Оценка эффективности инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста. В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание работы

Теоретическая часть
Введение -------------------------------------------------------3 стр.
Основы государственного регулирования
инновационной деятельности -----------------------------5 стр.
Механизм формирования государственной
инновационной политики ---------------------------------7 стр.
Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах -----------------------------------------8 стр.
Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности------------------------------12 стр.
Государственные заказы-------------------------------------14 стр.
Особенности государственного регулирования
инновационной деятельности в Российской
Федерации-------------------------------------------------------15 стр.
Расчетная часть
Оценка эффективности инвестиционного проекта--------------------18 стр.
2.1. Расчет показателей по годам----------------------------------21 стр.
2.1.1. Расчет денежного потока ----------------------------21 стр.
2.1.2. Расчет инвестиционных вложений ----------------23 стр.
2.2. Расчет показателей эффективности --------------------------23 стр.
2.2.1. Расчет дисконтированных величин денежного
потока и инвестиционных вложений -------------23 стр.
2.2.2. Расчет показателей эффективности ----------------24 стр.
2.3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта---------------------------------------26 стр.
Оптимизированный инновационный проект
2.4. Расчет показателей по годам-----------------------------------30 стр.
2.4.1.Расчет денежного потока ------------------------------30 стр.
2.4.2. Расчет инвестиционных вложений -----------------32 стр.
2.5. Расчет показателей эффективности---------------------------32 стр.
2.5.1. Расчет дисконтированных величин денежного
потока и инвестиционных вложений--------------32 стр.
2.5.2. Расчет показателей эффективности-----------------33 стр.
2.6. Анализ показателей эффективности и оценка
эффективности оптимизированного
инновационного проекта----------------------------------------34 стр.
Заключение --------------------------------------------------------------35 стр.
Библиография -----------------------------------------------------------37 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект По дисциплине Инновационный менеджмент На тему_ .doc

— 328.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах

 

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

К особенностям реализации научной  и инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

По уровню и формам поддержки  в мировой практике принято выделять:

    • государственные стратегии активного вмешательства;
    • децентрализованного регулирования;
    • смешанные.

При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

Так, в Японии, руководствующейся  данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов.

Стратегия активного вмешательства  наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.

Стратегия децентрализованного  регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

В отличие от стратегии активного  вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.»6

Смешанная стратегия  используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

«В США, с помощью крупномасштабных  целевых проектов государственное  регулирование инновационных процессов  осуществляется в следующих основных направлениях:

    • стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;
    • бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
    • льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
    • формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
    • мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
    • предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
    • осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
    • льготное налогообложение инновационной деятельности;
    • антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспосо-бности национальных товаропроизводителей.»7

Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран  из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

В Японии для развития экспортного  производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

К основным направлениям инновационной  политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:

    • единое антимонопольное законодательство;
    • система ускоренной амортизации оборудования;
    • льготное налогообложение НИОКР;
    • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
    • прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
    • кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

Повышение роли государства в области  инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством  инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

Другой причиной повышения роли государства в области инновационной  деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.

Для развития информационного обеспечения  НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые программы: по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР *»ВЭЛЬЮ»); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.

Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.

Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых  в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и  кооперации как частных, так и  государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государства.

 

 

    1. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности.

 

Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.

Основной составляющей системы  государственной поддержки инновационной  деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка.

Методы воздействия государства  в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические ( прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в  условиях рыночных  отношений базируются на законодательной основе. «Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.»8

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

    • налоговое и амортизационное регулирование;
    • кредитная и фондовая политика;
    • ценовое регулирование;
    • политика протекционизма.

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии.

Специфической формой воздействия  государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.

 

    1. Государственные заказы.

 

Для фирм участие в государственных  научно-технических и инновационных  проектах служит источником знаний и  опыта. Творчески сотрудничая с университетами, государственными лабораториями и другими частными фирмами. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство.

Государственный заказчик, в отличие  от негосударственного, не имеет права  произвольно изменять стоимость  работ, а должен руководствоваться  государственными нормативами

Информация о работе Оценка эффективности инновационного проекта