Иновационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании жизненного цикла инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Понятие и сущность инновации……………………………………...3
Жизненный цикл инновации………………………………………….5
Экономическая оценка инноваций………………………………….13
Основные виды и свойства инноваций………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

итомх.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие и сущность инновации……………………………………...3
  2. Жизненный цикл инновации………………………………………….5
  3. Экономическая оценка инноваций………………………………….13
  4. Основные виды и свойства инноваций………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

Введение

 

Сегодня, когда с  российского рынка ушло подавляющее  большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители  вступили в борьбу за потребителя  между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в этой борьбе оказывается тот, кто  строит свою деятельность преимущественно  на основе инновационного подхода и  главной целью стратегического  плана ставит разработку новых товаров  и услуг.

С начала реформирования экономики России прошло почти десять лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически  на всех адаптировавшихся к рынку  предприятиях созданы отделы коммерции  и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены  новые системы управленческого  учета, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия. Вместе с  тем, как показывает практика, для  создания долгосрочной конкурентоспособности  этого оказывается недостаточно. Одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия  может стать его инновационная  активность.

Актуальность проблемы

Цель данной работы состоит в исследовании жизненного цикла инноваций.

 

 

  1. Понятие и сущность инновации

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.[1, с.24]

Инновация - превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.[2, с.321]

Инновация может быть рассмотрена  как в динамическом, так и в  статическом аспекте. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла (НПЦ).

Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Создатели  инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.[4, с. 74]

Следовательно, научно-технические инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что  новшество используется. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают  их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают стоимость  и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой  области – технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного  капитала и использованию “зрелых  рынков”. Инновации содействуют  перемещению ресурсов в сферу  более высокой производительности и прибыли.[3, с. 5]

Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности  производимых товаров, поддержания  высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая  экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области  продуктовых и технологических  инноваций

Именно  инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и  Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в. Тенденция  к росту прибыли тесно связана  с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны  ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.[5, с.113]

  1. Жизненный цикл инноваций

 

 Различают два типа технологических инноваций: продуктовые  и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая  инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях  либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта инкрементальная продуктовая  инновация связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.    Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.      По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т. е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии. Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и проч.           Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих [12,  c.95]:             - зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;        - рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);             - зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);            - насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);         - упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.           Жизненный цикл производства инновационного продукта состоит из следующих стадий.          Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и не загруженность мощностей.      Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства -- характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.          Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.           Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска "продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.  Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.     Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.   Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.   Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологий проводится в следующей последовательности, включающей:      1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;         2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;  3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;           4) распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;  5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;        6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.      Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии [11, c. 58].          Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:      - проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;        - подбор необходимых видов сырья и материалов для изго-1товления новых видов продукции;          - разработку технологического процесса изготовления новой продукции;             - проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;           - исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;  - подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;    - проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;     - организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.       Качество технологического процесса реализуется в его способности создать новшество. Оно оценивается как с позиций технико-технологических характеристик, так и системой экономических показателей. Широко применяемые технико-экономические и функционально-стоимостные методы анализа позволяют установить зависимость между техническими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм оптимального функционирования производственных систем.      Как следует из вышеизложенного, весьма важным этапом инновационной деятельности является поиск кардинальных взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями технического уровня, качества применяемых новшеств с условиями их производства и эксплуатации и с экономической эффективностью. Дело в том, что в отдельности решить проблему качества и экономической эффективности новой техники и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщенную технико-экономическую модель (или в простейшем варианте блок-схему), которая выявляет воздействие показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты и т. д. Для этого необходимо на самом начальном этапе проектирования новшества избрать альтернативный вариант:            1) оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности или          2) максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности.     Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое. Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.  Предлагаемая методика использует как традиционные нормативные подходы, так и метод «затраты - эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР, Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.     С одной стороны, инновационная деятельность предприятия является системой последовательно проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций всецело зависит от состояния и технико-организационного уровня производственной среды.   С другой стороны, именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны и требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования. Так, для показателей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся длительным жизненным циклом, капиталоемких и фондоемких производствах может нанести непоправимый ущерб при неправильном прогнозировании, внедрении и эксплуатации.         В наукоемких, прогрессивных отраслях дело обстоит наоборот: именно технологические «сдвиги и прорывы» и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Более того, с начала 90-х гг. конкурентный статус крупных компаний в значительной мере связывается не только с новыми товарами, но и в большей степени с наличием новейших технологий у фирмы. Так обстоит дело у флагманов мировой экономики «Сони», «Панасоник», «Ай-Би-Эм», «Дженерал Электрик», «Джонсон и Джонсон», а также у российских «Газпрома» и «Росвооружения» и др. [10,c.23] Приведенные стратегические технологические факторы выявляют зависимость рыночной стратегии фирмы от характеристики НИОКР и применяемой технологии. Для успеха необходимы такие качества новой технологии, как адаптивность, гибкость, способность к «встроенности» в старое производство, возможности синергизма, четкая стратегия НИОКР и наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия свести к каким-либо единым показателям невозможно, поэтому в рыночной экономике арбитром и экспертом качества технологии выступает рынок, а критерием всего многообразия свойств может быть только экономическая эффективность.

  1. Экономическая оценка инноваций

Качество технологического процесса реализуется в его способности  создать новшество. Оно оценивается  как с позиций технико-технологических  характеристик, так и системой экономических  показателей. Широко применяемые технико-экономические  и функционально-стоимостные методы анализа позволяют установить зависимость  между техническими и экономическими показателями процессов и найти  алгоритм оптимального функционирования производственных систем.

Как следует из вышеизложенного, весьма важным этапом инновационной  деятельности является поиск кардинальных взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями технического уровня, качества применяемых новшеств с  условиями их производства и эксплуатации и с экономической эффективностью. Дело в том, что в отдельности  решить проблему качества и экономической  эффективности новой техники  и технологии невозможно.

Наиболее целесообразно  применить обобщенную технико-экономическую  модель (или в простейшем варианте блок-схему), которая выявляет воздействие  показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические  показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты и т. д. Для  этого необходимо на самом начальном  этапе проектирования новшества  избрать альтернативный вариант:

1) оптимальные свойства  новшества при максимальной экономической  эффективности или

2) максимально совершенный  уровень новшества при удовлетворительной  экономической эффективности.

Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных  оценок. Поэтому применяют два  критерия: критерий минимума приведенных  затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного  обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое [12, c.95].

Следующим этапом может  служить установление зависимости  между значением приведенных  затрат и обобщающим показателем  технического уровня изделия или  процесса. Инструментом такого подхода  является корреляционное и регрессионное  моделирование.

Предлагаемая методика использует как традиционные нормативные  подходы, так и метод «затраты — эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия  произошла переориентация критериев  технического и технологического уровня и экономической эффективности  нововведений. В краткосрочном плане  внедрение нововведений ухудшает экономические  показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР, Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.

С одной стороны, инновационная деятельность предприятия  является системой последовательно  проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций  всецело зависит от состояния  и технико-организационного уровня производственной среды.

С другой стороны, именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые  приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества  подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической  безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию  в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности  новых технологий должны быть адекватны  и требованиям научно-технической  государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим  источникам финансирования [13, c.174].

Так, для показателей  рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в  более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся  длительным жизненным циклом, капиталоемких  и фондоемких производствах может  нанести непоправимый ущерб при  неправильном прогнозировании, внедрении  и эксплуатации.

В наукоемких, прогрессивных  отраслях дело обстоит наоборот: именно технологические «сдвиги и прорывы» и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность  предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде. Более того, с начала 90-х гг. конкурентный статус крупных компаний в значительной мере связывается не только с новыми товарами, но и в большей степени с наличием новейших технологий у фирмы. Так обстоит дело у флагманов мировой экономики «Сони», «Панасоник», «Ай-Би-Эм», «Дженерал Электрик», «Джонсон и Джонсон», а также у российских «Газпрома» и «Росвооружения» и др.

Приведенные стратегические технологические факторы выявляют зависимость рыночной стратегии  фирмы от характеристики НИОКР и  применяемой технологии. Для успеха необходимы такие качества новой  технологии, как адаптивность, гибкость, способность к «встроенности» в  старое производство, возможности синергизма, четкая стратегия НИОКР и наличие  патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия свести к каким-либо единым показателям  невозможно, поэтому в рыночной экономике  арбитром и экспертом качества технологии выступает рынок, а критерием  всего многообразия свойств может  быть только экономическая эффективность.

Информация о работе Иновационные технологии