Компетентностный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ:
обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом
деле суммы сведений из разных предметных
областей), а выработать опыт, позволяющий
действовать в новых, неопределенных проблемных
ситуациях, для которых заранее нельзя наработать
соответствующих средств. Их нужно будет находить
в процессе разрешения подобных ситуаций и
достигать требуемых результатов

Файлы: 1 файл

73639.ppt

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 Сущность компетентностного подхода в образовании

 

 семинар учителей

МОУ ООШ № 15

Борский район п. Ситники.

«Тема компетентностного подхода  в образовании 

является принципиально важной, поскольку 

концентрирует в себе  идеи зарождающейся 

новой образовательной  парадигмы, приходящей

на смену «знаниевой»

 

А.В.Хуторской

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА 
В ОБРАЗОВАНИИ

 Сущность компетентностного подхода в образовании

 

 Компетенция (многозначное слово, от лат. cоmpetere – добиваюсь, соответствую, подхожу) -

 

это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт

 

Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) -

 

 обладание знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо; веское, авторитетное мнение

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА  
В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА  
В ОБРАЗОВАНИИ

 

Компетентность –

  • владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
  • знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их

 

 

Компетенция –совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ  ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

 

Операционная (как делать?)

 

Мотивационная (почему? зачем?)

 

Этическая (как к этому отнесутся  люди?)

 

Когнитивная 

(что?)

 

Социальная 

(с кем?)

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА 
В ОБРАЗОВАНИИ

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЦЕЛЬ:

обеспечить усвоение не  «суммы знаний» (на самом

деле суммы  сведений  из  разных  предметных 

областей), а выработать опыт, позволяющий

действовать в новых, неопределенных проблемных

 ситуациях, для которых заранее нельзя наработать

соответствующих средств. Их нужно  будет находить

в процессе разрешения  подобных ситуаций и

достигать требуемых результатов

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

 

Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.)

Человек 21 века должен научиться: 

 

Совет Европы (1996 г.)

Список ключевых компетентностей

 

 

  •  сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты);
  • учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными);
  • работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть);
  • жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор)

 

  •  политическая и социальная компетентность;
  • способность к жизни в поликультурном мире;
  • коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
  • компьютерная грамотность;
  • способность учиться всю жизнь.

Перечисленные компетентности  описывают набор требований к  выпускнику школы, которые позволяют  ему продолжать обучение или  работать)

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ

 

 «Стратегия модернизации содержания общего образования»:

список ключевых компетентностей

 

 

Ключевые компетентности

(в формулировке теоретиков компетентностного  подхода)

 

 

  •  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников);
  • компетентность в сфере гражданско-общественной жизни;
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
  • компетентность в бытовой сфере;
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

 

  •  понимать и объяснять явления действительности;
  • сотрудничать с другими людьми;
  • управлять собственной жизнью;
  • ориентироваться в человеческих ценностях;
  • самостоятельно учиться на протяжении всей жизни
  • (А.В.Баранников, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, С.Д. Поляков, В.В.Сериков, М.А.Холодная, А.В.Хуторской, Т.И.Шамова, др.)

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ

 

Ключевые компетентности

 (в формулировке теоретиков компетентностного подхода)

 

Ключевые компетентности

(в формулировке теоретиков компетентностного  подхода)

 

  •  владеть информационными технологиями;
  • общаться на родном и иностранном(ых) языках;
  • делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность;
  • решать проблемы (в том числе нестандартные);
  • адекватно оценивать собственные возможности

 

  • способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
  • владение новыми технологиями и  понимание возможностей их использования;
  • умение принимать ответственные самостоятельные решения;
  • адаптация в социальной и профессиональной сфере;
  • умение работать в команде;
  • готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ  
«КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

 

Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях

 

Характерные признаки  ключевых компетентностей:

  • многофункциональность;
  • надпредметность и междисциплинарность;
  • многомерность;
  • основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом  развитии человека;
  • формируемость в процессе обучения в школе, а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры, др.

 

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

  • Ценностно-смысловые компетенции
  • Общекультурные компетенции
  • Учебно-познавательные компетенции
  • Информационные компетенции
  • Коммуникативные компетенции
  • Социально-трудовые компетенции
  • Компетенции личностного самосовершенствования

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

 

 ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –

 компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

 

 ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -

круг вопросов, по отношению  к которым ученик должен быть  хорошо осведомлен, обладать познаниями  и опытом деятельности, это –  особенности национальной и общечеловеческой  культуры, духовно-нравственные основы  жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические  основы семейных, социальных, общественных  явлений и традиций, роль науки  и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции  в бытовой и культурно - досуговой  сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени.) Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

 УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -

это совокупность компетенций  ученика в сфере самостоятельной  познавательной деятельности, включающей  элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной  с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения  организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной  деятельности. По отношению к  изучаемым объектам ученик овладевает  креативными навыками продуктивной  деятельности: добыванием знаний  непосредственно из реальности, владением приемами действий  в нестандартных ситуациях, эвристическими  методами решения проблем. В рамках  данной компетенции определяются  требования соответствующей функциональной  грамотности: умение отличать факты  от домыслов, владение измерительными  навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов  познания 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

 

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -

умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую  информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее  формируются при помощи реальных  объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают  навыки деятельности ученика  по отношению к информации, содержащейся  в учебных предметах и образовательных  областях, а также в окружающем  мире 

Информация о работе Компетентностный подход в образовании