Инновации в сфере предоставления банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:57, научная работа

Описание работы

Происходящие в последние годы изменения в банковском секторе России способствовали развитию сферы предоставления банковских услуг на основе инновационных технологий, современных методов и моделей управления банковским бизнесом, направленных на повышение конкурентоспособности кредитных организаций на микро- и макроуровнях. Традиционный спектр предоставляемых банками услуг сегодня не может полностью удовлетворить потребности клиента. Возникает необходимость внедрения новых услуг и, соответственно, в проработке методов их предоставления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 

18. Развитие инструментов  регулирования ликвидности

банковского сектора

 

В целях достижения максимальной доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для всех финансово-устойчивых отечественных кредитных организаций  Банк России предусматривает осуществить  оптимизацию механизмов рефинансирования (кредитования) и перейти к единому  механизму рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово-устойчивой российской кредитной организации  получить кредит Банка России, обеспеченный активами, входящими в единый пул  обеспечения.

Кроме того, Банком России будет  продолжена политика расширения перечня  активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения его кредитов.

Банком России предполагается совершенствование нормативной  и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке, в том числе механизмов проведения Банком России операций РЕПО с кредитными организациями в  рамках системы рефинансирования. Планируется  организовать проведение Банком России операций РЕПО на единый пул обеспечения, что позволит кредитным организациям при получении рефинансирования в Банке России более эффективно управлять своим портфелем ценных бумаг. Банк России также примет активное участие в работе по внедрению  сервисов по управлению обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО) для участников финансового рынка.

Банк России продолжит  проведение депозитных операций и операций по размещению облигаций Банка России для абсорбирования избыточной ликвидности  банковского сектора. В целях обеспечения равного доступа российских кредитных организаций к депозитным операциям Банком России будет совершенствоваться порядок и условия проведения депозитных операций, в частности Банк России намерен рассмотреть возможность расширения состава кредитных организаций - участников депозитных операций Банка России, предоставления кредитным организациям права досрочного востребования депозитов, размещенных на определенный срок, а также использования кредитными организациями в целях исполнения обязательств по депозитным сделкам наряду с корреспондентскими счетами, открытыми в Банке России, своих корреспондентских субсчетов в Банке России и банковских счетов, открытых в уполномоченных расчетных центрах организованного рынка ценных бумаг (по выбору кредитных организаций).

В ближайшие годы Банк России планирует использовать нормативы  обязательных резервов (резервных требований) в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора Российской Федерации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях поддержания ликвидности кредитных организаций при выполнении ими обязательных резервных требований.

Решения относительно изменения  уровня нормативов обязательного резервирования и их дифференциации будут приниматься  Банком России исходя из текущей макроэкономической ситуации и состояния ликвидности  банковского сектора. При этом действия Банка России в этой области будут  направлены не только на решение текущих  задач, но и на обеспечение экономической  устойчивости в среднесрочном периоде, что включает стабилизацию динамики внешнего долга, восстановление устойчивого  экономического роста и ограничение  темпов инфляции.

 

IV. Основные направления  совершенствования банковского

регулирования и надзора  в Российской Федерации

 

Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из того, что  система банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций в Российской Федерации  в ближайшие годы должна стать  более эффективной, и направят усилия на ее приведение в соответствие с  международными стандартами в этой области.

Предусматривается продолжить работу по уточнению полномочий Банка  России согласно предъявляемым к  банковскому регулированию и  банковскому надзору международным требованиям, включая возможности по оценке устойчивости кредитных организаций на индивидуальной и консолидированной основе и полномочия по применению мер надзорного реагирования.

Специальное внимание будет  уделено вопросам идентификации  и оценки рисков, в том числе  рисков, имеющих системную природу, на содержательной основе и интенсивности  надзора исходя из риск-ориентированных подходов.

Лицензирование. Порядок  инвестирования капитала

 

Правительство Российской Федерации  и Банк России рассмотрят вопросы  совершенствования системы допуска  капитала на рынок банковских услуг  и контроля Банка России за крупными приобретениями (более 10 процентов) акций (долей) кредитных организаций. Особое внимание будет уделяться соблюдению инвесторами требований законодательства Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и Банком России предусматривается формирование системы  мер воздействия в отношении  инвесторов, осуществивших приобретения с нарушением законодательства Российской Федерации.

Будет продолжена работа по закреплению в законодательстве Российской Федерации положений, направленных на повышение требований к руководителям  кредитных организаций и их филиалов, на усиление контроля со стороны Банка  России за соответствием руководителей  установленным требованиям, а также  работа по предотвращению допуска к  участию в капиталах банков лиц  с неудовлетворительным финансовым положением и деловой репутацией, включая полномочия по контролю за крупными приобретениями акций (долей) кредитных организаций. Требуется провести работу по законодательному закреплению за Банком России полномочий по обработке персональных данных и ведению баз данных.

Для упрощения процедур размещения акций кредитных организаций  среди широкого круга инвесторов будут реализованы меры, направленные на обеспечение благоприятных условий  публичного размещения акций, а также  на упрощение процедуры регистрации  эмиссии ценных бумаг.

Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию  законодательства Российской Федерации, регулирующего процедуры реорганизации  кредитных организаций, направленных на устранение препятствий в реализации возможности осуществления слияний  и присоединений кредитных организаций различных организационно-правовых форм.

На нынешнем этапе развития банковского сектора предполагается сохранить сложившиеся условия  инвестирования иностранного капитала, предполагающие равный с резидентами  порядок участия в уставных капиталах  кредитных организаций - резидентов без предоставления возможности  открывать филиалы иностранных  банков.

 

7. Транспарентность кредитных организаций

 

Важным инструментом достижения системной стабильности банковского  сектора является повышение прозрачности деятельности российских кредитных  организаций и укрепление рыночной дисциплины. Это является одним из существенных условий роста доверия  к банковскому сектору и повышения  его инвестиционной привлекательности.

В целях повышения транспарентности банковской системы Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат работу по совершенствованию требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности. Реализация этой задачи предполагает приближение указанных требований к международно признанным подходам, в том числе рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, устанавливающих требования по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о величине собственных средств (капитала), а также о принимаемых рисках, процедурах их оценки и управления ими.

В последние годы улучшилась ситуация с прозрачностью структуры  собственности кредитных организаций. Благодаря изменениям в регулировании отношений в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации информация о структуре собственности банков - участников системы страхования вкладов стала доступна не только Банку России как надзорному органу, но и гражданам - потребителям банковских услуг.

Дальнейшему повышению прозрачности структуры собственности кредитных  организаций будет способствовать также развитие законодательной  базы института аффилированных лиц  кредитных организаций. В частности, необходимо предусмотреть требование ко всем аффилированным лицам кредитных  организаций представлять сведения о себе и ответственность за неисполнение этого требования. Установление указанных  требований необходимо также в целях  предотвращения конфликта интересов  при осуществлении кредитными организациями  сделок с заинтересованностью.

Предстоит также определить механизмы обеспечения контроля за прозрачностью структуры собственности при осуществлении публичного размещения кредитными организациями акций за пределами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Банк России с участием экспертного сообщества намерены изучить международный опыт в указанной сфере и подготовить соответствующие предложения.

Необходимо законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние  на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая  третьи лица, предоставлять кредитной  организации сведения для раскрытия  структуры собственности, в том  числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.

Целям повышения рыночной дисциплины послужат меры по расширению обязанности кредитных организаций  раскрывать неограниченному кругу  лиц информацию, характеризующую  профессиональную квалификацию и деловой  опыт руководителей.

По мнению Правительства  Российской Федерации и Банка  России, разработка банковским сообществом  отраслевых критериев транспарентности, требований и отраслевых стандартов по раскрытию кредитными организациями информации должна стать одним из важных направлений деятельности российских банковских ассоциаций. Со своей стороны Банк России в пределах установленной компетенции предполагает участвовать в указанной работе.

Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций и совершенствование системы финансовой отчетности публичными компаниями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности является одним из существенных условий повышения эффективности рынка банковских услуг и роста доверия к банковскому сектору. В связи с этим в рамках реализации положений Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" начиная с 2012 года предусматривается составление и предоставление всеми кредитными, страховыми организациями, а также иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности только в соответствии с указанными стандартами.

Дистанционный надзор

 

Банк России продолжит  внедрение в практику международно признанных подходов к организации дистанционного банковского надзора в Российской Федерации. Дальнейшее развитие получит применение в дистанционном надзоре за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов содержательных подходов к анализу ситуации в кредитных организациях, базирующихся на современных приемах анализа и оценки существенных для кредитных организаций рисков, уровня их концентрации и качества управления.

В процессе организации дистанционного надзора Банком России будет уделяться  особое внимание:

наличию у кредитных организаций  адекватных характеру и масштабу деятельности современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих  своевременно идентифицировать, оценивать, отслеживать, контролировать и ограничивать все существенные риски и определять общую достаточность собственных средств (капитала) с учетом профиля рисков кредитной организации;

наличию должного контроля со стороны совета директоров (наблюдательного  совета) и топ-менеджеров за деятельностью кредитной организации, качеством принимаемых стратегических и операционных решений, сбалансированным ведением и устойчивостью бизнеса, достоверностью публикуемой и предоставляемой в органы контроля и надзора информации;

оценке степени транспарентности деятельности кредитных организаций, включая оценку прозрачности структуры собственности.

Будет продолжена работа по развитию методологии и практики надзора, позволяющей определить возникновение  проблем у кредитных организаций  на ранних стадиях с целью принятия соответствующих профилактических и корректирующих мер и определения  режима дальнейшего надзора. В рамках надзорной работы будут в том числе совершенствоваться подходы к анализу надежности предприятий нефинансового сектора экономики в целях оценки кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями.

В рамках реализации риск-ориентированных подходов Банк России продолжит работу по использованию дифференцированного режима надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости обеспечить усиление надзора прежде всего за системно значимыми банками. С учетом этого Банк России намерен осуществить более эффективное распределение надзорных ресурсов.

Предусматривается формирование механизмов осуществления дополнительного  контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией в системно значимых кредитных организациях, а  также его непосредственного  участия в надзорной деятельности. Банк России также предпримет меры по развитию института кураторов  банков.

Перечисленные подходы к  организации банковского надзора  будут осуществляться в комплексе  с мерами, предпринимаемыми по всем направлениям надзорной деятельности (инспектирование, лицензирование, работа с проблемными банками).

Учитывая опыт работы уполномоченных представителей Банка России в кредитных  организациях, получивших в ходе кризиса  средства государственной поддержки, Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из целесообразности и в дальнейшем использовать указанный  институт при осуществлении надзора  в банках, имеющих системное значение.

Информация о работе Инновации в сфере предоставления банковских услуг