Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Инновационная система охватывает все сферы жизнедеятельности общества и имеет своей целью привнесение новшеств, которые позволят усовершенствовать производственный процесс создания продукции, добиться поставленных целей более экономически целесообразными средствами, создание новых рабочих мест в сфере услуг, которая в последнее время получило развитие, «спровоцировать» экономический рост государства.
Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, также стратегически важным становится перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Содержание понятия инновации…………………………………….……..….4

2. Основные положения инновационной системы Республики Беларусь ……4

3. Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь…………...10

Заключение………………………………………………………………….…....12

Список использованных источников………………………………………...…14

Файлы: 1 файл

национальная инновационная система.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

В качестве преференций для  финансирования отдельных проектов Программы предоставляют правительственные  гарантии по возврату кредитов, а также  преференции по оплате процентов  по кредитам. Преференции также предусмотрены  для высокотехнологичных производств  и предприятий, которые включены в государственный реестр. От обложения  ввозными таможенными пошлинами  и НДС освобождаются ввозимые оборудование и приборы для научно-исследовательских  целей, материалы и комплектующие, предназначенные для выполнения заданий Программы.

Значительные льготы представлены организациям-резидентам Парка высоких  технологий (ПВТ), созданного в соответствии с декретом Президента № 12 от 22 сентября 2005 года. Для резидентов и инвесторов ПВТ предоставляются следующие  льготы, в числе которых - освобождение от налогов на прибыль, добавленную  стоимость, платежей в бюджетные  и внебюджетные фонды, от уплаты таможенных пошлин и обязательной продажи иностранной  валюты. Для резидентов ПВТ будет  действовать самый низкий в мире фиксированный 9-процентный подоходный налог с физических лиц. Они смогут в уменьшенном размере оплачивать обязательные страховые взносы и  экономить при расчете арендной платы.

В белорусском ПВТ смогут участвовать крупные компании, имеющие филиалы вне ПВТ; кроме того, на его территории будет разрешено строить жилые дома для сотрудников. Налоговые стимулы будут распространяться не только на резидентов парка, но и на предприятия традиционных отраслей промышленности, зарегистрировавшие свои проекты в нем. Специальный правовой режим ПВТ будет действовать на протяжении 15 лет [3, c.87].

Важнейшими задачами государственной  политики в целях сохранения и  развития кадрового потенциала научно-инновационного комплекса страны являются: повышение  уровня оплаты научного труда, экономической  и социальной защищенности ученых и  разработчиков, престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание дополнительных условий для  привлечения и закрепления талантливой  молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции  и создание условий для возвращения  в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом. Для повышения  эффективности кадровой политики будут  продолжены работы по стимулированию научной деятельности и планированию подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом государственных потребностей развития науки и отраслей экономики.

Что касается охраны, и использования  объектов интеллектуальной собственности  то тут гарантируется создание эффективной  многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой  инфраструктуры, защита перспективных  научно-технических разработок в  целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав.

Согласно Программе планируется  создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств с освоением  новых и высоких технологий на действующих предприятиях, проведена  комплексная модернизация около 600 действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий.

Формирование инновационной  инфраструктуры, как отмечалось выше, предусматривает: создание и дальнейшее развитие центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности и др.; создание глобальной информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и т.п.). В целом в Беларуси в настоящее время создано более 80 различных структур (Парк высоких технологий - 1, научно-технологические парки - 10, научно-производственные центры - 56, инновационные центры - 5, центры трансфера технологий - 24, Белорусский инновационный фонд - 1, информационные и маркетинговые центры - 10, бизнес-инкубаторы - 9, научно-технические библиотеки - 476, инновационно-активные предприятия - 318), работающих в сфере инновационной деятельности.

В период до 2015 года планируется увеличить количество субъектов инновационной инфраструктуры до:

- научно-технологические  парки - 20;

- научно-производственные  центры - 71;

- инновационные центры - 8;

- центры трансфера технологий - 30;

- информационные и маркетинговые  центры - 30;

- бизнес-инкубаторы - 10;

- научно-технические библиотеки - 490;

- инновационно-активные предприятия – 581[4]

Распределение средств по финансированию Программы: примерно в  следующей пропорции 30 % - средства бюджет, 30% - кредиты, 30% - собственные средства предприятий.

В соответствии с Программой планируется создать около 50 тыс. новых рабочих мест, достигнуть высоких  показателей по глубокой переработке нефти, лесных ресурсов.

Для оперативного контроля хода выполнения Программы Белорусскому институту системного анализа и  информационного обеспечения научно-технической  сферы целесообразно разработать  информационно-аналитическую систему  мониторинга мероприятий программы  с представлением аналитической  информации органам государственного управления.

 

3. Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь

 

В современном мире образовательный процесс становится одним из ведущих факторов конкурентоспособности стран в международной системе социально-экономических отношений. В Республике Беларусь образование рассматривается как мощная движущая сила экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, а также как фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития белорусского общества становится обеспечение качественного современного образования для граждан [1, с.125].

Республика Беларусь вступила в XXI в. с развитой системой образования. Об этом свидетельствуют такие показатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,8%), охват общим базовым образованием, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%).

Повышение конкурентоспособности  белорусского высшего образования  на мировом рынке является сегодня  одним из приоритетных направлений  в реформировании системы образования  и внедрения в учебный процесс  инноваций в целом. Сегодня актуален вопрос о том, что в ряде случаев, вызванных усложнением общей  системы хозяйственных связей, процессом  информатизации, развитием наукоемких производств и т. д., традиционно  обученный выпускник учебного заведения (маркетолог, программист, преподаватель, инженер и др.) является носителем  относительно устаревшего знания, т.е. может оказаться неконкурентоспособным  и невостребованным. Причина этого  в низкой способности учреждений образования достаточно гибко менять содержание подготовки специалистов согласно требованиям экономики в кадрах.

Научно-технический прогресс в современной Беларуси невозможен без преодоления ряда негативных факторов, мешающих успешному развитию страны, в частности в системе  образования. Так для преодоления  проблем, связанных с нехваткой  квалифицированных специалистов в  учебных заведениях, необходимо обратить особое внимание на защиту трудовых и  социально-экономических интересов  работников отрасли. В тот момент, когда решающим фактором развития современного мира стал «человеческий капитал», важнейшим условием которого является образование, отсутствие назревших  прагматических реформ в системе  обучения становится исторически опасным. Сложность адаптации к условиям рыночной экономики системы образования  Беларуси связана с отсутствием  опыта работы в новых условиях, крайне бедным финансовым и материально-техническим  положением вузов. Развитие рыночных отношений  в сфере образования позволит расширить источники поступлений  денежных средств за счет увеличения объема платных услуг [1, с. 132].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время НИС  Республики Беларусь представляет собой  совокупность законодательных, структурных  и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Однако, несмотря на проведение в последние годы целенаправленной работы по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов республика располагает  лишь отдельными фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, инновационно ориентированными производственными предприятиями и специализированными предприятиями инновационной инфраструктуры с различной степенью их инновационности.

В целом можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды Беларуси:

  • отсутствие четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, для мер ее государственной поддержки, а также нормативной правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры;
  • ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
  • неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, самостоятельных инновационных проектов, а именно: венчурных фондов, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования, фондового рынка для

наукоемких компаний и  др.;

  • слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
  • низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.

Не способствуют формированию НИС и недостаточный уровень  наукоемкости ВВП, высокая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и др.

Основная проблема белорусских инноваций заключается в образовании потому, что непосредственно в учреждениях образования готовят будущих специалистов, сотрудников частных и государственных учреждений, которые в последующем определяют путь развития государства. Недостаток квалифицированных сотрудников и тенденция к иммиграции белорусских ученых, научных сотрудников и «талантливой молодежи» за рубеж, где существуют реальные возможности реализации себя и своего потенциала на благо общества с возможностью достойного материально благополучия. Человеческий фактор в национальной инновационной системе занимает центральное место, т.к. устанавливают приоритеты и пути их достижения, делают обоснования тех или иных управленческих решений, дает оценку достигнутых результатов, делает прогноз на последующее развития с перспективой роста показателей и получения экономического роста в целом по стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Войтов, И.В. Формирование национальной инновационной системы в Республике Беларусь: состояние и перспективы / И.В. Войтов. - Мн.: ГУ БелИСА, 2008. - 156с.
  2. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [К. В. Балдин и др.]. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
  3. Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста / С.Н. Ефимушкин, А.Б. Овсянникова // Российское предпринимательство. Часть 1. - 2009. - №5. - с. 86 - 92.
  4. Государственная  программа  инновационного  развития  Республики  Беларусь  на  2011–2015  годы. — Минск:  ГУ  «БелИСА», 2011. — 164 с.
  5. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. - Мн.: Право и экономика, 2003. - 280 с.

 

 

 


Информация о работе Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь