Оценка эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах продукции. Поиск и использование инноваций на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ……3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и классификация инноваций……………………………………..…...5
1.2 Основные понятия инновационной деятельности………………………….…...9
1.3 Значение инновационной деятельности для предприятия…………………….12
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Понятие и виды инвестиционных проектов…………………………………...16
2.2 Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов……18
2.3 Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов……………...19
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3.1. Виды инновационных проектов и их особенности……………………………22
3.2 Система показателей эффективности инновационной деятельности………...25
3.3. Анализ эффективности инновационных проектов…………………… …….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...31

Файлы: 1 файл

Оценка эффективности инноваций.docx

— 88.61 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..  ……3

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

1.1 Сущность и классификация инноваций……………………………………..…...5  

1.2 Основные понятия инновационной деятельности………………………….…...9

1.3 Значение инновационной деятельности для предприятия…………………….12

 

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ПРОЕКТОВ

2.1. Понятие и виды инвестиционных  проектов…………………………………...16

2.2 Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов……18

2.3 Показатели оценки  эффективности инвестиционных проектов……………...19

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ  ПРОЕКТОВ

3.1. Виды инновационных проектов и их особенности……………………………22

3.2 Система показателей эффективности инновационной деятельности………...25

3.3. Анализ эффективности  инновационных проектов…………………… …….. 27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...31

 
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах продукции. Поиск и использование инноваций на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. Инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Инвестиционная деятельность направлена на получение прибыли. Целью инновационной деятельности является улучшение объекта инвестирования. Таким образом, инновационная деятельность использует инвестиции как средство достижения цели.

Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются инновации и их эффективность. Понятие «инновации» очень важно для каждой организации, так как с помощью него улучшается производственная деятельность за счет введения в производство новых технологий, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия.

Целью данной  работы является рассмотрение понятия инноваций, получение от них эффективности, влияние инвестиционных проектов на инновационную деятельность.

Исходя из указанной темы курсовой работы, ее основными задачами являются:

      • сущность и значение инноваций;
      • основы оценки эффективности инвестиционных проектов;
      • оценка эффективности инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

1.1 Сущность и классификация инноваций

 

В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация, с момента принятия к распространению приобретает новое качество — становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.

В Современном экономическом словаре: «Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».

Наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, представляется следующее определение: «Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект».

Для работы с большим числом новшеств и планов необходима их классификация. Это, так называемый, элемент уровня инновационной деятельности.

В производственно-экономической деятельности любых организаций достаточно часто происходят изменения. Большинство изменений по своей сути не являются инновационными. В продуктовом и технологическом плане к инновациям не относятся:

    • эстетические изменения в продуктах;
    • незначительные непринципиальные изменения;
    • расширение номенклатуры продукции.

Если организационно-управленческие решения не связаны с реализацией инновационного процесса, то они тоже не считаются инновациями, к таким решениям относятся:

    • переход к  иным (отличным от применяемых) методам управления;
    • изменение в организационной структуре;
    • внедрение стандартов качества (ИСО 9000).

Для выявления свойств (отделения инноваций от изменений) и систематизации инноваций составляются классификации.  Критериями классификации являются:

    • комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
    • возможность   количественного   (качественного)   определения 
      критерия;
    • научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

В настоящее время существует множество классификаций инноваций. Основными из них являются: класс. РНИИСИ (Рос. НИИ системных исследований), класс. Пригожина А.И. (1989 г.),  класс. коллектива авторов под руководством Ильенковой С. Д. (1997 г.), класс. Фархутдинова Р.А.

Классификация инноваций по Фархутдинову Р.А. представлена в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. –  Классификация инноваций

 

№ п/п

Признак

классификации

Виды инноваций

1

2

3

1

Уровень новизны инновации

1.1 Радикальные (внедрение  открытий, изобретений, патентов)

1.2 Ординарные (ноу-хау, рационализаторские  предложения и т. д.)

2

Стадия жизненного цикла товара

2.1 Инновации, внедряемые на стадии  стратегического маркетинга

2.2 На стадии НИОКР

2.3 Организационно-технологическая подготовка  производства

2.4 Производство (включая тактический  маркетинг)

2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем  или специализированной организацией

3

Масштаб новизны инновации

3.1 Инновации (новшества), новые в мировом  масштабе (открытия, изобретения, патенты)

3.2 Новые в стране

3.3 Новые в отрасли

3.4 Новые для фирмы

4

Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация

4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки

4.2 То же в сфере образования

4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.)

4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)


 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.

1

2

3

5

Сфера применения инновации

5.1 Инновации для внутреннего (внутри  фирмы) применения

5.2 Новшества для накопления на  фирме

5.3 Новшества, в основном для продажи

6

Частота применения инновации

6.1 Разовые

6.2 Повторяющиеся (диффузия)

7

Форма новшества - основы инновации

7.1 Открытия, изобретения, патенты

7.2 Рационализаторские предложения

7.3 Ноу-хау

7.4 Товарные знаки, торговые марки, эмблемы

7.5 Новые документы, описывающие производственные, процессы, структуры, методы и т. п.

8

Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

8.1 Научно-технический

8.2 Социальный

8.3 Экологический

8.4 Экономический (коммерческий)

8.5 Интегральный

9

Подсистема инновационного менеджмента в которой внедряется инновация

9.1 Подсистема научного сопровождения

9.2 Целевая подсистема

9.3 Обеспечивающая подсистема

9.4 Управляемая подсистема

9.5 Управляющая подсистема


 

 

Для использования классификаций в системе управления инновационной деятельностью инновации кодируются, рассмотрим один из вариантов. Кодирование инноваций позволяет автоматизировать процесс их поиска и отбора, это активизирует инновационную деятельность.

Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя знаками и более для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь 9 цифр (рисунок 1).

Примеры кода инновации: 121132151, например: первая цифра означает радикальное новшество; вторая — новшество разработано на стадии НИОКР; третья — новшество мирового уровня; четвертая — новшество создано в сфере науки; пятая — новшество создано в основном для продажи; шестая — инновация повторяющаяся; седьмая — инновация на основе изобретения; восьмая — эффект получен интегральный; девятая — инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента.

Шифр кода инновации

m m m m m m m m m

Расшифровка признака инновации

1   2   3   4   5  6   7   8   9


 

 

Рисунок 1 – Схема шифра инновации

 

Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы.

 

 

 

1.2 Основные понятия инновационной деятельности

 

Для многих российских предприятий, столкнувшихся с острой конкуренцией, проблемой выживания в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и её результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны целенаправленно формировать и осуществлять свою инновационную политику.

Инновационная деятельность предприятия — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.

Следует отметить, что целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, направленный на повышение её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде:

—    открытий, изобретений, патентов;

— товарных знаков;

— рационализаторских предложений;

 — документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;

— организационной, производственной или других структур;

— «ноу-хау»;

— научных подходов или принципов;

—    документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);

— результатов маркетинговых исследований и т.д.

Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производств и оформить результаты. Инновация — конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социально го, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Информация о работе Оценка эффективности инноваций