Основные понятия теории инноватики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Инноватика – это область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.
Практики различных уровней - на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях - занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.

Содержание работы

Введение 3
1. Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента 5
2. Основные понятия теории инноватики 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

--



Содержание

 

 

Введение                                                                                                                 3

1. Инноватика как научная  составляющая инновационного менеджмента     5

2. Основные понятия теории инноватики                                                           8

Заключение                                                                                                           15

Список использованной литературы                                                                 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

Введение

 

Инноватика – это  область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.

Практики различных  уровней - на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях - занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.

Тема «Инноватика как  научная составляющая инновационного менеджмента: основные концепции  теирии инноватики. Отличие понятий: «изобретение», «нововведение», «новшенство», «инновация» является актуальной, так как проблема инновационного развития - предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика. [9, С. 159]

Инновационный менеджмент - это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения  новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов. Инновационные цели - это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов.

Обобщение имеющихся  концепций позволяет выделить следующие  составные части инноватики, связанные с исследованием:

- формирования новшеств и поиска инновационных решений;

- технологического прогнозирования;

- восприимчивости к новшествам и сопротивления нововведениям;

- диффузии (распространения новшеств);

 

 

- адаптации к новшествам человека и приспособления их к его потребностям;

- форм организации инновационной деятельности;

- рынка нововведений;

- инновационных стратегий;

- конкурентных преимуществ и стадий развития;

- государственного регулирования инновационной деятельности.

Основная цель контрольной  работы – изучение инноватики как научной составляющей инновационного менеджмента.

Исходя из  цели, можно  выделить следующие задачи:

- изучение понятия  инноватики;

- изучение основных  концепций теории инноватики;

- изучение отличий  понятий «изобретение», «нововведение», «новшенство», «инновация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента

 

Инноватика – экономическая  наука, изучающая закономерности инновационных  изменений в макро-и микроэкономических системах. Инноватика – наука, которая занимается изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития. [1, С. 125]

Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы. Содержание инноватики:

1) закономерности инновационного развития;

2) деловые циклы и  технологические уклады;

3) понятие новации,  инновации, их основные свойства;

4) жизненный цикл инноваций; 

5) классификация инноваций; 

6) характеристика инновационных  процессов, этапы осуществления; 

7) факторы, определяющие результативность инновационных процессов;

8) методы инновационного  менеджмента; 

9) виды эффектов в  инновационной сфере. 

Методами исследования инноватики являются: 1) методы анализа; 2) методы прогнозирования; 3) методы моделирования; 4) методы планирования.

Инноватика оперирует  следующими понятиями. Новация (новшество) – разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация). Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи. Научное открытие – выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных. Инновационный процесс – последовательность этапов создания и использования нововведения. Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Жизненный цикл инновации – совокупность стадий

 

от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. [6, С. 137]

В современной концепции  инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения – инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения – инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область  научных знаний тесно связана  с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) аппарат управления инновациями.

Проблема инновационного развития — предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика.

Инноватика — область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов. [5, С. 191]

Практики различных  уровней — на предприятиях, в  министерствах и ведомствах, региональных администрациях — занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной

степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.

 

 

Инновационный менеджмент — это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов.

Инновационные цели —  это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов.

В инновационном менеджменте  можно выделить практическую и научную составляющие. Практическая составляющая проявляется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере, например в сфере производства. Но в основе этих действий лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы, разработка которых может быть отнесена к научной составляющей. Последней и является уже упомянутая инноватика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия теории инноватики

 

 

Прежде всего, инноватика  – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики. [3, С. 10]

Инноватика включает основные направления:

- основы теории инноватики; управление инновациями; управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами;

- управление инвестициями в инновационные проекты;

- управление коммерциализацией инновационных продуктов,

включая технологию;

- управление человеческим ресурсом в инноватике;

- управление инновационными рисками; маркетинг и логистика инноваций;

- управление  стратегическим развитием и изменениями; управление знаниями.

Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные  процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется инновационной активностью участников процесса.

Инноватика выступает как философия  развития социального объекта по пути прогресса и обновления. Выступает  как метод организации ресурсов общества, в первую очередь человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических программ. Как метод организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

Для полного осмысления теории инноватики необходимо ознакомится  с  основными понятиями:

 

1. Новация (новшество) в широком смысле – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

 Новация в узком  смысле  – это новый или  обновленный продукт чьей-либо  творческой деятельности (исследовательской,  проектной, производственной или какой либо другой),  предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. [7, С. 147]

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую  программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и  признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является  новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.), рис. 1.

На практике понятии  «новация», «новшество», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия, а именно:

- новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение;

- нововведение означает, что новшество используется;

- с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

 

 

 

     
 

ЗНАНИЯ,

Факторы производства

 

НОВАТОР

â

 

НОВШЕСТВА

и

новые знания

 
 

ê

 

 

 

а) цель

 

 

 

 

è

Новаторская

интеллектуальная деятельность:

СОЗДАНИЕ  НОВАЦИИ (НОВШЕСТВА)и НОВЫХ ЗНАНИЙ:

é

 

б) предложение  новшества и знаний 

è   

 

 

 

 

 Готовность и желание

 к творческой (интеллектуальной) деятельности

нового продукта, услуги, технологии и метода, рынка, формы организации, системы управления, бизнеса . . .

Новшество и новые  знания,

признаки новизны

для включения в контур обмена через рынки/заказы

       
                         

 

Рис. 1.  Признаки новации (новшества).

 

2. Инновация (нововведние)  – это конечный результат внедрения  новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Информация о работе Основные понятия теории инноватики