Инновационные процессы в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ являются особенно актуальными.
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие об инновациях в образовании, их классификация……………..6
3. Роль инноваций в развитии школы………………………………………25
4. Заключение……………………………………………………………… 31
5. Список литературы………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Инновационные процессы образования.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

- невыполнение  функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию  в неполном объёме образовательных  программ в соответствии с  учебным планом и графиком  учебного процесса;

- качество  образования своих выпускников;

- нарушение  прав и свобод учащихся, воспитанников  и работников школы;

- жизнь и  здоровье учащихся и работников  во время образовательного процесса.

Влияние инновационных  изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.

Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом  школы на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий  должно включать достаточно продолжительный  перерыв, необходимый для питания  школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив  и руководитель школы обязаны  учитывать недельную загруженность  учащихся уроками.

Школьные  нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости  педагогов. Некоторые школы отходят  от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных  курсов, экзаменов, выделяют дни и  даже недели для самостоятельных  занятий, переносят, иногда удлиняют время  каникул. Эти новшества, связанные  с переменами в «годовом календарном учебном графике», руководитель школы обязан согласовывать с органами местного самоуправления, а также – с муниципальными органами исполнительной власти, советниками, специалистами этих органов по вопросам образования.

Такого же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных  предметов и их интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набора учащихся; создание элитарных  учебных заведений и других новых  типов и видов школ.

Гарантией права  на образование призваны стать государственные  образовательные стандарты. Единая составная часть государственных  стандартов – федеральный компонент  образовательных программ. Грамотное  управление инновациями предполагает способность руководителя школы  обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение  минимальных требований к учебным  программам грозит разрывом, дестабилизацией  единого образовательного пространства России, нарушением преемственности  в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Школы используют различные варианты учебных планов, утверждённых Министерством образования  РФ. Но при любом выборе руководитель школы обязан обеспечить изучение учебных  предметов не в меньшем объёме, чем это предусмотрено инвариантной частью примерного базисного учебного плана.

Роль инноваций в развитии школы.

После того, как руководитель всесторонне  проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью  которых это можно было бы сделать  наилучшим образом. Выбор идей неизбежен  потому, что для достижения одних  и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых  имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений  очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

- у одних  – стремление почти без всякого  выбора внедрить, освоить буквально  всё, чего раньше не было, что  где-то услышали, увидели (не случайно  о таких школах говорят, что  они так “бешено“ развиваются,  что не успевают нормально  функционировать);

- у других  – стремление перепробовать,  освоить новое подряд, дабы таким  образом найти оптимальную для  своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы  и естественно – многочисленные  ошибки);

- у третьих  – стремление осваивать непременно  то, что осваивают соседи из  окрестных школ для того, чтобы  выдержать конкуренцию в борьбе  за контингент учащихся, за хорошее  мнение родителей, руководителей  органов управления образованием  своего округа;

- у четвёртых  – отчётливо прослеживается стремление  любой ценой не отстать от  моды, быть на её гребне, а потому  они очертя голову стремятся  к статусу инновационной школы  и непременно с вычурным, сложным  названием;

- у пятых  – готовность принять к осуществлению  любую рекомендацию, любое указание  местных органов управления образованием, касающееся освоения той или  иной новой идеи.

Нетрудно  понять, что все эти подходы  к нововведениям в школе чреваты  серьёзными издержками, такими, как  колоссальные перегрузки детей и  учителей, снижение успеваемости по тем  предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет  обоснованно выбрать оптимальные  именно для своей школы идеи развития.

Выбор идей реализуется  путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц-экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные  работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

 

Таблица 6

Параметры оценивания идей

Параметры

Характеристика параметров

Актуальность оцениваемого нововведения

Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному  заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной  политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация.

Соответствие каждой предлагаемой для  выбора частной новой идеи общей  идее развития школы.

Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством  развития той или иной школы. При  оценке инновации по этому основанию  следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения.

Результативность нововведения.

Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.).

Творческая новизна (инновационный  потенциал) идеи.

Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с  помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих  ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать  только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что  эффективно, независимо от того, когда  оно рождено – давно или  только что.

Методическая разработанность идеи.

Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может  быть принята к освоению в форме  эксперимента, в ходе которого все  эти технологии разрабатываются: сначала  в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже  в виде проверенной, обоснованной практики.

Возможности потенциальных участников освоения новшества

Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации  участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости  в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.

Баланс интересов учителей.

Баланс интересов разных групп  учителей по отношению к тому или  иному нововведению.

Возможное сопротивление нововведению.

Оно может возникать со стороны  тех педагогов, предложения которых  не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации  оборачиваются беспокойством и  исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы  или нежелательное для них  изменение должности и т.п.

Время, необходимое для освоения.

Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение  одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой – как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет.

Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.

Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они  могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество  предполагает уменьшение наполняемости  классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они  могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения  специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых  идей.

Организационные условия.

В школе может не быть структурных  подразделений или должностей, необходимых  для претворения инноваций в  жизнь, необходимо их создать.

Нормативно-правовая обеспеченность.

Целый ряд инноваций, особенно если они  предполагают эксперимент, требует  разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных  договоров, трудовых соглашений, медицинской  или иной экспертизы и т.п.

Привлекательность идеи.

Соответствие инновации личным интересам  и вкусам тех педагогов, которые  будут её осваивать.

Новизна идеи.

Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.


 

Необходимо  продумывать весь организационный  механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и  родителей с помощью собеседования  и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других – исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе. На этом этапе работы руководителю может быть полезна таблица, в которой каждым учителем определено, каким способом он будет развивать инновацию в каждом конкретном объекте обновления (например, в содержании математического образования учитель может развивать свой опыт, осваивать чей-то опыт, осваивать научные разработки или создавать свой опыт на основе инновационной идеи, т. е. проводить эксперимент (см. Приложение 1).

Анализ специальной  литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной  интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Чёткое представление  о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных  заведений объективно оценивать  и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды  – определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный  процесс школы. Отсутствие такой  инновационной среды проявляется  в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности  по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной  среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления»  учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит  реальное отражение в отношении  учителей к педагогическим инновациям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Основываясь на вышеизложенном материале, можно  с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь  в области образования, будут  решены с помощью различных педагогических инноваций.

В работе всесторонне  рассмотрен вопрос об инновациях в  образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и реформой, инновацией и новацией, Выявлены параметры  оценивания инновационных идей, которые  являются основными для образования. Это:

1. Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.

2. Результативность нововведения.

3. Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.

4. Методическая разработанность идеи.

5. Возможности потенциальных участников освоения новшества.

6. Баланс интересов учителей.

7. Возможное сопротивление нововведению.

8. Время, необходимое для освоения.

9. Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.

10. Организационные условия.

11. Нормативно-правовая обеспеченность.

12. Привлекательность идеи.

13. Новизна идеи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – СПб.: Громова. – 2002.
  3. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании/ Н.И. Ерофеева// Народное образование. – 2002.
  4. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990
  5. Каменский А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А.К. Каменский// Директор школы. – 2006
  6. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. – 2003.
  7. Лазарев В.С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. – 2003.
  8. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А.М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М., 1978.
  10. Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории в школе. – 2006.
  11. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005
  12. Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. – 2006.

Информация о работе Инновационные процессы в образовании