Нововведения в методах социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…2
Основная часть……………………………………………………………….3-14
Заключение………………………………………………………………...…15
Список литературы………………………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

Реферат Инновации.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...…2
  2. Основная часть……………………………………………………………….3-14
  3. Заключение………………………………………………………………...…15
  4. Список литературы………………………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня, когда диалектика общественного  развития обусловила создание и утверждение  новых социальных установок и  новой социальной политики, а также  формирование нового социального мышления, социальная работа приобретает все  более четкие структурные очертания  как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в  социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего  мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные  нововведения в социальной сфере  нашего общества. Именно они все  чаще определяются учеными как социальные инновации (от лат. innovatio — введение в практику нового).

Понятие «социальная инновация» можно  определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление  в практике социальной работы, формирующееся  на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися  социальными условиями и имеющее  целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Социальные инновации имеют  ряд особенностей по сравнению с  материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом  коллективного творчества, то при  разработке материально-технических  инноваций преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических  новшеств. Спецификой социальных инноваций  являются также их более четкая обусловленность  внешней средой, более широкая  сфера применения в зависимости  от групповых и личностных качеств  людей, задействованных в осуществлении  данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено  многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные  основания.

Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и  локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального  и местного значения.

По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и  институтах.

По масштабу использования различают  единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой  являются образование, управление, занятость  населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно  выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций  являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые  невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и  его членов. Неразрешенность тех  или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение  «телефоны доверия», с помощью  которых оказывается анонимная  психологическая помощь людям, находящимся  в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих  в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством  обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых  нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой  идеи, разработки, экспериментальной  апробации, ее распространения и  использования. Инновационный процесс  включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных  знаний и практического опыта  с целью получения нового или  улучшения производимого продукта, способа его производства, (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического  применения нового представляет собой  инновационный цикл, продолжительность  которого может варьировать в  зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К первой группе относятся прежде всего острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально  подготовленных кадров, перспектива  сокращения рабочих мест и распространение  безработицы по мере развития конкретного  инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных  психологических барьеров информационного  или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные  программы, цель которых — социально-психологическое  обеспечение нововведений. Их основными  элементами являются: критическое отношение  к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге  реализации нововведения; изучение мнения работников организации с целью  выявления сторонников и противников  новшества и нахождения правильного  подхода к каждому заинтересованному  человеку; утверждение плана внедрения  нововведения с учетом результатов  обсуждений и опроса общественного  мнения.

На основе этих программ можно разработать  механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников1:

• создание условий для поддержания  творческой атмосферы в организации;

• стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

• регулярное проведение конкурсов  инноваций;

• материальная и моральная поддержка  творческих работников (учреждение государственных  званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать  их по ряду оснований: по типу инновационной  деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению  к основной специальности — профессионалы  и самодеятельные инноваторы; но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине —  современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими  формами не последняя роль отводится  инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения  другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

В связи с тем что многие организаций  и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться  к изменяющимся обстоятельствам, развивать  традиционные или искать кардинально  новые способы решения социальных проблем, особое развитие получила новая  отрасль знаний — социальная инноватика, исследующая вопросы теории и  практики социальных нововведений1.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и  материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые  вызывают качественные изменения в  разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию  материальных и других ресурсов в  обществе2. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально  развивающиеся в соответствии с  этими программами социальные процессы.

Использование новых методов и  технологий при решении конкретных проблем требует их модификации  и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в  виде различных форм:

• инновационная игра как метод  исследования и развития организаций;

• игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

• социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

• «императивная» форма, возникшая  при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

• матричная форма, сочетающая в  себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию,

обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя  имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс  назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления  эффективных действий.

Разрешение кризисных ситуаций в жизнедеятельности социальных систем реализуется способами, разработанными в рамках инновационной методологии, ориентированной на выработку средств  поиска и реализации принципиально  новых технологий. Одним из таких  способов является программное инновирование  социальных систем, которое строится на основе ряда базовых принципов1:

1) ориентация на обновление и  трансформацию всей организации  и ее связей с непосредственной  средой, так как изменение лишь  отдельных частей и компонентов системы не может быть достаточно эффективным для всей системы;

2) принцип «предельной цели»:  стратегические цели, разрабатываемые  для данной организации ее  представителями, должны быть  на пределе возможного;

3) принцип «пульсирующего инновирования»: программная серия инновационных  семинаров, проводящихся с небольшими  перерывами, в ходе которых происходит  интенсивное взаимодействие консультантов  и членов организации;

4) принцип «кумулятивной мотивации»: анализ и оценка результатов  предшествующей инновационной работы, в результате чего у представителей  социальной системы возрастает  мотивация к дальнейшим позитивным  изменениям, так как фиксация  успехов дает, с одной стороны,  уверенность в собственных силах,  а с другой стороны, неудовлетворенность  при отсутствии успехов;

5) принцип «интегративного программирования»:  формирование реальной стратегии  интегративно, с учетом "реальных  результатов каждого этапа работы  и соотнесения их с концепцией  обновления;

6) принцип «выращивания инновационного  ядра»: изменение организации  за счет изменения ее сотрудников  посредством инициирования их  потребности в таком изменении;  в ходе программной работы  «выращивается» инновационная команда  организации, которая готовится  выполнять функции носителя инновационной  методологии, способного самостоятельно  реализовать ее на практике.

Указанные принципы позволяют работать не с кризисными ситуациями как таковыми, а формировать альтернативные системы  и отношения, содержащие механизмы, препятствующие возникновению кризисов и конфликтов.

Информация о работе Нововведения в методах социальной работы