Инновации в торговом деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Развитие информационных систем и технологических торговых инноваций характеризует прогресс в научном мышлении, который движется от рассмотрения индивидуальных элементов информационных систем: потребностей, товаров с их свойствами, условий и факторов, формирующих их, к рассмотрению зависимостей между закупками и продажами и их влиянию на инвестиционную сферу торгового предприятия. Комплексность информационной системы и технологических торговых инноваций еще связана и с тем, что они появились для удовлетворения потребностей практики торговой работы, организационно-коммерческих систем. Однако решение сложных рыночных проблем требует разработки междисциплинарного рыночного аспекта теории управления информационными системами.
Целью данного исследования является анализ инновационных изменений в торговом бизнесе.

Содержание работы

Введение 3
1 Исторические аспекты развития инноваций в торговом деле 5
2 Анализ инновационной деятельности в торговле 9
3 Инновации в оптовой торговле 17
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение

1 Исторические аспекты развития инноваций в торговом деле              5

2 Анализ инновационной деятельности в торговле              9

3 Инновации в оптовой торговле              17

Заключение              23

Список использованных источников              25


Введение

В последнее время большое значение в развитии экономики России уделяется торговым предприятиям. Это закономерный процесс современной экономики, ее желание стать ближе к конечному потребителю, развить инновационный потенциал торговых предприятий. Данная ситуация, в свою очередь, способствует совершенствованию двух взаимосвязанных областей в торговой сфере - построению информационных систем управления торговым предприятием и развитию их технологических инноваций. В подобных условиях хозяйствования возникает потребность в инвестировании заявленных областей исследования, использовании Интернет - технологий, экспертных систем управления торговым предприятием и иных доступных механизмов, позволяющих оптимизировать его финансовые показатели без качественного ущерба для его продукции.

История вопроса управления информационными системами и технологическими торговыми инновациями показывает, что они находят свое решение, прежде всего, в практике торговли и структуре организации торговых операций. Можно предположить, что в будущем информационные системы займут ведущее место в удовлетворении потребностей и спроса населения, в управлении предложением товаров и спросом; получат более широкое применение в планировании и размещении производства и торговли; будут оказывать сильное влияние на развитие научного мировоззрения.

Развитие информационных систем и технологических торговых инноваций характеризует прогресс в научном мышлении, который движется от рассмотрения индивидуальных элементов информационных систем: потребностей, товаров с их свойствами, условий и факторов, формирующих их, к рассмотрению зависимостей между закупками и продажами и их влиянию на инвестиционную сферу торгового предприятия. Комплексность информационной системы и технологических торговых инноваций еще связана и с тем, что они появились для удовлетворения потребностей практики торговой работы, организационно-коммерческих систем. Однако решение сложных рыночных проблем требует разработки междисциплинарного рыночного аспекта теории управления информационными системами.

Целью данного исследования является анализ инновационных изменений в торговом бизнесе.


1 Исторические аспекты развития инноваций в торговом деле

Институциональные предпосылки рыночной экономики сложились далеко не сразу. Первоначальный очаг становления капитализма характеризовался медленным вызреванием необходимых предпосылок. В Западной Европе они складывались постепенно, начиная с XIV -XV вв. Остановимся на возникновении тех институтов, которые обеспечили источники роста – инновации в торговле, технологии и организации. Важную роль сыграла автономизация экономической жизни. Децентрализация власти и ответственности стали необходимыми условиями экспериментирования, позволили преодолеть сопротивление инновациям. Именно рост независимости экономических агентов создал предпосылки для экономического роста. Сам же рост являлся в значительной мере продуктом непрерывных инноваций. Инновации осуществлялись через расширение торговли и открытие новых ресурсов, через сокращение издержек производства, через выпуск новых продуктов, через создание новых форм организаций и т.д. Эти инновации были бы невозможны без развития и укрепления частной собственности, которая позволила извлекать новаторам наибольшие доходы из их изобретений. Важно подчеркнуть разнообразие возникших организационных форм (типов и размеров фирм), а также разумное сочетание принципов иерархии и рынка.

Хотя технологические институциональные изменения являются в конечном счете главными детерминантами экономического и социального развития, однако не они сами по себе дали первоначальный толчок изменениям. Первоначальный импульс был связан с расширением рынков в связи с ростом населения и развитием внутренней и внешней торговли. Это привело к подъему купечества и устранению целого ряда феодальных ограничений личной свободы и частной собственности. Если сначала активность купечества росла параллельно с расцветом феодальной системы (XI - XIV вв.), то позднее именно она подрывала ее основы и развивалась уже в ущерб ей.

Расширение торговли повышало относительную свободу экономических агентов, постепенно подрывало основы произвольного вмешательства властей, типичного для феодализма. Внешняя торговля оказалась более свободной от регулирования правительств в отличие от внутренней. В разрушении традиционной «зарегулированности» индивида определенную роль сыграли развитие пиратства и широкая практика контрабанды. Они развивались на границах феодальных империй, а столкновение интересов государств препятствовало установлению полного контроля над морской торговлей.

Именно в этот период создаются институты, благоприятные для развития коммерции. Они были подготовлены прежде всего изменениями в системе права. Широкий товарооборот создал систему прецедентов по поводу таких важных для торговли явлений как страховка, векселя, судовой фрахт, договоры о продаже, соглашения о товариществе, патентах и об арбитраже.[1]

Важно подчеркнуть, что параллельно с развитием коммерции происходило очищение закона от дискреционных, ритуальных, религиозных примесей. Впервые создавался закон, «надежный как машина». В Западной Европе английские суды первыми завоевали репутацию безукоризненной честности в отношении купцов (в том числе и по отношению к тяжбам иностранцев).

Расширение торговли было бы невозможно без развития денег, кредита, изменений в системе финансов. Начиная с XIII века векселя используются вместо монеты, а с XVII века они приобретают свойство обращаемости с передачей третьим лицам по индоссаменту. Любопытно подчеркнуть, что торговля векселями совершалась в обход церковного запрета на взимание процента. Считалось, что «приобретение векселей со скидкой – это не процент, а учет риска». Успеху торговли способствовало развитие страхования. Уже в конце XII века в Италии происходит отделение страхования от финансирования, а позднее – отделение морских рисков от рыночных.

Развитие торговли подготовило становление абсолютизма, который стал союзом дворянства и торговой буржуазии. Привычные для феодализма экстраординарные поборы уступают место законному налогообложению. В Англии и Голландии правительства первыми утрачивают право на произвольные сборы. Установление налогов становится делом парламента.

Постепенно формируются предприятия нового типа. Собственность предприятия начинает существовать отдельно от семейной собственности. Предприятие становится юридическим лицом. Оценка активов - пассивов, четкое определение баланса предприятия (прибылей и убытков) позволяют развить практику кредитования на основе оценки финансового положения фирмы и перспектив её развития.

Возникают экономические объединения, основанные не на родственных, а на чисто деловых связях. Первоначально такие предприятия организовывали бывшие военные и моряки, пользовавшиеся взаимным доверием, поддержкой и верностью по отношению к товарищам.

Существенную роль в формировании нового социального типа предпринимателя сыграла Реформация. Проповедь М. Лютера и Ж. Кальвина способствовала формированию протестантской этики, заложившей новые нравственные правила и новую мораль (трудолюбие, выполнение обязательств, честность, пунктуальность и т. д.). Особое значение имело проведенное М. Лютером отделение раннекапиталистического  предпринимательства от позднефеодального стяжательства и «учение об избранных» Ж. Кальвина. Всё это способствовало демократизации церкви в интересах буржуа.

Огромную роль в становлении рыночной экономики в Западной Европе сыграли также политические институты. Не следует забывать, что в XIV - XIX вв. существовала активная поддержка государством развития торговли и промышленности. Именно государство обеспечивало возвращение кредитов и выполнение соглашений, защиту прав собственности, поддерживало создание правовых форм, отвечающих потребностям предприятий, заложило основы развития инфраструктуры (развитие бесплатного образования, создание транспортных систем и т.д.), защищало национальную промышленность от иностранной конкуренции и обеспечивало стабильность валюты. Вплоть до конца XIX века государство напрямую вмешивалось в развитие промышленности и торговли. Независимость производства и торговли от политических институтов выступает как характерная черта западноевропейского пути развития капитализма лишь на его позднем и относительно кратковременном этапе. Идеология невмешательства (laissez-faire) создала важные политические предпосылки для развития капитализма лишь в конце этого периода.

Становление капитализма было довольно органично не только в экономической, но и в социально-правовой и политической сферах (создание бесплатных публичных школ, реформирование системы права, обеспечение безопасности жизни и собственности граждан  путем развития законопослушания и эффективной борьбы с преступностью, расширение права участия в выборах, смена абсолютных монархий республиканскими и демократическими правительствами, длительный мир в Западной Европе с 1815 по1914 годы).

2 Анализ инновационной деятельности в торговле

Совершенствование хозяйственных процессов, реструктуризация, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса связаны с инновациями.

          Инновацию (нововведение) можно определить как первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения.[2]

Инновация – нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса.

Инновационный процесс – научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.

Важнейшей составляющей инноваций торгового предприятия является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип предприятия торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование предприятия, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка, жизненный цикл нововведения.

Основная задача нововведений в торговле – обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, заменять торговое оборудование и технические средства наиболее совершенными видами, совершенствовать организацию торговых процессов и управление ими, создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.[3]

Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учёта, управления, заменой торговых площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления (АСУ) и т. д.

Анализ инновационной деятельности имеет много общего с анализом инвестиций, так как и в том и в другом случае требуются инвестиционные вложения. Поэтому многие из примеров анализа инноваций нами рассмотрены в методике анализа инвестиционной деятельности. При оценке эффективности как инвестиций, так и инноваций все затраты и результаты приводятся к расчётному году с помощью коэффициентов дисконтирования и наращения.

С развитием современных рыночных отношений обеспечивается непрерывный и динамичный рост конкурентоспособности отечественных товаров за счет использования новейших открытий в различных сферах человеческой деятельности и, в первую очередь, в производстве товаров и услуг.

Инновационная деятельность имеет особое значение в современной рыночной экономике. Инновации обуславливают коммерческие успехи в будущем. Фактически инновации являются, с одной стороны, показателями конкурентоспособности предприятия, с другой, обеспечивают эту конкурентоспособность.

Развитие техники и появление новых технологий определило ведущую роль научно-технических нововведений или инноваций как источников экономического роста. Проблема коммерческого успеха предприятия может быть сформулирована как необходимость концентрации внимания на путях внедрения технологий для решения новых задач.

В этом заключен смысл инновационной политики современного торгового предпринимательства, обеспечивающий эффективность нововведений во всех сферах деятельности. Совокупность различных инновационных процессов определяет инновационную политику торгового предприятия, влияет на текущие и ожидаемые результаты деятельности торгового предприятия.

Управление инновационной деятельностью с целью увеличения инновационного потенциала обеспечивается комплексом мер стратегического планирования развития корпораций и отдельных предприятий, планированием конкретных инноваций.

Инновационная деятельность является объективным условием для развития современного торгового предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятие не сможет гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а, следовательно, перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой, что приведет к потере рыночных позиций.

Товарное обращение – неотъемлемый элемент рыночного хозяйствования, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя производственную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Торговые услуги составляют неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Среди рыночных услуг наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий внедомашнего питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, народного образования и др.

Информация о работе Инновации в торговом деле