Особенности организационных форм инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом исследования является компания «Toyota Motor Corporation», предметом исследования – инновационная деятельности и ее организация.
Исходя из этого, задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
Изучить теоретические основы инновационной деятельности;
Проанализировать инновационную деятельности компании «Toyota Motor Corporation»;
Выявить направления совершенствования форм инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

Особенности организационных форм инновационной деятельности.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Эволюционные инновации  можно классифицировать по предмету приложения, воздействию на процесс производства и деятельность компаний, а также по характеру удовлетворяемых потребностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

Инновация-продукт - новшество  в виде принципиально нового или  усовершенствованного продукта, которое  продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бывает связано с освоением или  созданием новых рынков.

Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

К инновациям, влияющим на процесс производства и деятельность компаний на рынке, относятся технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

В сфере услуг инновациями  являются принципиально новые или  существенно усовершенствованные  методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут  быть обеспечены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Достаточно часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.

Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические  и рыночные возможности фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи.

Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности  рынка. Они связаны прежде всего  с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение принципиально новой техники и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов.

В Научно-исследовательском  институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия.

По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

По интенсивности инновационного изменения выделяют 8 порядков, предполагающие качественные, количественные целевые изменения[4.C.323].

1) регенирирование первоначальных  свойств (восстановление). Целевое  изменение сохраняющее и обновляющее  функции производственной системы  или ее части;

2) изменение количества;

3) перегруппировка или  организационное изменение;

4) адаптационное изменение;

5) новый вариант (начало  качественных изменений);

6) новое поколение  (меняется большинство первоначальных  свойств системы, но базовая  структура сохраняется);

7) новый вид (качественное  изменение функциональных свойств  производственной системы, меняется  первоначальная концепция, но  функциональный принцип сохраняется);

8) новый род (коренное  изменение функциональных свойств  производственной системы, которая  меняет основной функциональный принцип).

Достаточно полную классификацию  инноваций предложил А.И. Пригожин[8.С.58].

  1. По распространенности:
    • Еденичные;
    • Диффузные.
  1. По месту в производственном цикле:
    • Сырьевые;
    • Обеспечивающие (связывающие);
    • Продуктовые.
  1. По преемственности:
    • Замещающие;
    • Отменяющие;
    • Возвратные;
    • Открывающие;
    • Ретровведения.
  1. По охвату ожидаемой доли рынка:
    • Локальные;
    • Системные;
    • Стратегические.
  1. По инновационному потенциалу и степени новизны:
    • Радикальные;
    • Комбинаторные;
    • Совершенствующие.

 

1.3. Влияние венчурных компаний на инновационную деятельность

Определенный вклад в развитие инновационной деятельности вносят венчурные компании. Венчурная компания представляет собой деловое сотрудничество собственников компании с владельцами венчурного капитала по реализации проектов с высокой степенью риска и возможностью получения значительного дохода.

Работа этой компании сводится к следующему:

  • венчурный фонд предоставляет средства на инвестиции в инновации под залог акций действующей или создающейся фирмы и при этом планирует активно участвовать в управлении инновационным инвестиционным проектом (помогая фирме через свою управляющую компанию опытом, кадрами и финансовыми услугами);
  • одновременно венчурный фонд через некоторое время после успешного осуществления инновационного проекта планирует продать эти акции по цене намного выше их первоначальной цены;
  • повторяя этот цикл, при этом тщательно отбирая новые инвестиционные проекты и вкладывая средства одновременно во много таких проектов, венчурный фонд может компенсировать провалы одних проектов за счет успехов других проектов (из каждых 10 финансируемых проектов примерно 4-5 заканчиваются полной неудачей, 2-3 приводят к появлению мало- или среднедоходных фирм, 1-2 проекта приносят высокую прибыль)[10.С.297-298]. 

Можно выделить по меньшей  мере три стадии развития молодой  компании, когда она может нуждаться  в венчурном капитале:

- финансирование ранней стадии (этап создания, когда капитал необходим для закладки основы развития компании);

- финансирование второй стадии (этап развития, на котором осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности);

- финансирование третьей стадии (этап закрепления успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже, а финансы нужны для улучшения производственных показателей)[3.C.76].

Финансирование ранней стадии - самый высокий риск, но есть шанс в случае успеха получить за это  достаточно высокий доход.

Венчурные компании  стали неотъемлемой и важнейшей частью деловой жизни на Западе. Объем вложений венчурного капитала обычно достигает значительного уровня и иногда существенно превышает объем капитала, вложенного основателями предприятия. Вкладывая суммы, превышающие капитал владельцев, собственники венчурного капитала вместе с тем стремятся не обладать контрольным пакетом обычных акций, а их остальные средства предоставляются в виде займа или вложения в привилегированные акции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ инновационной  деятельности компании «Toyota Motor Corporation».

2.1. Общая характеристика компании «Toyota Motor Corporation»

Toyota — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Штаб-квартира — в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Логотип компании изображает стилизованную ткацкую петлю и связан с тем, что свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков. 
        В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда. В 1929 году Киитиро Тоёда совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works. В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели пассажирского автомобиля А1 в мае 1935 года и в грузовике G1 в августе 1935 года. Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet[12]. 
        Toyota Motor Corporation была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тойода, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тойота». В Японии название «Тойота» считается более удачным названием, чем «Тойода», так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тойота», написанное катаканой (японской азбукой) как раз состоит из 8 черт. 
        Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за строгого дефицита в Японии военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые считают, что война быстро закончилась из-за бомбардировок союзников в городе Аити, уничтоживших заводы Toyota. 
        После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Corporation (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку. 
Тойота начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.

В I квартале 2007 года Toyota Motor впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors. GM удерживала звание «крупнейшего автопроизводителя в мире» на протяжении 76 лет. Но последние годы GM, как и другие американские автопроизводители, переживает кризис и вынуждена сокращать производство — освободившееся место на рынке занимают конкуренты, и в первую очередь Toyota. 24 апреля японская компания сообщила, что выпустила в I квартале 2,37 млн. автомобилей и продала 2,35 млн. Таким образом, она впервые опередила GM, у которой соответствующие показатели составили 2,34 млн. и 2,26 млн. машин. 
        В четвертом квартале 2007 года прибыль компании Toyota выросла на 7,5 процентов. За октябрь – декабрь Toyota получила прибыль в 4,3 миллиарда долларов, а до конца финансового года, до 31 марта, японский производитель планирует получить 15,8 миллиардов долларов. 
        Такой рост прибыли был получен за счет продаж в развивающихся странах России, Китае и нефтедобывающих государств Ближнего Востока и Латинской Америке. Таким образом, японский концерн избежал проблем, которые могли возникнуть в связи с финансовым кризисом в США, за 2007 год США принесла только 44 процента от всех продаж. 
        Через сеть официальных дилеров и уполномоченных партнеров было продано 145 387 автомобилей. Лидерами продаж традиционно стали: Corolla (47 260 автомобилей), Camry (21 639 автомобилей) и RAV4 (18 096 автомобилей). Лучшую динамику продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показали следующие модели Toyota: Auris (73,61%), Corolla (57,16%), Land Cruiser Prado (55,10%)[11]. 
        Начиная со дня основания в 1937 году «Тойота Мотор Корпорэйшн» и все дочерние предприятия компании, постоянно стремились вносить свой вклад в устойчивое развитие общества, производя и предлагая инновационные товары и услуги высочайшего качества. Благодаря этому стремлению, они смогли разработать собственную философию, ценности и методы управления, которые передаются в компании от поколения к поколению. В последние десятилетия компания распространила свою деятельность по всему миру, и в то же время возросли ожидания общества относительно роли корпораций в устойчивом развитии. Принимая это во внимание, они постарались интерпретировать «Руководящие принципы «Тойота» с точки зрения того, как можно способствовать устойчивому развитию, взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами. Все сотрудники компании знают и разделяют эти принципы, и компания будет  продолжать усилия, направленные на устойчивое развитие. усилия, направленные на устойчивое развитие.

 

2.2. Особенности инновационной деятельности компании «Toyota Motor Corporation»

Бережливое производство — концепция менеджмента, созданная в компании Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

Информация о работе Особенности организационных форм инновационной деятельности