Коммерциализация интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Сущность коммерциализации интеллектуальной собственности……...4
2 Условия коммерциализации инноваций………………………………....6
3 Формы коммерциализации инноваций…………………………………..7
4 Способы коммерциализации интеллектуальной собственности…..…..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..20

Файлы: 1 файл

коммерциализация реф м.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 Сущность коммерциализации интеллектуальной собственности……...4

2 Условия коммерциализации инноваций………………………………....6

3 Формы коммерциализации инноваций…………………………………..7

4 Способы коммерциализации интеллектуальной собственности…..…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у  любого предприятия о том, как  стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит  в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем  товаре, показать, что он выгодно  отличается от других. Для этого  товар должен лучше удовлетворять  некие потребности по сравнению  с другими. Или открыть для  потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть  маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Однако создать инновацию  не значит создать ходовой товар. Вторая половина, и не менее важная с точки зрения достижения конечного  результата, - представить ее на рынке, сделать её такой и преподнести её так, чтобы обеспечить максимальный спрос.

Прежде всего, следует  говорить о внедрении инноваций. Это может происходить на коммерческой основе. В таком случае происходит процесс, который принято называть коммерциализацией.

 

1. СУЩНОСТЬ  КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Коммерциализация интеллектуальной собственности - это процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности  в экономический оборот, использование  интеллектуальной собственности в  хозяйственной деятельности предприятий.

Перечислим ряд практических преимуществ:

· владельцы интеллектуальной собственности могут быть учредителями фирм без отвлечения реальных денежных средств путем внесения объектов интеллектуальной собственности в  уставный капитал предприятия;

· можно получать дополнительные доходы за передачу права пользования  интеллектуальной собственностью;

· интеллектуальную собственность  можно использовать в качестве залога при получении кредита;

· интеллектуальная собственность  обеспечивает защиту от конкурентов  на период выведения на рынок новой  продукции, а также защиту от недобросовестной конкуренции;

· интеллектуальная собственность  способствует созданию рекламного имиджа при информировании о правовой охране выпускаемой продукции или работе по лицензии известного производителя;

· интеллектуальная собственность  позволяет снизить налог на прибыль  путем уменьшения налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;

· интеллектуальная собственность  позволяет снизить налог на добавленную  стоимость, если сделка оформляется  как патентный, лицензионный или  авторский договор.

Документальное оформление коммерческих операций с интеллектуальной собственностью может быть осуществлено в виде:

· договора о создании и  передаче научно-технической продукции;

· договора о выполнении НИОКР;

· лицензионного договора;

· учредительного договора;

Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в  коммерческий и хозяйственный оборот предполагает предварительную оценку их стоимости на этапе "ex ante". Ценообразование на сложные активы, к которым относятся и объекты интеллектуальной собственности, носит гораздо более сложный характер, нежели ценообразование на прочие рыночные блага.

Оценка интеллектуальной собственности представляет собой  относительно самостоятельную область  современных исследований, научный  аппарат которой находится в  постоянном развитии и требует дальнейшего  совершенствования.

Интеллектуальная собственность  в виде изобретений, защищенных действующими патентами, заявок на изобретения - "patent pending","ноу-хау", торговых марок и т.д. во всем мире высоко оценивается и является источником дохода и предметом прибыльного инвестирования. Известно, что из всей стоимости открытых акционерных обществ в развитых странах примерно 85% в настоящее время приходится на интеллектуальную собственность.

Однако также известно, что только 2-3% от всего количества запатентованных изобретений приносят изобретателям больше средств, чем  было затрачено на процесс патентования. Это вызвано тем, что процесс  передачи патентов в сферу производства является трудоемким, длительным, требующим  специальных знаний и совместной работы изобретателей с командой специалистов, доказывающих потенциальным  покупателям интеллектуальной собственности  ее истинную рыночную стоимость и  прибыльность.

Финальной стадией такой  работы является лицензирование патента, т.е. составление между обладателем  прав на интеллектуальную собственность - "Лицензиаром"- и ее покупателем  -"Лицензиатом" - лицензионного договора, в котором указаны все условия и сроки поэтапной оплаты передачи изобретения в производство и, соответственно, платежи, выплачиваемые изобретателю, за внедрение и последующие выплаты процентов от продажи продукции, основанной на изобретении.

Важнейшей частью такого лицензионного  договора является условия ответственности "Лицензиата" за невыплату указанных  платежей и согласованные методы требования исполнения обязательств "Лицензиата", которые также являются предметом "сопровождения" договора специалистами  в области прав на интеллектуальную собственность и могут потребовать  многолетней деятельности.

 

2. УСЛОВИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Условия коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности  основаны на принципах патентного права:

* принцип свободы творчества  как конституционный принцип;

* принцип исключительности  прав патентообладателя;

* принцип соблюдения интересов,  как патентообладателя, так и  общества;

* принципы инициативы  и доверительного сотрудничества  субъектов патентного права;

* принцип обязательной  новизны объектов охраны;

* принцип охраны результатов  только творческой деятельности;

* принцип обязательного  государственного признания объектов  охраны;

* принцип морального и  материального стимулирования авторов.

Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности  строится на следующем принципе: интеллектуальная собственность создает целый  ряд затрат, которые должны быть противопоставлены ряду возможностей по генерированию дохода для тех, кто эксплуатирует эту интеллектуальную собственность.

Целесообразность патентования определяется целями использования  интеллектуальной собственности. Можно  выделить две основные цели использования  объектов интеллектуальной собственности:

* продажа (экспорт) продукции  собственного производства;

* продажа (экспорт) технологии  как цели патентования;

Критерии целесообразности патентования включают в себя следующие:

* технический уровень  объекта;

* экономическая эффективность;

* значимость конкретного  изобретения в объекте техники;

* наличие ноу-хау;

* возможность доказательства  нарушения патента;

* наличие рынка;

* наличие интереса конкурентов  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФОРМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Формы передачи объектов интеллектуальной собственности в приложении к  техническим объектам или объектам промышленной собственности разделаются  на виды, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Рынок научно технической  продукции

 

Лицензии

 

Патентные пулы

Патенты

Ноу-хау

 

Разрешительные документы

 

Единый блок закрытый

для аутсайдеров

Документы по защите

интеллектуальной

собственности

Знания и опыт различного

характера

 

Товарные знаки

         

Промышленные образцы

 

       
         

Инжиниринг

         
         

Формы коммерциализации объекта  интеллектуальной собственности могут  быть представлены схематично следующим  образом:

* Разработка внедряется  в производство, откуда выводится  на рынок.

* Разработка заканчивается  передачей прав на объект интеллектуальной  собственности.

* Разработка выливается  в создание совместного производства (предприятия).

В основе коммерциализации лежит заключение лицензионных соглашений. Лицензионное соглашение - это соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничестве конкурентов - тех, кто создает и владеет интеллектуальной собственностью, и теми, кто не владеет этой интеллектуальной собственностью и кому эта интеллектуальная собственность необходима для обеспечения достижения собственных целей.

Заключение лицензионного  соглашения осуществляется в тех  случаях, когда:

* доход от продажи лицензии  превосходит издержки по контролю  использования лицензии;

* доход от продажи лицензии  превосходит размер упущенной  выгоды при отказе от монополии  на передаваемую технологию на  данном рынке.

Лицензионное  соглашение - это документ разрешающий использовать в коммерческих целях:

* конструктивные разработки

* технологические разработки

* методы

* модели

* программные средства

Лицензионное соглашение определяет право на использование  объектов интеллектуальной собственности, и передается от лицензиара лицензиату на основе взаимного лицензионного  соглашения.

Лицензия имеет следующие  разновидности:

* лицензия полная

* лицензия исключительная

* лицензия простая

Лицензия полная лицензиара полностью лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается  использовать объект лицензии монопольно на условиях и в течение срока  действия.

Исключительная лицензия лицензиара частично лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается  использовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территории на условиях и в течение срока  действия.

Лицензия простая лицензиара не лишает прав самостоятельного использования  объекта лицензии и выдачи аналогичных  лицензий другим лицам, лицензиату разрешается  использовать объект лицензии на условиях и в течение срока действия.

Существует два основных понятия лицензионного соглашения:

* Роялти - основа для определения  всех других видов платежей  по лицензии.

* Цена лицензии - баланс  интересов лицензиара и лицензиата.

Основными показателями лицензионного  соглашения являются следующие:

* база роялти (цена единицы  или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной  с применением способа; при  широком ассортименте продукции  стоимость определенного сырья;  прибыль).

* ставка роялти (типовая  для данной отрасли или для  других лицензий того же лицензиара  и/или лицензиата).

* срок лицензии (определяется  сроком морального старения объекта  лицензии, не может быть больше  срока действия патента или  меньше, чем характерный срок  освоения производства в данной  отрасли).

Минимальные роялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительных переговоров по заключению лицензионной сделки, расходы  лицензиара на осуществление обязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь, поставка узлов  и деталей, сырья). Принимаются во внимание затраты лицензиара на НИОКР  и освоение производства продукции  по патенту.

Максимальные роялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшей альтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение другой лицензии, отказ  от приобретения лицензий).

Относительно территории действия лицензионного соглашения, можно сказать следующее: лицензиар  и лицензиат стремятся не допустить  или свести к минимуму конкуренцию  между собой. Они включают в лицензионное соглашение условие, оговаривающее  предоставление лицензиату определенной территории, на которой ему предоставляется  право производства и сбыта лицензионной продукции.

Цена лицензии представляет собой выбор вида лицензионных платежей из таких возможных вариантов:

* периодические платежи  (процентные отчисления) в течение  срока действия лицензионного  соглашения, то есть роялти.

* фиксированные платежи,  производимые единовременно или  в рассрочку, именуемые паушальными  платежами.

* Комбинированные (смешанные)  платежи - роялти в сочетании  с паушальными платежами.

Передача ноу-хау выделяется как особый вид коммерциализации и имеет ряд особенностей. Сделка по передаче ноу-хау - это предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау состоят в следующем:

* большой риск, связанный  с раскрытием конфиденциального  существа ноу-хау до заключения  контракта и утечкой ноу-хау  от получателя третьим лицам  после заключения контракта;

* необратимый характер  передачи ноу-хау;

* постоянно присутствующий  временной фактор;

Информация о работе Коммерциализация интеллектуальной деятельности