Организация инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:48, лекция

Описание работы

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Понятие организации  инноваций

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три  принципиальных аспекта: субъект инновационной  деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;

совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной  деятельности;

структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование  взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.

С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие [15, 16], как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, а также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций фирмы  может рассматриваться как объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разно элементные и разно размерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.

Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях (академический и вузовский сектор), на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.

Внедрением и производством  научно-технических и продуктовых  новшеств занимаются, как правило, крупные  фирмы, имеющие хорошую ресурсную  базу, квалифицированные кадры и  определенные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский секторы и малые фирмы.

На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях.

Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной  деятельности, множество предприятий  малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

Свою стадию жизненного цикла новшеств обслуживают и так называемые отпочковавшиеся ("спин-офф") от головной фирмы под- . разделения, самостоятельно разрабатывающие научно-технические новшества. Инновационные предприятия различаются также в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы:

инноваторы-лидеры, ориентирующиеся  на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;

инноваторы-лидеры, создающие принципиально  новые процессы и продукты. на основе применения ранее сделанных открытий в изобретений;

инноваторы, создающие базовые  инновации на основе старого способа;            

 инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие  новшества;           

 ннцоваторы, создающие новшества,  замещающие более ранние продукты  и технологии;           

 инноваторы, специализирующиеся  на продажах и маркетинге новшеств;            

 инноваторы, создающие  инновации, удовлетворяющие спрос  на новых рынках;           

 инноваторы, занимающиеся диффузией,  распространением и тиражированием  новшеств в различные сферы  народного хозяйства.    

Инновационные предприятия также  специализируются в зависимости от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).     

Классификация организаций научно-технической  и инновационной сферы (по П.Н. Завлину) приведена на с. 81 в табл. 4.! [15].

4.2. Организационные формы  инновационного развития    

 

Организационные формы тесно связаны  с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децентрализованных структур. Своеобразие  инновационного развития заключается в том, что оно основывается на необходимости учета двух противоречивых тенденций.            

 С одной стороны, инновационный  процесс — это единый поток  от возникновения идеи до внедрения,  развития и развертывания производства.

Все стадии инновационной системы, от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности инновационного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность стадий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко  проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и  несовершенства рыночных механизмов.           

 С другой стороны, научное  знание, открытие, промышленное изобретение  по своей сути дискретно и стохастично. Многочисленными исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и коммерциализацией. Поэтому с такой точки зрения предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор инновационной предпринимательской деятельности: от стадии НИОКР до маркетинга и продаж.           

 В условиях совершенствования  рыночных механизмов особую роль, согласно второй тенденции, начинают  играть межфирменные взаимодействия, т.е. процессы диверсификации, межфирменной кооперации и т.д. Повышение инновационной активности тесно связано с этими двумя важнейшими тенденциями: становлением инновационных организаций, способных к саморазвитию, и повышением инкорпорированности (т.е. включенности) инновационных структур в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий.            

 Современная инновационная  фирма характеризуется многообразием  организационных структур, возникающих  вследствие как многовариантности  и малой детерминированности  инновационных процессов, так и несовершенства форм коммерциализации и финансирования инноваций. Организационное проектирование инновационной фирмы основано на взаимосвязи между организационно-управленческими структурами и восприимчивостью производственного аппарата к внедрению, освоению и диффузии новшеств. В современной управленческой теории фактически нет строгих предпочтений в выборе оптимальных организационных структур и форм инновационного бизнеса, Правда, наметившаяся узкая специализация инновационного малого и среднего бизнеса связана с простыми двух и трехуровневыми организационными структурами.           

 За рубежом исследовательские  фирмы составляют всего 5 —  10% в малом бизнесе, в то время  как среди крупных предприятий  до 70% [17] компаний имеют научные подразделения, инновационную направленность и пр. Малый инновационный бизнес в значительной степени ориентирован на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предоставление экспертных, рекламных, консалтинговых и посреднических услуг. Мелкие и средние предприятия ориентируют производство на малые серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализированными продуктами. Кроме того, например,  машиностроении и приборостроении производство уникального и мелкосерийного оборудования, приборов, инструментов, как правило, выпадает на долю малых и средних предприятий.           

 Крупный бизнес и особенно  фирмы-гиганты, обладая достаточными  финансовыми, материальными и  людскими ресурсами, страдают  низкой восприимчивостью производственного аппарата и жесткостью иерархических связей, с трудом воспринимающих нововведения. Логикой совершенствования механизмов организации инноваций становятся проблемы координации и межфирменной кооперации.

 
 


 
            К концу 1990-х годов на Западе предпринимаются значительные усилия по созданию особой формы организации инновационной и творческой активности — так называемой интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации [60], основанной на принципах организационного проектирования и "модульной специализации". Она и позволяет достичь высокой инновационной активности самостоятельных подразделений в рамках ассоциированной деятельности.           

 В инновационной  организации XXI в. революционные  преобразования должны охватить  линейные, функциональные, маркетинговые и другие структуры, которые станут самостоятельными внутренними предприятиями, обслуживаемыми едиными информационными и финансовыми системами, самостоятельно производящими товары и услуги. В рамках "интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации" эти внутренние предприятия станут участниками внутренних или так называемых организационных рынков внутри ассоциации.           

 Организация, ранее представлявшая  собой жесткое иерархическое  построение, становится совокупностью  самостоятельных коллективов, открытых  социальных систем. Дифференциация  внутри организации должна смениться  на так называемую гомогенизацию,  где главными достоинствами станут творческий характер, высокая адаптивность к изменениям, гибкая инновационная реакция на внешнюю среду и эффективное управление по слабым сигналам.           

 Характеризуя важнейшие функции  организации 1980-х годов как  "интерорганизационные", связанные с процессом организации системы взаимосвязей и взаимозависимостей, современные теоретики менеджмента применяют к компаниям начала XXI в. термин "интраорганизационные самоорганизующиеся системы". При этом инновационное развитие рассматривается как центральный поток происходящих трансформаций [14].                       

 Рис. 4.1. Свойства инновационных организаций будущего           

 Организационное проектирование, использование новых моделей  и структур становится важнейшим  направлением менеджмента. Основные свойства организации будущего показаны на рис. 4.1.           

 Свойства инновационных организаций,  показанные на рис. 4.1, демонстрируют  качество подсистем, структур, элементов  и их связей внутри организации  как открытой системы.           

 Организация нового типа  имеет две оси ориентации: первая  на внутренние структуры, внутренние  взаимодействия элементов, факторов  и подсистем. Эта ориентация  основана на децентрализации  и самостоятельности подразделений,  что и обеспечивает их высокую маневренность, оперативность, множественность форм организаций, разнообразие новых методов, технологий, продуктов и услуг, гибкость структур и методов управления.    

Вторая ось системы ориентирована  на внешнюю среду, она связана  с реализацией долговременных тенденций, со стабильностью функционирования системы во внешней среде. Эта вторая тенденция развития организации основана на механизме консолидации и интеграции, создающем синергический эффект, который состоит в увлечении эффекта, возникающего от объединения направленных на одну цель усилий. Это означает, что он больше эффекта от простой суммы элементов т.е; в сложных системах, основанных на саморазвитии и совершенствовании, к которым относится инновационная организация, наблюдается значительный синергический эффект.           

 На основании обобщения двух  тенденций развития возникают  четыре основные функциональные  категории признаков: адаптация  системы, ее целедостижение с  позиций реакции на внешнюю  среду, интеграция элементов и  их взаимоотношений, а также поддержание внутреннего принципа самоорганизации — гомеостаза системы.           

 Свойства инновационной системы  основаны на совершенствовании  взаимодействия двух противоположных  тенденций: децентрализации и  дифференциации, с одной стороны,  и на централизации и интегративных процессах — с другой.           

 Для того чтобы система  могла функционировать в целом  оптимально, в ней должно происходить  накопление разнородных функциональных  подсистем и элементов, способных  в различных пространственных и временных рамках существования организации играть роль посредников, носителей инноваций, альтернативных элементов (поставщиков, партнеров, подрядчиков и проч.).           

Информация о работе Организация инновационной деятельности