Оценка эффективности инновационной деятельности на примере ОАО «Тяжмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время нет никаких сомнений, что успех деятельности любой компании зависит во многом от инновационной деятельности. В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной
деятельности и ее эффективности…………………………………..6
1.1 Сущность и содержание инновационной деятельности…….6
1.2 Эффективность инновационной деятельности……………….10
Глава 2. Оценка эффективности инновационной
деятельности на примере ОАО «Тяжмаш»……………………….16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»…….16
2.2 Оценка эффективности инновационной
деятельности на предприятии………………………………………20
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………..27
Заключение……………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Kursach_Mokhnatikn_In_Men.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты инновационной

деятельности и ее эффективности…………………………………..6

1.1 Сущность и содержание  инновационной деятельности…….6

1.2 Эффективность инновационной деятельности……………….10

Глава 2. Оценка эффективности инновационной

деятельности на примере ОАО «Тяжмаш»……………………….16

2.1 Общая характеристика  предприятия ОАО «Тяжмаш»…….16

2.2 Оценка эффективности инновационной

деятельности на предприятии………………………………………20

Глава 3. Повышение эффективности

инновационной деятельности…………………………………..27

Заключение……………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время нет никаких сомнений, что успех деятельности любой компании зависит во многом от инновационной деятельности. В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Актуальность темы заключается в том, что управление современным предприятием основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляя собой сложный процесс, который включает выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия.

Целью исследования является теоретическое обоснование и  оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических аспектов оценки эффективности инвестиционной деятельности  организации.

-   оценка эффективности инновационной  деятельности организации.

- совершенствование эффективности  инновационной деятельности организации.

Предмет исследования - подходы и принципы оценки эффективности инновационной деятельности.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Тяжмаш».

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам инновационного менеджмента, стратегического управления предприятием, планирования создания и освоение новой техники на предприятии; экономической оценки эффективности нововведений и управления финансами предприятия. Для подтверждения положений и выводов исследования использовались реальные данные машиностроительного предприятия Оборонно-промышленного комплекса.

В процессе исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы, в том числе: дедукции и индукции, анализа и синтеза, наблюдение, сравнение, коэффициентный метод, учебники, журналы, научные статьи, интернет ресурсы.

Информационной базой послужили данные статистического учёта, организационные документы, аналитические данные организации и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи работы, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, структура работы.

В первой главе рассмотрены основные теоретические подходы к эффективности инновационной деятельности организации, а так же её оценка.

Во второй главе представлены: общая характеристика исследуемой организации, анализ и оценка эффективности инновационной деятельности ОАО «Тяжмаш»

В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию эффективности инновационной деятельности ОАО «Тяжмаш».

В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации позволяют совершенствовать и улучшать эффективности инновационной деятельности в ОАО «Тяжмаш».

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности и ее эффективности

 

1.1 Сущность и содержание инновационной деятельности

 

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [1,с.541].

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.220].

Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

За последующие почти сто лет по мере развития экономики понятие «инновация» приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур [3, с.326].

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4, с.184].

По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6, с. 311].

В промышленности различают два типа инновации: продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации – разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7, с.186].

В рисунке 1.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать их результативность и определять направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса [8, с.65].

 

Рисунок 1.1 - Классификация инноваций

 

Инновации, различающиеся по этапам НТП, весьма своеобразны, а именно:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [9, с. 397].

Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления [10, с.295].

Инновационная деятельность предприятия включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;
  • подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • подготовку, обучение, переквалификация персонала;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию [11, с. 176].

 

1.2 Эффективность инновационной деятельности

 

Проблема повышения эффективности деятельности предприятий всех форм собственности, обеспечения высоких темпов их экономического развития становится весьма актуальной в современных условиях развития экономики страны. При этом общеизвестно, что инновационная деятельность способна обеспечить быстрый выход экономики страны из кризисного состояния. Вместе с тем инновационная деятельность требует значительных затрат, к тому же подверженных высокой степени риска. В связи с этим возникает необходимость выявления и обоснования методики оценки экономической эффективности инновационной деятельности.

Методика расчета экономической эффективности инновационной деятельности должна обеспечить решение следующих вопросов:

- обоснование научных исследований;

- определение критериев и показателей  оценки экономической эффективности;

- оценка влияния инновационной  деятельности на эффективность  предприятия;

- выбор эффективных методов  осуществления инновационной деятельности.

Реализация методики должна обеспечить возможность принятия решений о целесообразности инновационной деятельности на самых ранних ее этапах.

Способы и методы оценки эффективности инновационной деятельности основываются на соизмерении затрат и конечных результатов. Но конечный результат может быть получен только при всесторонней оценке инновационной деятельности предприятия. При этом оценку инновационной деятельности предприятий можно осуществлять по общепринятым в экономике направлениям:

- научно-информационный уровень  предприятия;

- технический уровень предприятия;

Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на примере ОАО «Тяжмаш»