Новые подходы к традиционным формам туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижению науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся представлением услуг населению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегия развития туризма в России
1.1. Сдерживающие факторы…………………………………………….….…4
1.2. Единство и многообразие пониманий и определений менеджмента туризма………………………………………………………………………..…9
1.3. Осознание необходимости изменения стратегии…………………….…10
1.4. Направленность программ туризма и обменов……………………….…12
1.5. Пути развития культурного туризма…………….…………………….…17
1.6. Стратегия развития новых мест туристского назначения……………...24
Глава 2. Всемирный туристский комплекс как суперсистема……………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Стратегия развития туризма в России

1.1. Сдерживающие факторы…………………………………………….….…4

1.2. Единство и многообразие пониманий и определений менеджмента туризма………………………………………………………………………..…9

1.3. Осознание необходимости изменения стратегии…………………….…10

1.4. Направленность программ туризма и обменов……………………….…12

1.5. Пути развития культурного туризма…………….…………………….…17

1.6. Стратегия развития новых мест туристского назначения……………...24

Глава 2. Всемирный туристский комплекс как суперсистема……………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        В России  предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижению науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся представлением услуг населению.

        На протяжении второй половины 20 в.  наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально – культурный сервис и туризм.

        Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти источников дохода.

        Туризм, являясь в настоящее время глобальным социально - экономическим явлением, функционирующим в условиях порой весьма жёсткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туристских организаций фактором.

        Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоёмких отраслей, т. е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики.  И такой отраслью является туризм. 

        В этой курсовой работе необходимо сделать ряд выводов. Рассмотреть влияние новых технологий в сфере туризма, и новые подходы подходы к традиционным формам туризма. 

Глава 1. Стратегия развития туризма в России

1.1. Сдерживающие факторы

        Несмотря на бурное развитие туризма в 1960-90-е гг., он до сих пор представляет собой явление, значение которого не всегда должным образом оценивается в политической, экономической и социальной жизни общества.
        Сложившаяся в стране ситуация обусловлена важностью поставленных перед обществом новых целей, которые должны учитывать определенные структурные изменения социально-политического и экономического характера; необходимость удовлетворения материальных потребностей и переоценки нематериальных ценностей.
        Отмечая тенденцию к стабилизации мирового туризма, следует указать на важность принятия серьезных мер по его рационализации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), его экономического и социального порядка. Такая рационализация могла бы, с одной стороны, дать возможность обосновать будущее развитие туризма на его реальных мотивировках, с другой - позволить суверенным государствам, различным туристским организациям, государственному и приватизированному секторам туризма осознать их ответственность за лурисгско-экскурсионную сферу и обмены, выступающие как средство стабилизации, улучшения качества жизни и достижения более сбалансированного межнационального развития.
        Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят: новые модели управления и хозяйствования; эффективное использование - подских ресурсов; повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и территориальных органов и предприятий туризма; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; дальнейшее расширение массового туризма; организация новых форм проведения досуга; функции, которые государство должно взять на себя; изменения в производстве и учете туристских услуг; разработка новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств туристского обмена; изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии; осуществление программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций и др.
        Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туризма во многих странах показывают, что развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями в содействии программам внутреннего (национального) туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.
        При определении направлений социального, культурного и экономического развития страны следует всесторонне учитывать национальную и международную туристскую деятельность, являющуюся неотъемлемым компонентом необходимых преобразований, в основе которых - полное и гармоничное развитие личности; равные права народов в определении своей судьбы; право человека на уважение его достоинства и индивидуальности; признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
        С учетом сказанного в условиях рыночных отношений туристским секторам (государственному, социальному и приватизированному) необходимо уделять должное внимание консолидации национальных сил в целях развития отечественного и международного туризма и отдыха, основанного на широком использовании различными слоями населения отпусков и путешествий, а также на передвижении лиц, вызванном разными причинами, чтобы обеспечить упорядоченное развитие туризма в гармоничной увязке с другими основными потребностями общества. Такой подход дает возможность конкретнее выявить острые проблемы сегодняшней отечественной туристской инфраструктуры .
        Первая и очевидная проблема - нескоординированность усилий по развитию национального туризма. В результате - новый импульс к разобщению не только на межотраслевом уровне, но и во внутриотраслевых структурах. Казалось, практика подсказывает многообразие форм управления и экономического регулирования туристских потоков и обслуживания, но сложившиеся стереотипы управления справедливо ассоциируются с единообразием, хотя за ним оскудение не только приемов и методов управления, но и самого туристского продукта, сужение сферы охвата населения туристскими мероприятиями.
        Скрытая и явная борьба за приоритеты и лидерство в центральных структурах должна уступить место более демократическим формам организации отечественного туризма как в рамках национальных границ, так и на международном уровне.
        Следующий аспект - это нищета управленческой культуры туризма, которая порождает три отрицательных явления: коммерциализм, бюрократизм и неравномерность в развитии возможностей для национального и иностранного туризма в отдельных регионах и для основных социальных слоев и групп населения страны.

        Новые вертикальные объединения могут и должны создавать свои цепочки услуг, маршрутов, совместные предприятия, но ни в коем случае не имеют права на отраслевом уровне разрешать создание новых предприятий, в том числе акционерных или дочерних, или накладывать запрет на них. Это прерогатива самих инициаторов, в том числе в системе социального туризма.
        В зависимости от статуса члены акционерного общества пользуются кредитом банка, научными разработками, учебными программами, стипендиями на обучение, льготами на приобретение новых технологий, информационно-вычислительной техники и программ обеспечения, уникальными отечественными и зарубежными проектами. Этот же принцип определяет размер взноса в общество, степень и объем участия в международных программах. За акционерным обществом остаются: организация отраслевых вертикальных структур; руководство ими; методика определения стандарта и класса обслуживания; сертификация, лицензирование и аттестация туристских объектов, маршрутов, персонала; установление порядка выпуска и реализации акций и других ценных бумаг, включая дорожные чеки и финансово-кредитные документы.
        Реализация и формирование туристского продукта, коммерческая деятельность, контрактная работа с персоналом и его обучение, развитие туристской инфраструктуры предприятия или общества являются абсолютной прерогативой производственных единиц и хозяйств. Указанные предприятия и объединения сами должны определять целесообразность создания региональных и межрегиональных комплексов, групп, концернов, советов и других образований туристского профиля.
        Только в этих условиях может быть создано цивилизованное объединение как непосредственно туристских, так и социальных государственных, научных, учебных, транспортных, строительных и других организаций для наращивания туристского потенциала страны. Будучи оперативным распорядителем туристского имущества, такое акционерное объединение, имея качественно новый статус, могло бы превратиться практически в социально-государственную ассоциацию акционеров, экономически и организационно не ущемляющую права и ответственность входящих в нее ассоциаторов (акционеров).
        Основные фонды должны находиться у первичного звена, их использующего и воспроизводящего. Задача последующих по иерархии звеньев управления, если они нужны первичному производственному звену, - совместные действия группы предприятий и объединений, координация и эффективное использование этих фондов в масштабе конкретной территории, наращивание оборотных средств, создание туристской инфраструктуры на базе этих фондов. Все это и должно составить процесс создания действительно необходимой всем туристской собственности.
        Местная туристская инфраструктура плохо развита. Иначе говоря, задача ввести туризм в сферу повседневного воспроизводства производительных сил человека, его физического и нравственного оздоровления не решается в социальном аспекте, а следовательно, и экономически. Социальная функция туризма должна решать экономическую и социальную задачу новых форм туризма и реализовываться на базе основного, первичного, звена производства услуг - на предприятиях и в учреждениях туризма и вокруг них.
        Развитие коммерческого интереса и предприимчивости тесно связано с интеграцией и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса в структуре действующих предприятий (гостиниц, ресторанов, центров досуга, туристских клубов) и вокруг них. К сожалению, значительная продолжительность «мертвого сезона» говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий (досуг и отдых) с учетом индивидуальных и групповых воnpocoв потребителей.
       Туристская грамотность профессиональных работников сферы отдыха и досуга - наиважнейшая задача. В настоящее время разработаны предложения по непрерывности обучения специалистов и персонала, включая проект формирования комплексного научно-производственного центра с международными структурами. Суть проекта, во-первых, в целенаправленном финансировании программ обучения и воспитания квалифицированных работников. Источник здесь один - производственные затраты. Но-вторых, - в последовательности обучения. Здесь необходимо различать несколько уровней и ступеней: 1) профессиональную ориентацию (отраслевая курсовая сеть, производственно-экономическая учеба, школы и семинары). Данный уровень достаточно широко развит во всех подсистемах туризма, его следует совершенствовать, регулярно обновляя программы обучения; 2) подготовку персонала и специалистов; 3) последипломное обучение, т. е. переподготовку и повышение квалификации. Этот уровень также в основном должен реализовываться на межотраслевом, или ведомственном, уровне, где ведущая роль должна принадлежать головным институтам туристских ведомств.

1.2. Единство и многообразие пониманий и определений менеджмента туризма

        Человек XX в. создал науку управления в самом широком смысле этого понятия, обыденно употребляемого в том числе и в актуальной проблематике современного туризма.
        Сложилось много определений понятия «управление туризмом», используемых учеными и практиками. Менеджмент представляется как сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Постоянный поиск все более эффективных управленческих решений, концепций и процессов для обуздания стихийных последствий туризма выступает как соревнование со временем, отчаянная схватка. Цена проигрыша - вымирание туризма. В то время как цена победы может стать толчком в развитии туристской деятельности на более высоком качественном уровне. Сегодня актуален именно научный подход к принятию управленческих решений.
        Некоторые менеджеры высшего звена управления имеют тенденцию затрагивать проблемы человеческой справедливости, философских ценностей и других бесчисленных элементов управления. Исходя из этого акцент в данной главе сделан на стратегию, нежели на собственно науку управления. Выбор сделан, конечно, преднамеренно и легко объясняется.
        В то же время очевидно растущее беспокойство размышляющих менеджеров о том, что проблема может постепенно приближаться к научному завершению всего управленческого спектра туризма. И в этом смысле важно выявить две различные реальные опасности.
        Одна из причин - недостаток человеческого участия. Качество управления зависит от личностных качеств менеджера. Видение ситуации, честность, справедливость, другие социальные и моральные ценности - все это необходимо в управлении. Сегодня это является общим знаменателем для устойчивых и процветающих туристских организаций. Жизнеспособность каждой организации, которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую связана со способностями людей. Нет будущего у науки управления, если эта связь слаба.

1.3. Осознание необходимости изменения стратегии

        Для любой отрасли, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию к постоянной изменчивости.
        Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро, с учетом возникающих экономических обстоятельств и изменений в туристском обращении. На первой стадии разработки продукта (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг и эффективный контроль за сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль за текущими издержками становится жизненно необходимым. Компания должна быть уверена, что на каждой стадии развития ничто не выходит за ее конкретные рамки. Однако своевременное осознание необходимости перемен в предпринятой стратегии является существенным в поддержании туристского обращения.
        Важность перемен в стратегии предпринимательства с целью приспособиться к изменениям окружения может быть легко проиллюстрирована. Пятьдесят лет назад невозможно было представить приобретение турпродукта в кредит. Сегодня в условиях возрастающего спроса на поездки за рубеж многие туристские организации предоставляют кредит на приобретение путевки для отдыха или заграничного путешествия. Ныне возникла необходимость убедить людей пользоваться такой возможностью в рамках многообразия предложений. Такая тактика помогает компаниям увеличить контингент туристского привлечения, а следовательно, обеспечить рост поступлений и прибыльности.
        Не каждая туристская компания или объединение проявляет стремление отказаться работать по программам внутреннего и местного туризма. Многие организации настойчиво проявляют инициативу восстановить занятость туристского персонала на отечественных предприятиях туризма и гостеприимства. В условиях ожесточенной конкуренции, когда зарубежный туроператор на 85 % владеет в России туристским пакетом на поездки за границу, руководство отечественных туроператоров и турагентств вновь возвращается к организации местных маршрутов, определению региональной политики, возрождению туристской экспедиции «Россия - Родина моя». Указанный пример иллюстрирует очень простое суждение: руководство, которое видит тенденцию лучше своих конкурентов, будет более успешно поддерживать развитие своих экономических целей.
        Осознание необходимости перехода в новые сферы деятельности. Однако проницательное управление все-таки вносит изменения в свой предпринимательский курс. Придет время, когда рост стоимости услуг и тарифов в туристском бизнесе будет падать. Большинство компаний должны полностью вовлекаться в новый бизнес, если они предполагают свое дальнейшее развитие.
       Проверка новых сфер до инвестиций. Не все туристские компании, идущие навстречу новым видам бизнеса, достигают ожидаемого развития. На самом деле многие фактически сталкиваются со снижением экономической эффективности. Такое разочарование почти всегда приходит потому, что правление не учло следующие решающие моменты:
- Насколько привлекательна по экономическим характеристикам и жизненна конкретная сфера туризма?
- Какие рыночные и технологические усилия могла бы предпринять компания для открытия нового бизнеса?
        Уместно подчеркнуть две тенденции. Первая - множество правлений эмоционально и быстро вовлекаются в новую перспективу. Вторая - они с неохотой сокращают однажды устоявшуюся «надежную» продукцию, даже если они уже сейчас теряют деньги, и не вкладывают адекватных инвестиций для возврата. И если правления считают себя обязанными оправдывать сохранение потерь бизнеса или продукции, то они обращаются к статистическому манипулированию и ссылке на непредвиденные обстоятельства.
        Часто руководство не осознает, что финансовые ресурсы и умение управлять, необходимые для подпорки умирающего бизнеса, могут быть использованы более прибыльно в других ситуациях. Например, турецкий бизнес на туристском рынке России пошел на беспрецедентное упрощение административных формальностей для российских туристов, посещающих Турцию. Резко удешевив стоимость визы, отказавшись от бюрократических процедур и улучшив информацию и гостеприимство, преодолев языковый барьер в обслуживании туристов из России в своей стране, он (бизнес) добился за год-два впечатляющих успехов, переключив туристский поток из России в Турцию вместо Греции.

1.4. Направленность программ туризма и обменов

        Туристская деятельность предоставляет большие возможности для проявления общественной инициативы, самодеятельности населения. Изменения в характере труда (уменьшение доли ручного, монотонного и малоквалифицированного труда, интенсификация и рост его производительности) не только ведут к росту массива свободного времени, но и ставят перед всей сферой досуга и его организаторами новые проблемы в социальной политике. Массив этого времени - благодатное поле, способное выполнять для всего общества, трудовых коллективов и для каждого из его членов ряд функций по сохранению и восстановлению трудового потенциала и здоровья, духовному, культурному, нравственному и физическому развитию, а также по восстановлению экологической структуры.
        Необходимо предусматривать: взаимосвязанное развитие различных форм организации физической культуры, спорта и туризма в сфере производства, по месту жительства; совершенствование материальной базы; эффективное использование спортивных сооружений; производство и обеспечение населения спортинвентарем, туристским оборудованием; подготовку кадров тренеров, методистов, экскурсоводов.
        Сфера организации отдыха в нашей стране должна превратиться в крупный хозяйственный комплекс с развитой материально-технической базой. Более того, эта сфера, безусловно, будет выступать как база, формирующая вокруг себя специфический хозяйственный комплекс. Туристская деятельность окажет серьезное влияние на функционирование транспорта, энергетику, производство товаров народного потребления; будет способствовать переустройству работы торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и т. д.
        Помимо этого, интенсифицируя туристскую деятельность, необходимо принять практические меры к преодолению негативных тенденций, сложившихся в туризме и обменах в 90-е гг. XX в.Они были вызваны: неравномерностью территориального и видового развития туризма и обменов, а следовательно, недостаточно последовательным и неравномерным участием в нем различных социальных и туристских организаций; малоэффективным использованием действующего фонда размещения; медленными темпами ввода в эксплуатацию новых объектов и недостаточностью внимания к реконструкции, модернизации, повышению комфортабельности действующей туристской производственной базы, строительство которой было осуществлено в 50-80-е гг.; несовершенной сетью транспортных и экскурсионных услуг, хозрасчетных туристских мероприятий, туристского проката, продажи туристских товаров и сувениров, услуг учреждений культуры и спорта через туризм; резким отставанием в развитии посреднической деятельности туристских организаций и сбытовой сети; неэффективностью сложившихся к 90-м гг. методов планирования и хозяйствования и, наконец, потребностями в более высоком уровне организации и управления туризмом.
        Принципиальные установки в области туризма, экскурсий и отдыха - повышение ответственности туристских организаций, их структурных подразделений за выполнение конкретных программ по развитию сферы туристских услуг, обеспечение их доступности для потребителей с различным уровнем материальной обеспеченности. В то же время нецелесообразно учитывать дальнейшее развитие выплат и льгот на нужды, которые ранее составляли жизненные права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение "в старости, жилище, образование, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества. И все-таки оказание населению услуг, проявляющихся в качестве материальной гарантии их социальных прав, тесно связано с потребностью удовлетворения растущих запросов и интересов в создании разветвленной и эффективно работающей системы платных услуг.
        Дальнейшее развитие туризма должно строиться на следующих практических действиях и мерах социально-экономического характера: усилении туристско-экскурсионной деятельности среди всех групп и слоев трудящихся, военнослужащих, учащейся молодежи, ветеранов и интеллигенции; повышении качества туристских услуг; изменении организации и управления туристско-экскурсионной работой; развитии материальной базы национального туризма; широком использовании культурно-познавательного туризма с целью рациональной организации свободного времени, укрепления здоровья граждан; улучшении содержания программ туризма и обменов; повышении внимания к подбору и воспитанию кадров профессиональных организаторов, персонала и работников туризма; разработке перспективных схем развития туризма, экскурсий, обменов и отдыха как на социальном, так и на государственно-территориальном уровне.
В то же время необходимо направить усилия на развитие содержания туристско-экскурсионной сферы по месту жительства, работы и учебы населения.
        Обеспечение доступности и массовости туристско-экскурсионных свобод граждан должно предусматривать: улучшение качества туристских услуг; повышение уровня культуры; внедрение прогрессивных форм, методов и технологий обслуживания; организацию новых видов услуг; преодоление различий в обеспеченности туристско-экскурсионными услугами населения в больших и малых городах; рациональное размещение сети туристских предприятий, учреждений экскурсий и отдыха, приближение их к месту трудовой деятельности, учебы и жительства людей; обеспечение работы этих предприятий в удобное для местного населения время; доступность основных видов туризма, экскурсий и обменов для всех групп населения; изучение спроса и особенностей формирования потребностей населения по основным видам туристско-экскурсионных услуг; расширение обменов и экскурсий за счет улучшения использования действующей материальной туристской базы; повышение эффективности капитальных вложений; направление капитальных вложений преимущественно на техническую реконструкцию, модернизацию и улучшение туристской инфраструктуры (повышение комфортности, обустройство рекреационных зон, инженерных зон и коммуникаций и др.).
        Предстоит обеспечить дальнейшее развитие туризма за счет реконструкции и расширения собственной материальной базы с привлечением в этих целях ресурсов других отраслей хозяйства и зарубежных инвесторов; осуществить строительство туристских гостиниц, баз, кемпингов, автотранспортных предприятий, канатных пассажирских дорог, ресторанов, кафе, столовых, магазинов и других предприятий торговли и питания, бытового и коммунального обслуживания, ввод в эксплуатацию жилых домов, детских садов и яслей для нужд обслуживающего персонала.
        Этой же цели должны служить: рациональное использование основных фондов за счет продления сезона эксплуатации туристских объектов, внедрения прогрессивных форм обслуживания населения; широкий прокат туристского и спортивного инвентаря, велосипедов и лодок; обучение туристов навыкам и умению заниматься разнообразными видами туризма и спорта; создание условий для расширения туристского отдыха родителей с детьми; развитие сети туристских маршрутов с активными способами передвижения, пешеходного, горного, велосипедного, конного, водного, лыжного и других видов туризма; использование туризма, обменов и экскурсий в учебно-воспитательном процессе при изучении истории, природы и культуры родного край для профессиональной ориентации учащихся. Улучшению культуры обслуживания отвечают: совместные усилия туристских организаций и учреждений культуры по значительному увеличению числа музеев, картинных галерей и выставок, включаемых в маршруты и объекты посещения; усиление работы по восстановлению памятников истории и культуры; широкое использование услуг театрально-зрелищных предприятий; направление в туристско-экскурсионные организации и на пассажирские суда культработников, библиотекарей, артистов и музыкантов.
        Повышению качества и расширению сферы туристско-экскурсионного обслуживания должны способствовать: налаживание выпуска сборных деревянных домов, специальной туристской мебели, буксировочных горнолыжных подъемников, рекламно-информационной литературы и сувениров; поставка дополнительного числа автобусов и другой необходимой техники, инвентаря и оборудования.
        Групповой характер туризма имеет самое непосредственное отношение к такой актуальной проблеме, как охрана окружающей среды. Коллективные поездки укрепляют контакты человека с природой, развивают у туристов чувство бережного отношения к ней.
        Для российского туризма начала XXI в. ставится задача четкого определения функций организаций, занимающихся защитой и развитием исторического, культурного и природного наследия в целях развития отрасли и прежде всего деятельности некоммерческих культурных ассоциаций и различных фондов.
        При этом можно выделить оптимальные формы помощи и участия непосредственно туристских организаций и объединений. Это принятие стандартных мер по определению ресурсов культурного туризма; обеспечение лучшей координации в сочетании с деятельностью различных культурных организаций в плане использования исторического, культурного и природного наследия в целях туристского развития с помощью соответствующих мер по планированию; законодательная регламентация; выделение для этих целей необходимых финансовых средств; содействие всем формам сотрудничества на основе двусторонних и многосторонних культурных туристских программ для обеспечения интеграции на субрегиональном, региональном и мировом уровнях.

1.5. Пути развития культурного туризма

        Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Это означает, что каждый человек, каждый народ обладает правом получать информацию, приобретать знания и передавать свой опыт.
        Схожесть путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и знание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей - все это немыслимо без получения знаний культурного характера дома, на работе и во время путешествий.
        За последние десятилетия произошло расширение понятий «культура» и «туризм», и до сих пор не существует окончательных и общепринятых определений этих понятий, так как они находятся в процессе трансформации. На конференции в Мехико (1981г.) использовались два определения культуры. Одно более общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: все направления общественной мысли, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и выражение человеческого достоинства.
        Другое - более специализированного характера и построено на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах человеческой жизни.
        Рамки концепции туризма значительно расширились со времени проведения Римской конференции (1963г.), которая в интересах сбора соответствующих статистических данных приняла определение международного туризма.

        ЮНЕСКО (ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (штаб-квартира - Париж, Франция)) и ВТО принадлежит ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире. Сфера их деятельности включает также сбор данных, передачу и распространение накопленных знаний и опыта. Генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, проводимые этими двумя организациями, в которых участвуют представители ведущих организаций в области культуры и туризма, представляют собой действенный механизм международного сотрудничества. Решения, принимаемые этими организациями, являются основой для разработки направлений и рекомендованной практики на национальном уровне. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, основные принципы которых получили поддержку на заседаниях различных органов ВТО.
        В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры (1972г.) была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980г.) и Мехико (1981г.).
         Культурное и природное достояние. Использование его в туристских целях Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования.
         Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д. Конвенция (1972г.) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться как ее принципами, так и принципами Хартии культурного туризма, принятой на Международном семинаре по туризму в 1976г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам. Принимая во внимание, что решение вопросов, связанных с охраной природы и культурного наследия, требует значительных финансовых ресурсов, мнения соответствующих организаций по вопросу о том, кто должен отвечать за это направление деятельности, часто не совпадают. В этой связи было бы целесообразно поднять вопрос о классификации, основным критерием которой должно быть положение о том, что потребитель должен оплачивать расходы по содержанию.
         На основе этого принципа можно предложить следующую классификацию:
- достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.);
- достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники ;
- достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).
          Культурные аспекты воздействия туризма - это то влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и прежде всего на его систему ценностей, знания и общественное поведение.
          В районах, где наблюдается активная и разнообразная социально-культурная деятельность, где туризм носит традиционный характер и где количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, практически не отмечается особого культурного воздействия туризма. Вместе с тем в ряде промышленно развитых районов рост туризма может повлечь за собой значительные перемены в социальной структуре, а также в окружающей среде и местной культурной жизни.
        Это явление заложило основы изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами. Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Контакт между ними вызывает культурный шок, который усугубляется еще и тем обстоятельством, что он происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает. К тому же подобные контакты носят временный характер и происходят обычно в рамках взаимоотношений между покупателем и продавцом.
        Общее воздействие туризма, однако, носит более сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Наиболее известные положительные аспекты воздействия туризма:
- создание рабочих мест;
- увеличение доходов, что приводит к повышению уровня жизни;
- обеспечение более активной роли для женщин и молодежи в сфере услуг, вызывающее перестройку социальной структуры на современных началах;
- растущий спрос на продукцию сельского хозяйства;
- расширение масштабов производства кустарных изделий и прежде всего сувениров.
        Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется местная инфраструктура (обеспечение питьевой водой, строительство дорог, новых школ и т. д.). Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Это, в свою очередь, приводит к оживлению местной культурной жизни, вызывает интерес к историческим памятникам, обычаям и местным традициям, тем самым внося вклад в защиту и правильное использование природного и культурного достояния.
        Развитие туризма вызывает отрицательные последствия, прежде всего в том случае, если оно происходит без предварительной подготовки, спонтанно или никаким образом не контролируется. В таких обстоятельствах местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям. Отрицательные последствия также носят разнообразный характер:
- рост спроса на квалифицированную рабочую силу тех профессий, которые имеют «паразитический характер»;
- спекуляция земельными участками;
- загрязнение окружающей среды;
- превращение искусства и традиций в предмет купли-продажи и т. д.
        Для развивающихся районов разработка туристских ресурсов является непростым делом. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, тем крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер. Вот почему можно сделать заключение о том, что не туризм способствует развитию региона, а само развитие способствует расширению туристской деятельности.
        В соответствии с другой точкой зрения туризм лишь играет роль катализатора, или ускорителя процессов, которые обусловлены индустриализацией, урбанизацией, а также воздействием прессы, радио и телевидения.
        Основные аспекты политики в области культурного туризма. Выше была подчеркнута ведущая роль ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, а также на разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и ЮНЕСКО в их деятельности.
        В нашей стране вопросами, связанными с охраной природного и культурного достояния, а также с его использованием в туристских целях, занимаются многочисленные организации на местном, региональном и национальном уровнях.
        Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является первейшим условием успешного осуществления их деятельности. Важнейшим аспектом деятельности этих организаций является разработка политики в области культуры и туризма, что является непременным условием выполнения задач, поставленных обществом в этих областях. Кроме того, необходимо оказывать поддержку деятельности национальных, региональных и местных общественных организаций в области культуры и туризма (туристские ассоциации, общества культуры, ассоциации друзей природы и искусства и т. д.).
        В целях обеспечения действенного характера подобного сотрудничества необходимо, чтобы культурные и туристские организации информировали друг друга об основных направлениях своей работы.
        Политика туристского развития (маркетинг) должна включать на местном, региональном и национальном уровнях следующие основные аспекты:
- подготовку перечня туристских ресурсов, в процессе чего особое внимание должно уделяться классификации природного и культурного наследия и определению наиболее важных объектов для развития туризма;
- определение основных туристских районов и мест назначения и обеспечение соответствующих юридических и административных мер, направленных на охрану и развитие местных природных и культурных ресурсов;
- использование в целях туризма различных категорий национального достояния, включающих искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также развитие творческих способностей местного населения (искусство, ремесла, фольклор);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям края.
        Создание новых форм культурного туризма является неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции культуры и туризма в рамках общего процесса развития, в котором человеку отводится центральное место. Это обусловливает необходимость трансформирования старых форм туризма по мере того, как его роль в жизни современного общества становится все более значительной.
        Трансформация туризма включает в себя изменения предложения и спроса. Наиболее серьезные изменения в плане туристского спроса отражают экономическое, социальное и культурное развитие (увеличение числа деловых поездок, поездок в отпуск, а также экскурсий и поездок в выходные дни). В рамках «гармоничного развития туризма» предлагается ряд практических решений. Их основная цель - обеспечение гармоничного включения средств приема туристов в социальную ткань общества и их увязки с местными рекреационными ресурсами путем участия туристов в местной социальной и культурной жизни. Это должно дополняться соответствующими мерами по планированию городского развития. Развитие туризма с учетом среды посещения может осуществляться в различных формах. Однако основной целью остается обеспечение доброжелательных взаимоотношений между туристами и местным населением.
        Примером нового подхода к традиционным формам туризма является рекомендация относительно увеличения культурного содержания инклюзив- туров. Здесь ставится задача обогащения этих наиболее популярных форм туризма с помощью местных культурных ценностей, даже если речь идет об организации краткосрочных экскурсий и специализированных туров, целью которых является знакомство с местным искусством, историей и археологией, экспозициями музеев и выставок.

Информация о работе Новые подходы к традиционным формам туризма