавателя»);

- обсуждение сложных и  дискуссионных вопросов и проблем–  «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум, круглый стол);

- разрешение проблем, case-study - анализ определенных ситуаций («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Брейнсторм», «Анализ казусов»).

Интерактивные методы обучения помогут решить следующие проблемы:

     - формирование у обучающихся интереса к дисциплине;

- оптимальное усвоение  рабочего материала;

- развитие интеллектуальной  самостоятельности, поскольку студентам  необходимо индивидуально искать  пути и варианты решения проблемы;

- обучение работе в  команде, терпимости к чужой точке  зрения;

     - обучение уважению права каждого на собственное мнение, его    достоинства;

- установление взаимодействия  между учащимися;

- формирование у студентов  мнений, отношений, профессиональных  и жизненных навыков.

Существуют принципы работы на интерактивном занятии:

- занятие – не лекция, а общая работа;

- суммарный опыт группы  больше опыта преподавателя;

- все участники равны  независимо от возраста, социального  статуса, опыта, места работы;

- каждый участник имеет  право на собственное мнение  по любому вопросу;

- нет места прямой критике  личности (подвергнуться критике  может только идея);

- все сказанное на занятии  – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода.

 

  1. Кейс-метод (англ. case method, case-study – кейс-метод, кейс-стади)  способ обучения, основанный на анализе ситуаций, в котором используются описания реальных событий, проявляющихся в конкретной ситуации, «взятой из жизни». Обучающиеся должны исследовать ситуацию, проанализировать суть проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать наиболее подходящие из них .

Кейс-метод исходит из идеи, что в некоторых научных дисциплинах не существует только одного правильного решения. Ученики предлагают варианты решения, опираясь на имеющиеся у них знания, практический опыт и интуицию. Важно, что для одного одна и та же деталь будет играть важную роль, а для другого напротив – незначительную.

Кейс-технология обучения – технология организации учебного процесса на основе кейс-метода. Данная технология предполагает использование комплекса кейсов, тематически охватывающих всѐ содержание образования по данной учебной дисциплине.

Информация о работе Отчёт по учебной практике в ВУЗе