Инновационный проект и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики составляет наряд с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание работы

1) Теоретическая часть
1.1 Введение ------------------------------------------------------
1.2. Основы государственного регулирования
инновационной деятельности -----------------------------
1.3. Механизм формирования государственной
инновационной политики ---------------------------------
1.4. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах -----------------------------------------
1.5. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности------------------------------
1.6. Государственные заказы-------------------------------------
1.7. Особенности государственного регулирования
инновационной деятельности
Федерации-------------------------------------------------------
2) Расчетная часть
Оценка эффективности инвестиционного проекта--------------------
2.1. Расчет показателей по годам----------------------------------
2.1.1. Расчет денежного потока ----------------------------
2.1.2. Расчет инвестиционных вложений ----------------
2.2. Расчет показателей эффективности --------------------------
2.2.1. Расчет дисконтированных величин денежного
потока и инвестиционных вложений -------------
2.2.2. Расчет показателей эффективности ----------------
2.3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта---------------------------------------
Оптимизированный инновационный проект
2.4. Расчет показателей по годам-----------------------------------
2.4.1.Расчет денежного потока ------------------------------
2.4.2. Расчет инвестиционных вложений -----------------
2.5. Расчет показателей эффективности---------------------------
2.5.1. Расчет дисконтированных величин денежного
потока и инвестиционных вложений--------------
2.5.2. Расчет показателей эффективности-----------------
2.6. Анализ показателей эффективности и оценка
эффективности оптимизированного
инновационного проекта----------------------------------------
Заключение --------------------------------------------------------------
Библиография -----------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

      Рассмотрим  механизм формирования государственной  инновационной политики. 
 

    1. Механизм  формирования государственной  инновационной политики
 

  Организационной  формой разработки государственной  инновационной политики могут  служить взаимодействующая совокупность  министерств и ведомств, ответственных  за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.

  Сопоставление  фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.

  Не  соответствующая целям государственной  инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

  Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами. 

  Определение  целей политики государства базируется  на принципах и механизме реализации  этой политики. К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся:

    • свобода научного и научно-технического творчества;
    • правовая охрана интеллектуальной собственности;
    • интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
    • поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
    • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
    • стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
    • развитие  международного научного инновационного сотрудничества.
 
 
 
    1. Формирование  государственной  инновационная политики в зарубежных странах
 

  Механизм  формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

      К особенностям реализации научной и  инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

  По  уровню и формам поддержки  в мировой практике принято  выделять:

  • государственные стратегии активного вмешательства;
  • децентрализованного регулирования;
  • смешанные.

При осуществлении  стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

  Так,  в Японии, руководствующейся данной  стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов.

  Стратегия  активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.

  Стратегия децентрализованного  регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

  Например, государство предлагает в экономической  сфере созданные в госсекторе  научно-технические новшества и  создает инфрастуктуру инновационной  сферы; формирует условия, способствующие  повышению инновационной активности  всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

  В  отличие от стратегии активного  вмешательства, при которой «ведущая  роль в выборе приоритетов  научно-технического развития принадлежит  государству, в стратегии децентрализованного  регулирования на первое место  в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.»

      Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

  «В  США, с помощью крупномасштабных  целевых проектов государственное  регулирование инновационных процессов  осуществляется в следующих основных  направлениях:

  • стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;
  • бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
  • льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
  • формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
  • мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
  • предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
  • осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
  • льготное налогообложение инновационной деятельности;
  • антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.»

      Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

  В  Японии для развития экспортного  производства используются не  только прямое субсидирование  и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

      К основным направлениям инновационной  политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся:

  • единое антимонопольное законодательство;
  • система ускоренной амортизации оборудования;
  • льготное налогообложение НИОКР;
  • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  • прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
  • кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

  Повышение  роли государства в области  инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

  Функция  дополнительного стимулирования  осуществляется государством посредством  инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

  Другой  причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.

  Для  развития информационного обеспечения  НИОКР создан Европейский информационный  центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые программы: по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР *»ВЭЛЬЮ»); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.

  Активное  участие государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью  долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность  нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.

  Развитие  инновационной деятельности и  увеличение объема ресурсов, вовлекаемых  в инновационный процесс, определяют  необходимость сотрудничества и  кооперации как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государства. 
 

    1. Методы  государственного воздействия в области инновационной деятельности.
 

  Независимо  от уровня регулирования сферы  инновационной деятельности в  различных странах осуществляются  мероприятия государственной инновационной  политики. Они могут быть объединены  в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.

  Основной  составляющей системы государственной  поддержки инновационной деятельности  является финансирование. Средства  могут быть представлены крупным,  средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка.

Информация о работе Инновационный проект и его оценка