Мониторинг ВУЗов в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель рассмотрения данной темы заключается в том, чтобы дать понятие «мониторинг», исследовать итоги мониторинга, изучить критериальные показатели для вузов и филиалов, а также рассмотреть, кто осуществляет мониторинг и ведет учет.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Мониторинг.
Понятие «мониторинг».
Цели, особенности и задачи мониторинга.
Глава 2. Эффективность Российских ВУЗов и филиалов.
2.1 Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки.
2.2 Проведение мониторинга в 2013 году.
Глава 3. Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов.
Глава 4. Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по России
Глава 5.Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по Республике
Башкортостан
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

                                                          Содержание

Введение

Глава 1.Мониторинг.

    1.   Понятие «мониторинг».
    2. Цели, особенности и задачи мониторинга.

Глава 2. Эффективность Российских ВУЗов  и филиалов.

2.1  Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки.

2.2  Проведение мониторинга в 2013 году.

Глава 3. Пороговые значения показателей для оценки эффективности  вузов и филиалов.

Глава 4. Итоги мониторинга  ВУЗов и их филиалов по России

Глава 5.Итоги мониторинга  ВУЗов и их филиалов по Республике

Башкортостан

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

      Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов, тема на «сегодняшний» день очень актуальна. Эта тема волнует всех жителей страны, ее публикуют в различных журналах и газетах, на экранах телевизора в известных передачах часто стала появляться тема «эффективность и неэффективность» ВУЗов, а в интернете – настоящий бунт.

Вопросы к нашим ВУЗам  возникали давно и достаточно серьезные. Большое количество самых  разноообразных учебных заведений  как коммерческого так и государственного характера, их направлений обучения, способны запутать даже уверенного разбирающегося в Российском образовании человека, а ряд скандалов последнего времени, связанных со взятками при приеме студентов, торговля учеными степенями и бюджетными местами в государственных ВУЗах, всколыхнула общественность и заставила руководство страны более пристально посмотреть на нашу систему образования.

Цель рассмотрения данной темы заключается в том, чтобы  дать понятие «мониторинг», исследовать  итоги мониторинга, изучить критериальные  показатели для вузов и филиалов, а также рассмотреть, кто осуществляет мониторинг и ведет учет.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Мониторинг.

    1. Понятие «мониторинг».

    Мониторинг образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном,  региональном и местном уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: 1. Установление стандарта и операционализация: определение стандартов; операционализация стандартов   в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов. 2. Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов.

 

    1. Цели, особенности и задачи мониторинга.

      Целью мониторинга  является формирование статистических  и аналитических материалов для  последующего принятия решений  о группе неэффективных федеральных  государственных образовательных  учреждений высшего профессионального образования и филиалов, подлежащих реорганизации.

      Мониторинг  имеет ряд отличительных особенностей. Во – первых, он представляет  собой целостную систему, реализующую  множество функций.  Во – вторых, мониторинг обладает следующими особенностями:

    1. непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);
    2. диагностичностью (подразумевание наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
    3. информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные

показатели, на основании  которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемы процессах);

    1. обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс;
    2. научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга  могут выступать:

    • профессионально-образовательный процесс;
    • академическая успеваемость обучаемых;
    • учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
    • развитие личности обучаемого;
    • становление учебной группы;
    • профессиональная деятельность преподавателя;
    • профессиональное развитие преподавателя

                             

Создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы  образования, о качественных и количественных изменениях в ней составляет основную цель мониторинга развития данной системы.

Эта цель естественным образом  возникает на определенном этапе  эволюции образовательной системы. Ее осуществление невозможно без  становления необходимых условий, наличия интеллектуальных, финансовых и   материально – технических возможностей самой системы образования и ее структурных компонентов. Огромное значение имеет осознание субъектами этой системы целесообразности разработки реалистической модели мониторинга.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга развития системы  образования, сводятся к следующему:

    1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования, о качественных  и количественных изменениях в ней.
    2. Систематизация информации о состоянии и развитии системы образования.
    3. Обеспечение регулярного и наглядного представления инфор-мации о процессах, происходящих в системе образования.
    4. Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки правленческих решений.

Можно сказать, что одной  из задач мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности для эффективного функционирования объект. Причем не просто констатация  факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может  стать необратимой. Тем самым  создается возмож-ность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное разви-   тие событий.

Благодаря выполнению цели и задач, мониторинг развития системы  образования является универсальным  по свои исследовательским и практическим возможностям механизмом влияния и  коррекции деятельности субъектов  управлений системой.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эффективность  Российских ВУЗов  и филиалов.

    1. Итоги за 2012 г. по мониторингу Минобрнауки.

Мониторинг эффективности  деятельности вузов, принятие нового Федерального закона “Об образовании” и повышение  уровня средней зарпла- ты профессорско-преподавательского состава - темы, ставшие в 2012 году главными для образовательного сообщества.

01 ноября 2012 года, Минобрнауки  был опубликован список (рейтинг)  эффективности Российских ВУЗов  по исследованиям Минобрнауки. Данное исследование было проведено по поручению Президента Российской Федерации и председателя Правительства от 07 мая 2012 г. и предназначено было разобраться в непростом вопросе современного Российского образования.1

      Следует отметить, что, несмотря на огромное число желающих          получить высшее образование, научная жизнь в нашей стране, передовые технологии и другие инновационные разработки находятся на довольно низ-ком уровне.

Что же не так в нашей системе  образования? 

  В первую очередь ее неэффективность. Когда число обучающихся студен-тов доходит до внушительных цифр, а знаний, получаемых ими все меньше и меньше. 

   Часто, особенно в некоторых  коммерческих ВУЗах, основная  цель учебного заведения состоит  не научить студента чему-либо, а только собрать плату за это "обучение". Только вот ценность такого диплома равна нулю и все это знают. Понимают это и в Минобрнауке и в руководстве страны. Предпринимаемые сейчас меры по усилению нашего образования и предусматривают проведение некоего "тестирования" ВУЗов на предмет их эффективности.

                 

        В ноябре 2012 года межведомственная комиссия под председательством главы Минобрнауки РФ по итогам мониторинга вузовской сети признала неэффективными и нуждающимися в реорганизации 30 университетов и 262 филиала, которые должны быть объединены с более успешными вузами. Все- го в мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала.

В тех вузах, которые  были признаны неэффективными, проводятся оптимизации и реорганизации, цель которых – улучшить качество работы и подготовки студентов, в некоторых меняют руководство.

       По  результатам мониторинга число  российских вузов может сократиться на 20 процентов. Часть из них либо объединят с более сильными учреждении-ями образования, либо совсем ликвидируют. [7]

 

    1. Проведение мониторинга в 2013 году.

Минобрнауки может провести новый  мониторинг эффективности российских вузов осенью 2013 года.

Заместитель министра ведомства объяснил, что речь идет о втором этапе мониторинга. «Подведены итоги на 2012 год, это позволило  провести работу по развитию вузов, а к осени иметь результаты», — заявил Климов на совете Российского союза ректоров.

Такое решение было принято в  связи с тем, что с 1 сентября должен вступить  в силу закон об образовании, который Госдума приняла в нынешнем году.

Кроме того, в рамках мониторинга 2013 года предлагается оценить эффективность  деятельности структурных подразделений  вузов. Говоря о необходимости поддержки  гуманитарного и педагогического  образования, Виктор Садовничий призвал  подумать о создании “федеральных университе-тов педагогического уклона”.  
Заместитель главы Минобрнауки Александр Климов категорически не поддержал только одно из предложений РСР - до опубликования итогов мониторинга обсуждать их в региональных советах ректоров. Александр Климов считает, что никаких предварительных обсуждений перед вынесени-  ем результатов мониторинга на сайт Минобрнауки не нужно планировать,   если есть объективная картина, то все имеют право знать, что получилось. В   то же время к формированию критериев оценки работы вузов и филиалов бу-дут широко привлекаться представители вузовского сообщества, работодателей, органов исполнительной власти и, возможно, учредителей-ведомств, чьи вузы пока остались за рамками мониторинга. Планируется переход к сбору данных не на основе документов, представляемых в министерство университетами, а через Рособрнадзор и другие источники информации.  
Очередной мониторинг вузов состоится предположительно осенью 2013 года и, как подчеркнул Александр Климов, по единым для государственных и негосударственных университетов критериям.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пороговые  значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов.

Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений выс-шего профессионального образования проводился в целях реализации Указа Президента РФ и по поручению Председателя Правительства РФ от 17 мая 2012 года. Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Государственные вузы занесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему, а в сентябре-октябре Минобрнауки РФ верифицировало полученные данные.

Для ВУЗов использовалось пять показателей эффективности:

1. Образовательная  деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами. (Минимально допусти-мое значение для ВУЗов 60 баллов, для филиалов 50 баллов)

  1. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника. (Минимально допустимое значение для ВУЗов 50000 рублей, для филиалов 1700 рублей)
  2. Международная деятельность: процент иностранных студентов от общего количества выпускников. (Минимально допустимое значение для ВУЗов 0,7 %, для филиалов – необязательно)
  3. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника. (Минимально допустимое значение для ВУЗов 1100000 рублей, для филиалов – 700000 рублей)
  4. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расче-  те на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления. (Минимально допустимое значение для ВУЗов 11 кв.м., для филиалов – 9 кв.м.)

Для филиалов в дополнение к пяти перечисленным использовались еще  три показателя.

  1. Приведенный контингент. (Минимально допустимое значение 220 единиц)
  2. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников профессорско-преподавательского состава (не считая совместителей). (Минимально допустимое значение 0,6)
  3. Доля штатных работников ППС в общей численности профессорско-преподавательского состава. (Минимально допустимое значение 0,64)

Информация о работе Мониторинг ВУЗов в России и зарубежом