Основные элементы управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Содержание работы

1. Введение
2. Подходы к понятиям «инновации» и «управление»
3. Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

управление.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Медицинский  университет имени И. М. Сеченова

 

 

 

 Кафедра Управления Сестринской  Деятельностью

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Основные элементы управления инновациями

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 2-го курса

Факультета ВСО и ПСР

Группы 08-01

Гришкевич Милена

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

Содержание:

 

1. Введение

2. Подходы к понятиям «инновации» и «управление»

3. Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы

4. Заключение

5. Список литературы

 

Введение

 

В современных условиях инновационная деятельность в той  или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером  на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. [2]

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Следует учитывать  проблемный характер ситуаций, конкуренцию  и рисковую среду инноваций. Информацию для управления инновациями обеспечивает применение графоаналитического метода отображения инновационной деятельности циклом работ «Идеи→предложения→проекты→программы». Решения принимаются с учетом постепенного уменьшения неопределенности в достижении целей инновации. [8]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Для управления инновациями важны промежуточные результаты инновационной деятельности.

Таким образом, совершенствование управления инновационной деятельности предприятия - основы достижения стратегического конкурентного преимущества.  
Подходы к понятиям «инновация» и «управление»

Повышенное внимание к инновациям и инновационному управлению продиктовано самой жизнью современного общества, ведь воплощение инновационных процессов в новых продуктах и новой технике являются основой его социально-экономического развития. Рассмотрим более подробно данные понятия, для того, чтобы понять актуальность данного вопроса.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности» [14]

 По определению, данному Питером Друкером: "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен".

Анри Файоль говорил: "Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование  или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением".

В теории управления возможна постановка всего двух задач:

  • Первая задача: мы можем управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.
  • Вторая задача: мы не можем управлять субъектом  в процессе его функционирования, но хотим, чтобы субъект (подобно объекту) — без нашего непосредственного вмешательства в процесс — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления.

Эффективное управление или самоуправление предполагает наличие  обратной связи, то есть приём информации о протекании процесса, на основании  которой корректируется управляющее воздействие для лучшего результата цели. [12]

Термин «инновация»  происходит от латинского «novatio», что  означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится  с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».

Й. Шумпетер - австрийский экономист, в своих научных работах впервые  дал определение понятию инновация. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. [11]

 Так же можно отметить высказывания В. Котельникова: «Инновации – это превращение знаний в деньги», а так же Джеймса Гуднайта: «Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью»

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация – это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д. [3]

Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер, о котором говорилось раньше, еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.

В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых  комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.[11]

Таким образом, управление инновациями заключается в  разработке нового продукта и грамотного вынесения его на рынок товаров и услуг. 
Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы

 

Система управления непосредственно самим инновационным процессом значительно отличается от управления другими социально-экономическими процессами по своим целям, содержанию, функциям, принципам и методам. [4]

Целями управления инновационным  процессом являются:

•непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;

•дальнейшее развитие научного и научно-технического потенциала страны, создание научного задела. [6]

По словам Колоколова, сущность управления инновационным процессом (в узком смысле) заключается в целенаправленном воздействии на процесс исследований, проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения новшеств (нововведений) в целях сокращения затрат и сроков выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической). В общем виде сущность управления может быть раскрыта с точки зрения экзогенной системы управления инновационным процессом.

Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих методов управления и специфических методов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности. Последние важны для формирования самой системы управления инновационным процессом, т.е. для построения системы управления. Определение методу дается в разных формах, но наиболее точное, на мой взгляд определения метода, это – способ достижения цели через детальную разработку проблемы. К специфическим методам управления инновационным процессом относятся принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера. [15]

Один из важнейших  методов – это метод гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью (или даже непредсказуемостью) результатов научных исследований. Метод гибкости требует применения особых видов планирования (например, не по конкретным детализированным заданиям, а по отдельным направлениям исследовательских работ) и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления. [7]

По словам Городовой, управление инновационным процессом с соблюдением вышеназванных и других принципов осуществляется на основе применения различных методов. Методы управления инновационным процессом подразделяются на:

1. административные

2. организационно-плановые

3. финансово-экономические

4. социально-психологические.

Эти методы по своему содержанию весьма специфичны, отличаются от традиционных методов, применяемых в управлении производством, поскольку инновационная продукция (продуктовые новшества, технологии, методы) – товар особого рода, а информационные, организационные, этические и морально-психологические аспекты инноваций играют большую роль. Городова отметила, что на конечных этапах инновационного цикла значительно возрастает значение финансово-экономических методов управления. Этими методами охватываются многие аспекты управления инновационным процессом. [16]

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм.

По словам Ковалева [17], инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, их взаимосвязи и взаимодействия, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов. Из этого определения вытекает, что элементами (составляющими) инновационного механизма являются:

1)организационные формы инновационных отношений;

2)методы управления инновациями;

3)методы финансирования инноваций;

4)методы оценки эффективности результатов инноваций;

5)порядок формирования и использования инновационных фондов (централизованных и децентрализованных, федеральных и региональных);

6)инновационное законодательство;

7)морально-психологические методы воздействия на инновационную активность;

8)меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.

Таким образом, можно  сказать, что отлаженность инновационного механизма, совместное функционирование этих элементов во многом определяются их взаимообусловленностью и соотносительностью, пропорциональностью. Соотносительность и структура этих элементов, значимость и оптимальность форм, методов и мер должны соответствовать уровню управления, на котором осуществляется инновационная политика.

  
Заключение

В результате изучения данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

1. Понятия «инновации» и управление» в рамках этой работы связаны между собой. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. А инновации, в свою очередь, – это внедрение любых улучшений в любую работу, процесс, технологию, продукт, сервис, систему, модель, которое позволяет увеличить эффективность, улучшить качество, решить проблему, что-то усовершенствовать, достичь большего, создать что-то лучшее и так далее

2. Особенности управления инновациями во многом определяются научными и практическими знаниями о деловых циклах, инновационных процессах, целях и мотивах инновационной деятельности, жизненных циклов продукции и товаров.Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм.На мой взгляд, методы, которые выделил Ковалев, наиболее точно показывают грамотное управление инновациями и инновационным процессом.

Информация о работе Основные элементы управления инновациями