Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инновационный менеджмент» означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной идеи до масштабного внедрения инновационных разработок в народном хозяйстве. Овладеть первыми профессиональными знаниями и деловыми навыками в области инновационного менеджмента можно, изучая соответствующие образовательные дисциплины

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………......3
1Основы инновационного менеджмента ………………………………...…5
1.1 Понятие и содержание инновационного менеджмента ….………….5
1.2 Задачи и функции инновационного менеджмента ….…………….….7
1.3Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента ………………………………………………..10
2.Организационная структура инновационного менеджмента ………...12
2.1 Организационные структуры в инновационной деятельност…12
2.2 Организационные формы инновационной деятельности……….14
Заключение…………………………………………………………………… 16
Список литературы…………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Российский государственный торгово.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Российский государственный торгово-экономический университет

 

Краснодарский филиал

 

 

 

Шифр 09 – Фэс -185

 

Курсовая работа

По «Инновационному менеджменту»

Тема: «Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента».

 

 

 

Выполнил студент

3 курса заочной формы

Специальности «Менеджмент  организации»

Шевцов В.А.

Научный руководитель : доц. Хохлова Т.П.

 

 

 

 

 

Краснодар,2012г

 

План

Ведение………………………………………………………………………......3

1Основы инновационного менеджмента ………………………………...…5

    1.1  Понятие и содержание инновационного менеджмента ….………….5

    1.2 Задачи и функции инновационного менеджмента ….…………….….7

    1.3Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента  ………………………………………………..10

2.Организационная структура инновационного менеджмента  ………...12

2.1 Организационные структуры в инновационной деятельност…12

    2.2 Организационные формы инновационной деятельности……….14

Заключение…………………………………………………………………… 16

Список литературы…………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Понятие «инновационный менеджмент»  означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов  деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной  идеи до масштабного внедрения инновационных  разработок в народном хозяйстве. Овладеть первыми профессиональными знаниями и деловыми навыками в области  инновационного менеджмента можно, изучая соответствующие образовательные  дисциплины

Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени.

Готовых рецептов в инновационном  менеджменте нет и быть не может, но, зная приемы и методы решения  тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченных работ.

Программа управления инновацией представляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.

Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В ней предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Программно-целевой метод планирования инноваций – это процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) разработку различных  вариантов ее решения;

3) разработку комплексной  программы развития системы;

4) создание механизма  реализации комплексной программы  (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, участков работы).

Организация – это совокупность процессов или действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

Элементами любого трудового  процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая  в процессе труда технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и пространстве, что и делается с помощью организации. Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры и сети (в т.ч. Интернет), терминалы, электронные устройства, телефаксы и т.п.).

Тема реферата: «Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента». Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним  формам и методам управления экономикой приходят другие.

В данной курсовой работе имеются 2 главы: В первой главе раскрывается понятие инновационного менеджмента; оценка организации инновационной деятельности; новые организационные формы инновационного развития. а так же раскрыты теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента: Во – второй главе обобщается тема курсовой работы «Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента».Здесь раскрыта и обобщена тема содержания и структуры инновационного менеджмента. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать выводы о значимости инноваций для экономики страны и выявить наиболее эффективные формы организационной деятельности.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической  сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения  конструкторских и технологических  разработок до практического внедрения  и получения соответствующих  коммерческих и финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основы инновационного менеджмента.

1.2 Понятие и содержание  инновационного менеджмента.

Чтобы управлять инновационной  деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные  варианты, сформировать организационные  и производственные структуры, необходим  особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент –  это самостоятельная область  научных знаний и профессиональной деятельности.

В общем понимании инновационный менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Инновационный менеджмент как  наука управления представляет собой  систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной  деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических  задач. Он базируется на теоретических  положениях общего менеджмента, которые  применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.

Как способ управления инновационный  менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической  деятельности в части разработки и внедрения полученных новых  результатов, проведенных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических  параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Как самостоятельная область  научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Инновационный менеджмент позволяет  реализовать возможности научной  деятельности и тем самым достичь  мирового лидерства в отдельных  областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих  стран, реализовать способность  науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента  выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный  инновационный проект, отдельная  разработка. Условия ведения инновационной  деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Задачи и функции  инновационного менеджмента.

 

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры  развития на заданный период. С одной  стороны, цель выступает как результат  прогнозов и оценки ситуации, а  с другой – как ограничитель для  планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента  сводятся к тому, чтобы найти новое  техническое решение в области  создания изобретения, проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации  сбыта такой продукции, внедрения  нового товара на рынок, закрепления  на новых рынках с помощью более  высокого качества и конкурентоспособности  товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно  выделить следующие: ориентация инноваций  на рынок, соответствие инноваций целям  предприятия, восприимчивость предприятия  к инновациям, наличие на предприятии  источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные  методы управления инновационными проектами  и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность  за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

• разработка и осуществление единой инновационной политики;

• разработка проектов и программ инновационной деятельности;

• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

• подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Перечень задач, которые  можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может  различаться по отношению к продуктовым  инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной  системы, когда обеспечивается эффективное  и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента  – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Информация о работе Организация инновационной деятельности: структура и содержание системы инновационного менеджмента